Парадокс: откаты и коррупционная составляющая экономики растет, а количество банковских лицензий, отозванных за легализацию, падает. Одно из двух: либо с отмыванием преступных доходов никто системно не борется, либо коррупционеры уже создали свою альтернативную национальную платежную систему, создание которой на официальном уровне еще только обсуждается. И в том, и в другом случае сообщение МВД о выявлении преступной схемы по выводу через банки бюджетных средств выглядит как прецедент.
Первая версия – о том, что откаты в банках до сих пор попросту не искали, – конечно, выглядит более правдоподобной и от этого не менее удивительной. Потому что надо очень стараться, чтобы не замечать, как в банковской системе происходит легализация преступных доходов – взяток чиновников и ворованных бюджетных денег.
По данным исследования, проведенного членом-корреспондентом РАН Ириной Елисеевой, объем коррупционной экономики – 25 трлн руб. или 64% ВВП. В том числе чистые теневые доходы федеральных и местных чиновников, налоговиков и судей – 4,6–5,6 трлн руб. (15–19% активов российских банков). Сектор отличается высокой концентрацией: половина из этой суммы приходится на мздоимцев федерального уровня. Чем же на этом благодатном поприще занимаются ЦБ, Росфинмониторинг и МВД?
Казалось бы, в России приняты все необходимые условия и законы для противодействия отмыванию незаконных доходов, включая пресловутый 115-ФЗ. Недаром регуляторы время от времени бодро рапортуют о том, что Россия соответствует большинству требований международной организации FATF, ведущей борьбу с отмыванием преступных капиталов. Однако количество банковских лицензий, отозванных за нарушения 115-ФЗ, при яром борце с коррупцией президенте Дмитрии Медведеве почему-то снизилось с полусотни до одного десятка.
Как ЦБ отзывает лицензии банков
* Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма»
ИСТОЧНИК: ЦБ РФ
Все дело в том, что в России борьба с отмыванием преступных и коррупционных доходов подменена борьбой с банальной «обналичкой», используемой для налоговой оптимизации. В результате широко распространенные ранее услуги банков по «обналичке» были локализованы в группе мелких банков. А вот о том, что тот или иной банк «мыл» ворованные из бюджета деньги и был за это наказан, общественность до сих пор ни разу не информировали.
В этой связи весьма любопытен релиз Департамента экономической безопасности МВД России о пресечении деятельности «черных» банкиров, «мывших» деньги не только для коммерческих фирм, но и для госучреждений. Очевидно, у банков, попавшихся на «обнале», часто можно увидеть «хвосты» бюджетных денег, однако никто за них раньше не тянул. И пока остается неясным, случайным является вброс данной информации или нет.
Как сообщили органы, к незаконной деятельности причастен расчетный банк футбольного клуба ЦСКА «Темпбанк», одним из бенефициаров которого до избрания депутатом в 2007 году был экс-председатель партии «Родина» Александр Бабаков. В схеме также были задействованы банки «Империя» и «Басманный». Через них организованная группа отмывала 2 млрд руб ежемесячно.
В совершении преступления следствие подозревает советника предправления «Темпбанка» Дмитрия Ефремова, начальника клиентского управления «Империи» Маргариту Савченко и ее дочь. В обоих банках, правда, вчера поспешили заявить, что претензии к ним необоснованны, Ефремов уже не работает, а Савченко работала на испытательном сроке.
Следствие, однако, утверждает, что его обвинения не голословны. Перед задержанием подозреваемых сотрудники заключили контрольную сделку (см. видео); кроме того, в группу банкиров был внедрен штатный сотрудник, задокументировавший: за свои услуги «черные» банкиры брали с коммерческих организаций комиссию в размере 3–9%, а с госучреждений – 12–17%.
Оказывается, «обнал» для госкомпаний дороже. Почему-то до сих пор как-то не было принято озвучивать – насколько, хотя этому, конечно, есть логичное объяснение. Понятно, что обычные «пустышки» тут не подходят, и «прокатить» казенные деньги банку для такого клиента необходимо через 2–3 «живые» фирмы, которые платят налоги. Что касается откатов, то в стандартном случае он выводится через одного из контрагентов предприятия, получившего госзаказ, а вся цепочка состоит из нескольких звеньев.
Все это позволяет теперь по-новому посмотреть на проблему ценообразования откатов. На вопрос, почему так много берут, чиновники могут сослаться на оперативку МВД: ну вы же видите, сколько с нас банки дерут! Может, пора уже перестать удивляться размерам откатов в федеральных министерствах, достигающим 40–60%?
Елена Зубова
https://slon.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу