Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Мартин Вулф, Валютная политика разорения соседа в действии » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Мартин Вулф, Валютная политика разорения соседа в действии

"Мировая валютная война в полном разгаре. Ее последствия для нас могут оказаться разрушительными, поскольку она лишает нас конкурентоспособности", - пожаловался недавно министр финансов Бразилии Гуидо Матнега. И его можно понять
12 октября 2010 Архив
"Мировая валютная война в полном разгаре. Ее последствия для нас могут оказаться разрушительными, поскольку она лишает нас конкурентоспособности", - пожаловался недавно министр финансов Бразилии Гуидо Матнега. И его можно понять. В эпоху дефицитного спроса страны, печатающие резервную валюту, идут по пути монетарной экспансии, те же, у кого нет такого преимущества, довольствуются валютными интервенциями. Такие страны как Бразилия, которые не принадлежат к числу первых и стараются не следовать дурному примеру вторых, вынуждены наблюдать за стремительным ростом своих валют. Последствия их пугают. Такие валютные конфликты уже случались в истории мировой экономики. Так, в сентябре 1985 года, 25 лет назад, правительства Франции, Западной Германии, Японии, США и Великобритании собрались в отеле Плаза в Нью-Йорке и договорились совместными усилиями девальвировать доллар. До этого, в августе 1971 года, президент США Ричард Никсон ввел пошлину на импорт в размере 10%, получившую название "шоковая терапия Никсона". Таким образом, он положил конец конвертируемости доллара в золото. Оба события так или иначе связаны с желанием США ослабить доллар. Сегодня они хотят добиться того же. Но сейчас иная ситуация: в центре внимания не услужливый союзник, такой как Япония, а новая сверхдержава - Китай. Когда два таких гиганта ввязываются в драку, достанется всем.

Вот три факта о современной валютной войне.

Во-первых, в результате кризиса развитый мир страдает от хронического дефицита спроса. Ни в одной из шести стран с высоким уровнем жизни - США, Японии, Германии, Франции, Великобритании и Италии - валовый внутренний продукт ко второму кварталу этого года не вернулся к значениям первого квартала 2008 года. Эти экономики сейчас двигаются на 10% ниже своих трендов. Одним из признаков избыточного предложения является спад чистой инфляции до 1% в США и Еврозоне: на горизонте уже маячит дефляция. Эти страны, не зависимо от того, наблюдается ли у них дефицит торгового счета (США), или профицит (Германия и Япония) надеются на рост, стимулируемый экспортом. Однако их надежды оправдаются, только если развивающиеся страны начнут движение в сторону дефицита текущего счета.

Во-вторых, частный сектор работает как раз в этом направлении. В апрельском прогнозе Вашингтонский институт международных финансов предположил, что в этом году чистой поток внешнего частного финансирования на развивающиеся рынки достигнет 746 млрд. долларов. Частично он компенсируется оттоком частного капитала на сумму 566 млрд. долларов. Тем не менее, разница в размере 320 млрд. долларов, плюс официальные притоки капитала выльется в профицит около 535 млрд. долларов, без официальных интервенций. Проблема в том, что без интервенций этого не произойдет: текущий счет должен уравновешивать чистый приток капитала. Корректировки будут производиться за счет повышения валютного курса. В конечном счете, в развивающихся странах начнется дефицит текущего счета, финансируемый чистым притоком частного капитала из развитых стран. Именно так и должно быть.

В-третьих, такой естественной корректировке препятствуют огромные валютные резервы. Они представляют собой официальный отток капитала. За период с января 1999 года по июль 2008 года мировые валютные резервы возросли с 1615 млрд. долларов до 7534 млрд. долларов - увеличение на запредельные 5918 млрд. долларов. Кто-то может поспорить, что оно было вызвано необходимостью постелить себе соломку, после шишек, набитых во время предыдущих кризисов. На самом деле, во время текущего кризиса, страны использовали свои резервы. За период с июля 2008 года по февраль 2009 года они сократились на 472 млрд. долларов. Но это не более чем 6% от докризисных объемов резервов. Более того, с февраля 2009 года по май 2010 года резервы снова выросли, еще на 1324 млрд. долларов до 8385 млрд. долларов. Да здравствует меркантилизм! Главным игроком на этом фронте остается Китай, который отвечает за 40% от общего увеличения резервов с февраля 2010 года. К июню 2010 года резервы страны составили 2450 млрд. долларов. Это 30% от общих мировых резервов и 50% от собственного ВВП. Такую страсть к накопительству можно рассматривать как масштабное субсидирование экспортного сектора.

Еще никогда в истории человечества правительство одной сверхдержавы не одалживало столько денег правительству другой сверхдержавы. Некоторые полагают, что подобное управление валютными курсами не является манипуляцией, поскольку корректировки можно добиться путем изменения цен и затрат на внутреннем рынке. Этот довод звучал бы более убедительно, если бы Китай не тратил столько сил и средств для стерилизации монетарных и, соответственно, инфляционных последствий своих интервенций. Между тем, неизбежная корректировка в сторону дефицита текущего счета на развивающихся рынках смещается в сторону стран с привлекательными рынкам капитала, не желающими, или не имеющими возможность проводить интервенции на валютном рынке в требуемом объеме. Бедная Бразилия! Возможно, старт для нового финансового кризиса в развивающихся странах уже дан. Джон Конналли, министр финансов США при администрации Никсона, обращаясь к европейцам, произнес свою знаменитую фразу: "доллар - это наша валюта, но ваша проблема". Теперь Китай ведет себя аналогичным образом. При отсутствии необходимых корректировок, монетарные отношения продолжат обостряться: фактически, США стремится развить инфляцию в Китае, а Китай намерен загнать США в дефляцию. Обе стороны уверены в своей правоте. Проиграют все. В том числе и не участвующие в конфликте напрямую.

Китай можно понять: он стремится избежать того, что он считает несчастной судьбой Японии после Соглашения "Плаза". Растущая валюта разрушила конкурентоспособность страны, при этом Штаты настаивали на сокращении профицита текущего счета. В этой ситуации Япония не пошла по пути структурных реформ, выбрав стратегию монетарной экспансии. Раздувшийся в результате пузырь закончился "потерянным десятилетием" 1990-х. Некогда процветающая Япония увязла в страшном болоте. Для Китая такой вариант развития событий кажется катастрофой. И все же трудно представить себе надежную систему мировой экономики, где потоки капитала не направляются из богатых стран в бедные. Также сложно представить, что крупнейшая и самая успешная в мире развивающаяся экономика сможет долгое время оставаться крупнейшим чистым экспортером капитала. Нам нужно разработать правильный маршрут, который приведет нас к правильным корректировкам на мировом уровне. Для этого потребуется не только способность к диалогу, но и хорошее воображение, как на национальном, так и на международном уровнях. Хочется быть оптимистом. Но не получается, увы. Политика "разори соседа", скорее всего, добром не кончится.

Подготвлено Forexpf по материалам The Finaicial Times