Алхимия рынков (Куда ведет тропа войны?) » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Алхимия рынков (Куда ведет тропа войны?)

Если отвлечься от текущих проблем, обсуждением которых пестрят заголовки СМИ от Блумберга до РБК, и взглянуть на мировые экономические тенденции со стороны, то можно заметить, что развитие мирового финансово-экономического кризиса перешло к новому этапу, этапу вялого прозябания
20 сентября 2010 Архив Зайд Григорий
Если отвлечься от текущих проблем, обсуждением которых пестрят заголовки СМИ от Блумберга до РБК, и взглянуть на мировые экономические тенденции со стороны, то можно заметить, что развитие мирового финансово-экономического кризиса перешло к новому этапу, этапу вялого прозябания.

Первый этап кризиса характеризовался схлопыванием пузырей в первую очередь в финансовых активах, что влекло за собой крах финансовых институтов и грозило коллапсом всей финансовой системе. Этот этап кризиса был преодолен применением одновременно двух инструментов – перекладыванием долга частных корпораций на плечи государств и накачкой экономики деньгами с целью «подкачать» финансовые пузыри, восстановив таким образом доверие к способности банков возвращать деньги и дав им заодно возможность поправить свои балансы. Цель была достигнута, коллапс предотвращен.

Я намеренно опускаю анализ вопроса, пройдена ли точка невозврата и решен ли вопрос устойчивости мировой банковской системы на долгое время. Возможность отката существует, но вероятно, возможные проблемы будут решаться и будут решены теми же методами – перевешиванием долгов на государство и соответствующим объемом напечатанных денег. Из этого этапа мировая экономика вышла с огромной безработицей, колоссальными объемами государственных долгов, низким уровнем потребления, низким объемом накоплений и непониманием перспектив дальнейшего развития. Основных причин бесперспективности две: во-первых, развитые страны по-прежнему потребляют по сути в долг или, по-другому, за счет непропорционально низкому потреблению в развивающихся странах, во-вторых, объем долгов развитых стран (США, ЕС, Япония) таков, что при существующих бюджетных возможностях эти долги не только возвратить, но и, в отдельных случаях, обслуживать не представляется возможным. Таково, кратко, описание более-менее стабильного состояния экономического дна, образовавшегося после первой фазы кризиса.

Второй этап кризиса разворачивается на той базе, что описана выше. На этом этапе, не касаясь вопроса удержания достижений первого этапа, стоит задача укрепления реального (а не финансового) сектора экономики и хотя бы стабилизации, а лучше сокращения, бюджетных дефицитов. Проблема заключается в том, что возможностей для решения этих задач очень немного. Текущий спрос невелик, объем долгов домохозяйств по-прежнему большой, а уровень накоплений, способных превратиться в спрос, низкий. В этой ситуации возможно несколько вариантов:

1. Очень медленное восстановление, основанное на принципе «сколько работал, столько и потреблял». Этот подход имеет ряд существенных недостатков – он не позволит собирать налоги, достаточные для обслуживания и возврата долгов, и он не позволит развитым странам жить привычно «на широкую ногу».

2. Найти рынок с большой потенциальной емкостью потребления и слабо закредитованный с тем, чтобы за счет наращивания потребления на этом рынке вывести крупнейшие экономики из застоя. В некоторой степени такой страной может быть Китай, если пофантазировать, то еще может быть Индия. Других кандидатов даже при развитой фантазии просто нет. Попытки в этом направлении делаются, главным образом, по отношению к Китаю, но большого потенциала успеха пока не видно.

3. Предъявить рынку новые технологии, позволяющие удовлетворить имеющийся спрос. Речь идет о принципиально новых технологиях, создающих высоковостребованный продукт, а не об эволюции мобильных телефонов в карманный компьютер. Такие технологии имеются в различных областях, но пока не слышно о возможностях их прикладного, в индустриальных масштабах, использования.

4. Бороться за место на уже занятых рынках. Это самый тяжелый вариант развития событий, не несущий роста мировой экономике в целом, но, похоже это самый реальный вариант. Вышеперечисленные возможности тоже будут использованы в полной мере, в той, в которой они реально возможны, но битва за уже насыщенные рынки сбыта, к сожалению, пока что будут являться основной стратегией поддержания реального сектора.

Итак, борьба за рынки сбыта. При отсутствии нового качества продукта (основанного на новых технологических решениях) главным конкурентным преимуществом является конечная цена. Основными решениями здесь является борьба с прямыми затратами и курсовая политика.

Что касается курсовой политики, то мы уже видим борьбу, развернувшуюся на этом поле – США оказывает давление на Китай, Банк России ослабляет рубль, Банк Бразилии берет курс на девальвацию, Банк Японии проводит интервенцию… И это только начало! Это тенденция. Думаю, что этот процесс будет сопровождаться волнами негатива, манипуляциями на валютном рынке, а закончится процесс удорожанием китайского юаня – другого источника, другого конкурента на широком потребительского рынке нет, выживать будут Китай. А победителем №1 будет самый сильный, то есть Штаты. Успех реального сектора США будет во многом зависеть от слабости курса доллара, до известной меры, конечно. Во многом, но не во всём. Дело в том, что для успехов продаж высокотехнологичной продукции курс валюты значим в меньшей степени, чем для традиционных товаров, тех самых «плюшевых зайцев». Поэтому, на мой взгляд, Штаты заинтересованы в ограничении пошлинами ввоза низкотехнологичной продукции. В общем, торговые войны и девальвации – это то, что мы увидим в ближайшей перспективе.

Теперь о других источниках экономии на издержках. Не думаю, что производителям сильно нужно дорогое сырье. Я думаю, что для реального сектора нужно дешевое сырье! С учетом того, что цены на основные сырьевые товары являются в известной мере управляемыми, главным образом из Великобритании и США, то предположу, что снижение цен на сырье не заставит себя долго ждать. Спекулятивная составляющая в ценах на нефть и металлы, характерная для первого этапа выхода из кризиса, уйдет из котировок. Что же касается постоянных разговоров об ограниченном предложении сырья, то это лишь разговоры – и ОПЕК, и Россия, и другие нефтедобывающие страны могут с легкостью увеличить поставки нефти. Уверен, что ни США, ни Европа больше не захотят кормить нефтеэкспортеров за счет, фактически, увеличения своего госдолга. Если раньше это было неизбежной мерой при вытаскивания экономики из финансового кризиса, то теперь высокая цена на сырье станет препятствием на пути оздоровления реального сектора.

В этой связи я предполагаю, что для России в целом и особенно для российского потребителя наступают очень тяжелые времена – низкая стоимость сырья сократит доходы страны, повысит дефицит бюджета РФ, повлечет за собой трендовое ослабление рубля и, соответственно, удорожание импорта, рост налогообложения. В общем, Россию, на мой взгляд, ожидает серьезный рост потребительских цен, падение стоимости капитальных активов, давление на бизнес и поиск виноватых на фоне приближающихся выборов.

Таким образом, если предположить, что мир перешел от фазы финансовой стабилизации к фазе поддержки реального сектора, можно утверждать, что процесс девальваций будет развиваться в сторону ослабления доллара и евро против азиатских валют, в первую очередь против юаня; произойдет откат в части свободы международной торговли, то есть протекционистские меры будут активизированы; стоимость сырья будет падать.

Что в этом случае произойдет с фондовым рынком? Вероятно, очень простая вещь, он начнет в большей степени ориентироваться на два фундаментальных фактора – стоимость денег для компаний и их прибыльность.

В конце хочу сделать важное замечание. В своих размышлениях я исходил из того, что этап финансовой стабилизации завершен. Однако я в этом не уверен. И не только я. Если приостановившийся дефляционный процесс начнет развиваться снова, его снова начнут «лечить» деньгам. И тогда картина мира будет совсем другой. А мои рассуждения окажутся лишь фантазией.

Дуэль: оптимизм и бабки

Основные события этой недели происходили на валютном рынке: интервенция Банка Японии, ослабление рубля, огромный спрос на евро, рост юаня и дебаты в Конгрессе США по поводу китайских валютных манипуляций. Доступность ликвидности, и без того всегда оказывающая влияние на рынки активов, принимает сейчас сверхважное значение! Поэтому считаю важным рассмотреть этот вопрос – перспективы доступности ликвидности на следующей неделе – особенно внимательно.

1. США. Объем ликвидности за неделю несколько увеличился.

Алхимия рынков (Куда ведет тропа войны?)


Алхимия рынков (Куда ведет тропа войны?)


Ставки Libor продолжали снижаться.

Алхимия рынков (Куда ведет тропа войны?)


Угрозу ликвидности представляет собой окончание финансового года и сопутствующий вывод клиентами денег из фондов, а также вывод денег из фондов банками для поправки балансов. Кроме того, Плиний Старший сегодня ночью сообщил о проблемах CITADEL INVESTMENT GROUP.

Размещений Казначейства анонсировано на эту неделю уже на 83 млрд. долларов, погашения составят 108 млрд. долларов. Вероятны дополнительные анонсы размещений, так что приток ликвидности за счет погашений, вероятно, будет небольшим. Впрочем, ФРС Нью-Йорка планирует покупать трежериз на размещениях в понедельник и вторник, но сумма покупок неизвестна.

Без учета проблем Citadel ситуация с ликвидностью в США пока что благополучна, но может обостриться по причине вывода денег инвесторов с фондового рынка.

2. Япония. Проведенная интервенция понизила курс японской йены, несколько ослабив стимул репатриации капитала, и добавила ликвидности в систему в размере около 21 млрд. долларов (в йенах, естественно). На мой взгляд здесь важнее не сам акт интервенции, а готовность Банка Японии продолжить ее и, возможно, без проведения стирилизации леквидности. Таким образом, пусть и не изменив фундаментального тренда по репатриации японского капитала на родину, Банк Японии фактически снял локальную напряженность. Недельную перспективу ликвидности в Японии я оцениваю как вполне спокойную.

3. Европа. Огромный спрос на евро в течение прошедшей недели отражал высокий спрос на нее со стороны европейских банков. Высокий дифицит ликвидности заставляет европейские банки выходить из активов по всему миру и покупать евро. Эти проблемы будут усугубляться по мере приближения 30 сентября – в этот день банки должны возвратить в ЕЦБ полученные ранее кредиты в сумме около 200 млрд. евро. Ставки Libor оставались на приемлемом уровне в течение всей недели, совершив скачок лишь в четверг, что, кстати, отразилось на российском фондовом и валютном рынке.

Алхимия рынков (Куда ведет тропа войны?)


Вместе с тем надо помнить, что доступность кредитования по этим ставкам существует только для банков первого круга, остальные банки вынуждены кредитоваться по существенно более высоким ставкам или выходить из активов, не имея возможности получить кредитование под разумные проценты. Считаю, что дефицит ликвидности в Европе несет очень существенный риск для фондовых рынков и может спровоцировать их обвал. При этом обвал может происходить на фоне роста евро против доллара в течение нескольких дней. Проблемы Ирландии, длящиеся уже продолжительное время и вышедшие вчера на первые полосы газет, могут сделать кризис ликвидности в Европе еще острее.

4. Китай. Терра инкогнита кредитно-денежной политики. Судя по тем цифрам, которые демонстрирует китайская статистика, китайцам придется продолжить зажатие ликвидности, но вот когда это случится, каким будет при этом курс юаня, я не могу даже предположить. Вероятно, что изменения монетарной политики произойдут не раньше, чем наступит затишье в обсуждениях американцами валютных манипуляций. В перспективе недели китайская ликвидность наибольшим образом окажет влияние на стоимость сырьевых ресурсов; в отсутствие прогноза по действиям монетарных властей Китая приму этот фактор как нейтральный.

Вывод: ситуация с ликвидностью напряженная и может обостриться. Источник дефицита – европейская финансовая система плюс, возможно, Citadel Investment.

А что тем временем происходит на фондовых площадках? Фондовые рынки чувствовали себя неплохо, хоть их и потряхивало периодически на фоне тех самых процессов на денежном рынке. Наибольший оптимизм показывают американские индексы, правда, S&P500 так и не сумел пробить уровень 1.130п. Ралли в США проходит на очень низких объемах за исключением вчерашнего дня, и это важно – уже две недели американский рынок растет без объемов, но вчера объем торгов был максимальным и очень высоким в абсолютных цифрах, при этом S&P500 продемонстрировал нулевое изменение. Кроме того ралли в США происходит на довольно пресном новостном фоне, на очень неоднозначных данных статистики. Что это? Рынки просто тянули вверх? Тогда пятничный объем на нулевом росте может быть предвестником очень скорого падения. А может, этот рост и пятничный объем означает набор позиций перед важными решениями FOMC, заседание которого состоится в ближайший вторник? Такой вариант лично я считаю маловероятным, однако чем черт не шутит?

Российский рынок тем временем ведет себя очень непросто. Индекс РТС уже находится в продаже, туда его загнал падающий рубль. Если вывод денег европейцами с российского рынка продолжится, что я считаю очень вероятным, то индекс РТС может обвалиться довольно сильно. Индекс ММВБ держится немного лучше, однако и его уровни, достигнутые в последний час торговли пятницы, статистически говорят о более высокой вероятности падения, чем роста. Динамика торгов в пятницу на ММВБ говорила о том, что покупателей не было, но и массированных распродаж тоже не было – обычная такая коррекция. Мне представляется, что настроения на российском рынке пока, скорее, бычьи – до инвесторов пока не дошло, что падение может придти быстрое и мощное. Поэтому в пятницу я сделал предположение о возможном росте в понедельник. Это предположение кажется мне и сегодня вполне обоснованным, только правильнее говорить не о росте, а финальном подскоке.

В целом, если FOMC не порадует инвесторов новыми деньгами, что, повторюсь, крайне маловероятно, то я предполагаю скорый обвал рынка. Даже в случае пробоя S&P500 уровня 1.130п., что создаст повод для роста к 1.150-1.170п.п., я бы не стал участвовать в таком движении при отсутствии фундаментальных поводов к оптимизму.

Вывод: фондовый рынок очень рискованный. Прибыльность лонгов не сопоставима с уровнем риска. Возможен обвал, обусловленный проблемами ликвидностью.

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter