Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Лайем Хэллиган, Главный урок японской интервенции » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Лайем Хэллиган, Главный урок японской интервенции

Кризис суверенного долга в Европе и беспокойство по поводу вероятности рецессии с двойным дном в США вызвали спрос на йену как на валюту-убежище. Японская экономика остается слабой, но инвесторы решительно избавлялись от доллара и евро
20 сентября 2010 Архив
Кризис суверенного долга в Европе и беспокойство по поводу вероятности рецессии с двойным дном в США вызвали спрос на йену как на валюту-убежище. Японская экономика остается слабой, но инвесторы решительно избавлялись от доллара и евро.

В прошлый вторник, после того, как правящая Демократическая партия Японии, наконец, выбрала себе в лидеры премьер-министра Наото Кана, йена достигла 15-летнего максимума против доллара на Y83.82. Именно поверженный соперник Кана Итиро Одзава призывал к проведению интервенции по снижению курса йены. А когда Одзава вышел из игры, интервенция стала казаться все менее вероятной.

Таким образом, когда победитель Кан в среду отдал распоряжения продавать йену, начав первую в стране интервенцию за 6 лет, рынки были застигнуты врасплох. Это позволило йене потерять 3,1% против доллара и 3,4% против евро.

Действия Японии уже вызвали большое количество комментариев по мере того, как умники-аналитики переделывали свои сложные модели и обновляли свои таблицы. Однако в реальном мире валютные интервенции имеют стратегическое, а не научное значение. И эту нужно рассматривать исключительно через политическую призму.

Кан принял решение продавать йену сразу после того, как одержал победу над Одзавой, чтобы укрепить свои позиции в японском парламенте.

После сложной кампании Канн получил поддержку 206 членов, что только на 6 больше, чем у его соперника. Через год после своей исторической победы над давно правящей Либерально-демократической партией ДПЯ разочаровала общественность и пережила глубокий раскол. Правление Кана было омрачено апатией и нерешительностью - поэтому Одзава и вступил в борьбу. А что лучше для укрепления позиций сразу после трудной победы, чем смело начать применять в жизнь основную задачу политики вашего главного оппонента?

Недавний рост йены очень не нравился могущественному экспортному лобби Японии. Решение Кана публично похвалили автопроизводители, такие как Toyota и Mazda. Индекс Nikkei вырос на 3% в среду на снижении йены, усилив эйфорию. А поскольку министерство финансов заявило, что "рост йены нельзя больше игнорировать", мы можем увидеть дальнейшую продажу. Валюта Японии ведь по-прежнему выше, чем 3 недели назад.

Участники рынка оценивают интервенцию примерно в 15 млрд. фунтов. В четверг Кан заявил, что его правительство "готово к дальнейшим решительным действиям". Экспортеры призывают поднять йену к Y90 за доллар, и одна из причин этому - курс корейской воны. Южная Корея активно забирает себе долю рынка автомобилей и электроники, ранее принадлежащую Японии. Однако несмотря на все угрозы и обещания Кана, я не могу себе представить, что йена в ближайшее время достигнет этого уровня.

С учетом серьезной неопределенности относительно экономики Европы и США, бегство в йену в качестве убежища продолжится довольно активно. Что еще важнее, дальнейшая интервенция точно потребует сотрудничества с ФРС и ЕЦБ, а этого просто не будет. Напротив, Америка и Европа, которые обычно сотрудничают с Японией относительно глобальных финансов, рассвирепели от того, что Токио решил действовать в одиночку.

Жан-Клод Юнкер, глава Еврогруппы, заявил, что он настаивает, чтобы Япония отказалась от односторонней интервенции. Сандер Левин, глава Бюджетного комитета Конгресса США, отметил, что решение Кана вызвало "большое беспокойство", а глава Банковского комитета Сената Крис Додд заявил, что оно "нарушает международное согласие".

Правительства западных государств вообще сомневаются в том, что курс йены завышен. У Японии большой профицит торгового баланса и баланса текущих операций, который сохраняется уже более чем целое поколение, так что зачем ей понижать курс валюты и делать свой экспорт еще более конкурентоспособным? И хотя йена выросла номинально в последние годы, дефляция в стране значит, что реальный взвешенный с учетом торговли курс близок к своему долгосрочному среднему значению.

Помимо этих технических подробностей США и Европа просто расстроены, так как им не понравился вкус собственного лекарства. Страны-кредиторы, такие как Япония, считают (и не без основания), что западные страны просто позволяют своим валютам снижаться в долгосрочном периоде, что дает им возможность не только сохранять конкурентоспособность, но также снижать реальную стоимость долга азиатским правительствам.

Это приводит нас к Китаю - самому большому источнику суверенного кредитования в мире, а также основной причине, почему действия Японии вызвали такой гнев, особенно в США.

США приближаются к промежуточным выборам, так что сезон нападок на Пекин в полном разгаре. ВВП США вырос всего лишь на 1,6% во 2 квартале 2010 против +3,7% за пред. период и +5% за 4 кв. 2009. Восстановление экономики обычно выглядит как-то иначе. Администрации Обамы нужны козлы отпущения.

В четверг министр финансов США Тим Гайтнер выступал перед Конгрессом на слушаниях на тему "Курс китайской валюты". Отчаянно пытаясь защитить американских производителей от "несправедливой" конкуренции, законодатели США обвиняют Пекин в искусственном занижении курса юаня. Однако с 2005 года китайская валюта выросла против доллара на одну пятую от своего курса, она выросла на 1,5% с момента отмены привязки к доллару в июне.

Однако Конгресс, отчаянно пытаясь найти предлог, чтобы обложить китайский импорт новыми "экстренными тарифами", хотел, чтобы министр финансов вновь "атаковал" Пекин. А решение Токио днем раньше выступления Гайтнера серьезно усложнило ситуацию. Как может правительство США обвинять Пекин в "валютных манипуляциях", когда Япония, член Б7, делает тоже самое?
Белый Дом долго был расстроен тем фактом, что Токио довольно спокойно относился к валютной политике Китая и отказывался присоединяться к критике Пекина со стороны Европы и Америки. А теперь премьер-министр Японии, кажется, так выбрал время для интервенции, что сделал жизнь Гайтнера настолько сложной, насколько только возможно.

Единоличные усилия Японии по интервенции на валютном рынке говорят о недостатке веры в многонациональный подход. Они стали ушатом холодной воды для тех, кто надеется на достижение крупных международных договоренностей в ноябре на саммите Б20 в Сеуле - по типу легендарного исторического соглашения Plaza Accord в 1985. Поскольку Китай недавно стал самым крупным торговым партнером Японии вместо США, американские дипломаты начинают задумываться. Может Япония собирается пересмотреть свою долгосрочную стратегическую систему отношений?

А здесь и сейчас, если западный мир переживет еще один "системный шок" или рынку покажется, что он может его пережить, йена вновь будет подвержена повышательному давлению. Удовлетворив претензии экспортного лобби, вряд ли нерасторопный Кан вскоре начнет действовать в пользу других могущественных японских конгломератов, которые хотят, чтобы йена выросла, так как это позволяет им дешевле приобретать зарубежные активы.

В конце концов, только структурная реформа, а не краткосрочные договоренности позволят японской экономике существенно восстановиться, это же касается и Британии. Когда я в последние 2 года выступал против "количественного смягчения" и стимулирования в стиле Кейнса, приводящего к росту долга, я часто слышал один простой и однозначный ответ: "Япония".

Многие британские политики почему-то решили, что Британии нужно печатать деньги в сумасшедших количествах и наращивать свой госдолг, чтобы избежать "потерянного десятилетия" в японском стиле. Это всегда было довольно опасным заблуждением.

Стагнация в Японии началась не из-за того, что она отказалась проводить QE и массивное расширение баланса, а потому, что с обоими действиями она промедлила. Япония пережила 10-летнее падение экономики именно потому, что ее слишком-большим-чтобы-обанкротиться "зомби" банкам позволили продолжать существовать, что оказало массивное давление на экономику в целом. Аналогичный процесс сейчас происходит в Британии. Вот реальный урок, который можно извлечь из японской ситуации, урок, который премьер-министр Кан со своим близоруким взглядом на валюту еще сам не выучил.

По материалам The Telegraph