Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
QE - единственное, что им осталось » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

QE - единственное, что им осталось

Представители Центробанков хотели бы вернуться к своей обычной работе, во время которой они меняют стоимость денег, а не их количество в обращении. Однако, кажется, этот день наступит не скоро по обе стороны Атлантики
19 октября 2010 Архив
Представители Центробанков хотели бы вернуться к своей обычной работе, во время которой они меняют стоимость денег, а не их количество в обращении. Однако, кажется, этот день наступит не скоро по обе стороны Атлантики.

Показатели, которые изменили все, касались американского рынка труда. Уровень занятости по платежным ведомостям в сентябре снизился на 95 000, 64 000 рабочих мест, созданных в частном секторе, было недостаточно, чтобы компенсировать падение на 159 000 в госсекторе. Протокол последнего заседания ФРС, опубликованный на прошлой неделе, подлил масла в огонь, призывая к более активным действиям.

Рынки восприняли все это как признак того, что ФРС вновь начнет политику количественного смягчения на заседании 2-3 ноября. Фондовые рынки выросли, а доллар снизился после выхода этих новостей.

На прошлой неделе я посетил ФРС в Вашингтоне в рамках одной из ее встреч с учеными. Полдюжины специалистов по экономике труда, включая и меня, встретились с представителями ФРС, чтобы обсудить состояния рынка труда.

Центральное место в обсуждении занимал труд Джона Холтивэнгера, профессора экономики Университета Мэриленда, где он показал, что за последнее десятилетие создание рабочих мест резко сократилось. На сегодняшний день основным препятствием является отсутствие кредитования малого бизнеса.

Федрезерв особенно беспокоит безработица и слабый рынок жилья. Глава Центробанка Бен Бернанке в своем выступлении на прошлой неделе ясно дал это понять. Было бы удивительно, если бы Федрезерв не начал вновь программу количественного смягчения на своем следующем заседании, расширив баланс при помощи покупок ценных бумаг. Если Центробанк ничего не сделает сейчас, когда уровень ожиданий так высок, это может отправить рынок в штопор.

Исключено

Экономические модели говорят, что нам нужно больше стимулирования. Снижение ставки и новая программа финансового стимулирования исключены. Количественное смягчение остается единственной возможностью, учитывая то, что Конгресс и президента Барака Обаму вынуждают действовать.

Так что основные вопросы относительно политики количественного смягчения связаны не с тем, будет ли Федрезерв покупать, а скорее с тем, сколько и какие именно бумаги. Действовать медленно смысла не имеет. Таким образом, $100 млрд. в месяц в течение 6 месяцев является вполне разумной цифрой.

Что они будут покупать? Их возможности ограничены только застрахованными на федеральном уровне бумагами, куда входят трежерис и ипотечные ценные бумаги, обеспеченные Fannie Mae и Freddie Mac. Также они могут покупать краткосрочные муниципальные облигации, а, учитывая сложности, с которыми сталкиваются правительства штатов и местные правительства, Федрезерв может выбрать этот маршрут, хотя бы как часть программы. Даже если бы ФРС и хотела, она не смогла бы покупать другие ценные бумаги, такие как корпоративные облигации, так как подобное требует одобрения Конгресса, чего в ближайшее время не будет.

Смягчение монетарной политики в Великобритании

Банк Англии также, скорее всего, прибегнет к количественному смягчению на следующем заседании, тогда же ожидаются и обновленные прогнозы. Прогноз по экономическому росту, без сомнения, будет понижен, так как деловое и потребительское доверие снизились в Британии в последние несколько месяцев. Безработица начала расти, а цены на жилье - снижаться: индекс Halifax упал на 3,6% в сентябре.

Вероятность того, что МРС изменит ставку 4 ноября, увеличится, если Федрезерв сделает это первым: это не валютная война, а война количественного смягчения, которая имеет своей целью не дать США получить конкурентное преимущество и остановить дальнейший рост фунта против доллара.

В ключевой речи представитель МРС Адам Поузен подготовил почву для дальнейшего смягчения. Другие, включая Пола Такера, Мартина Уили и Пола Фишера, делали комментарии, демонстрировавшие симпатию по отношению к идее возобновления программы покупки активов.

Кто главный?

Новое правительство премьер-министра Дейвида Кэмерона ясно дало понять, что хочет координировать монетарную и финансовую политику. Так что вмешательство министра финансов Джорджа Осборна на заседаниях МВФ, когда он заявил, что хотел бы большего смягчения монетарной политики перед тем, как объявить программу сокращения бюджетных расходов, никого не удивило. Это вызывает естественные вопросы о том, кто определяет политику Центробанка. Будет ли Осборн принимать решение по масштабам, временным рамкам программы и типу покупаемых активов? Если да, то тогда нам не нужен МРС.

В любом случае, у Осборна есть достаточно власти, чтобы изменить любое не понравившееся ему решение, если он посчитает, что оно не отвечает национальным интересам - например, о повышении ставки, что не противоречит Закону о Банке Англии. Таким образом, МРС находится под колпаком у министра финансов, и для некоторых это повод подать в отставку. Я бы точно не потерпел, если бы мне говорили, что нужно делать.

Когда я сам был представителем МРС, мы в первую очередь попросили у министерства финансов разрешение делать то, что нужно, чтобы работать с балансом Банка Англии. Министр финансов Алистер Дарлинг ответил и разрешил проводить QE до определенной суммы, при этом темп, масштаб и виды ценных бумаг позволил определять МРС.

Центробанки тоскуют по тем дням, когда они проводили заседания, чтобы определить стоимость денег, устанавливая размер ставок. Пока сложно сказать, когда эти времена вернутся.

Дейвид Г. Бланчфлауэр
По материалам Bloomberg.com