Вильям Песек, Как я перестал беспокоиться и полюбил йену » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Вильям Песек, Как я перестал беспокоиться и полюбил йену

Если вы хотите узнать, что не так с восстановлением японской экономики, начните с Кадзуо Мицуно
30 сентября 2010 Архив
Если вы хотите узнать, что не так с восстановлением японской экономики, начните с Кадзуо Мицуно.
В возрасте 56 лет правительственный советник еще слишком молод для того, чтобы громко озвучить свою позицию в Японии, где власть традиционно принадлежит престарелым. И это очень плохо. Мицуно стал первым за долгое время чиновником высокого ранга, который сказал правду о Йене: сильная валюта ощутимо пойдет на пользу Стране восходящего солнца.

В Токио даже гипотетические измышления на эту тему являются ересью и кощунством, так что Мицуно, возможно, следует ожидать в ближайшее время весьма неприятных телефонных звонков. Возможно, даже с предложением рассмотреть раннюю отставку. И тем не менее, заместитель генерального директора Совета по оценке экономической ситуации при кабинете министров Японии абсолютно прав.

Склонность японцев уступать политическое лидерство пожилым своим согражданам по умолчанию обладает рядом самоограничительных свойств. В частности, ограничением свежего, нового мышления. К тому моменту, когда политик биологически вызревает до возраста допуска к рулю власти, он уже на 100% убежден в том, что сильная Йена - это главный фактор, не дающий государству развиваться. К сожалению, в политической пищевой цепочке Мицуно является слишком низким звеном и не может донести до самого верха свои идеи под лозунгом "Дайте Йене расти".

Для многих в официальном Токио его идеи - нечто сродни "Доктору Стрейнджлаву", с тем только отличием, что далее в названии следует не "Как я перестал беспокоиться и полюбил бомбу", а "Как я перестал беспокоиться и полюбил сильную йену". И в отличие от безумного американского генерала, героя ленты Кубрика, Мицуно вполне здравомыслящ.

Рынок проигнорировал последние попытки премьер-министра Наото Канна осуществить эффективную валютную интервенцию. Йена сейчас торгуется примерно на тех же уровнях, где она находилась и перед первым за шесть лет шагом японских властей, направленным на ослабление курса национальной валюты.

Трейдерам известно то, чего не знает правительство Японии. Йена укрепляется потому, что другие основные валюты снижаются под действием макроэкономических факторов. Так, к примеру, Федрезерв США может вскоре запустить новый раунд количественного смягчения. Это подбросит Йену вверх - и рынку будет совершенно все равно, какие силы бросят японцы на подавление этого роста.

Давайте перейдем на солнечную сторону улицы и сосредоточимся на плюсах. В 1990-е крепкий доллар времен администрации президента Билла Клинтона продемонстрировал, какой привлекательной для иностранных инвестиций может быть сильная валюта (пока инвесторы не спешат вкладываться в Японию). Это поддерживает акции и держит под контролем долгосрочные процентные ставки. И самое важное: это убедительный признак доверия к вашей экономике.

Сейчас в Токио доверия к будущему национальной экономике не больше, чем на торговых площадках Лондона и Нью-Йорка. Однако все изменится, если в Стране восходящего солнца наконец-то закончится растянувшаяся на десятилетия хандра, и Йена станет сильной - возможно, намного сильнее, чем сейчас.

Понимание Йены превратилось в некую саморазрушительную догму, играющую против себя самой - примерно так же, как и позиция в отношении дефляции. Вы можете работать в Банке Японии, или водить такси в Осаке, или продавать страховые полиса в Кагосиме - вы все равно будете убеждены в том, что экономика вашей страны находится под гнетом дефляции. Потребительские цены так слабы из-за удручающей траектории движения Японии. Отсутствие доверия является причиной, по которой процентные ставки держатся почти на нулевом уровне, и от них недалеко ушли темпы роста. Слабая Йена не сможет победить дефляцию - это сможет сделать лишь полная и всесторонняя реанимация экономической системы Японии.

На этой неделе Мицуно сказал: "Для повышения уровня жизни и материального благосостояния, Японии необходимо изменить свою структуру, задействовав при этом сильную йену".

Помимо традиционных преимуществ, которые несет с собой высокий курс валюты, сильная Йена активизирует активность в сфере сделок по слияниям и поглощениям, что повысит конкурентоспособность государства. У Японии появится возможность приобретать права на разработку месторождений природных ископаемых, и это изменит жизнь страны к лучшему.

А вот еще одна порция святотатства: в такой жесткой и неподатливой экономике, как японская, у дефляции есть свои преимущества. Да, конечно, падающие цены - это кошмар для владельцев недвижимости и кредиторов. Дефляция оказывает понижательное давление на корпоративные прибыли, зарплаты и налоговые поступления в казну.

И тем не менее, падающие цены вот уже много лет представляют собой некое подобие налоговой льготы-"невидимки", которой наслаждаются задавленные высокими налогами японские потребители и который позволяет все большему числу малоимущих работающих граждан страны сводить концы с концами.
Кроме того, дефляция привела к серьезным переменам в раздутой, неэффективной экономике. Будучи дестабилизирующей силой, не поддающейся контролю ни со стороны властей, ни глав корпораций, она встряхнула запутанную, посредническую систему распределения в стране, позволяющую удерживать цены на высоком уровне. Это дало толчок компаниям, вынудив их заняться вопросами своей конкурентоспособности.
Дефляция стала феноменом, который в конечном итоге способствовал сокращению объемов банковских плохих кредитов. Долгие годы ожидания того, что экономика начнет расти и все наладится, сошли на нет. Вряд ли по чистому совпадению списания безнадежных долгов активизировались именно после того, как стало понятно, что дефляция не желает быть просто залетным гостем в экономике.

Принятие сильной Йены может спровоцировать рост так называемого ощущения иррациональной "жизнерадостности" (animal spirits), о котором писал Джон Мейнард Кейнс и которое, по мнению многих экспертов, является важной движущей силой экономики. Корпорации Sony придется больше полагаться на разработку наиболее необходимой продукции из категории "must-have". Honda Motor вынуждена будет сильнее сосредоточиться на повышении производительности. Japan Airlines придется заняться эффективностью своего КПД. Правительство вынуждено будет подкорректировать свою политику в области налогообложения корпораций в пользу новичков, создающих новые рабочие места, а не тяжеловесов прошлого.

Япония потратила уйму времени на беспокойство по поводу курса Йены и попытки ослабить ее. Похоже, новое правительство Кана ничем не отличается от старого. Японии действительно следует научиться любить сильную Йену.

Bloomberg News

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter