Другой VK. Отчетность не помогает понять, что происходит с бизнесом » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Другой VK. Отчетность не помогает понять, что происходит с бизнесом

10 ноября 2022 ИХ "Финам" | Mail.ru Делицын Леонид
Квартальный отчёт VK, как правило, является изысканным чтением для интеллектуалов, специализирующихся в МСФО, но формально корректные цифры не помогают понять, что происходит с бизнесом. Для начала надо поудобнее устроиться, включить калькулятор и приготовиться получать удовольствие от бесполезности этого устройства.

Год назад другим было всё, не только политика. Другой основной акционер, другой генеральный директор, другая команда. Сравнивать отчёт с таким документом же за прошлый год – занятие для очень сильных духом. К примеру, нынешний отчёт сообщает, что совокупная сегментная выручка за квартал выросла на 21% год к году и составила 24 119 млн руб. А в 3 квартале 2021 года сообщалось о том, что тот же показатель вырос на 19% и составил 30 418 млн руб. Но 30 млрд руб. не могут так вырасти на 21%, чтобы составить 24 млрд руб. Понятно, что показатель тот же, да не совсем. Потому что и сам VK уже не совсем тот. Разницу объясняет выручка направления My.Games, которое продано и которое теперь нельзя учитывать.

В частности, выручку от проданного My.Games МСФО не разрешает засчитывать в результаты. Хороший повод добродушно посмеяться над тем аналитиком, который раньше успел поделиться прогнозами выручки Mail.Ru и уличить его в том, что продажу My.Games он не предсказал. Дальше выручки лучше не заглядывать. О чём говорит чистая прибыль в размере 41,2 млрд руб. против убытка в размере 2,35 млрд руб. годом ранее? Особенно если взглянуть, что было написано год ранее. А написано было, что совокупная чистая прибыль от консолидированных дочерних компаний выросла на 41% и составила 3,836 млн руб. Естественно, о том, что в составе активов прошли большие изменения. Учтена прибыль от проданных совместных предприятий, т.н. «O2O Холдинга», как того требуют правила, что и дало в итоге прибыль в 24 млрд руб.

Сказанное иллюстрирует, что лаконичные сухие цифры без нескольких томов комментариев и толкований ничего не объяснят, но, в принципе, хорошо, что компания так же оптимистична, как и год назад. Рынок в целом доволен, хотя, возможно, доволен вообще всеми, а не только отчётом VK. Когда я начал писать эту записку, цена расписки VK подорожавшая с утра на 3,5% и составила 480,6 руб. А к моменту сдачи материала – на графике уже 499 руб. (+8,5%). Максимальная цена за месяц достигнута сегодня, хотя до полугодовых максимумов (560 руб.) ещё далеко.

Что произошло с отдельными направлениями бизнеса?

Аудитория VK (дневная) выросла на 7,1%. Это реально очень высокие темпы для зрелого рынка. К примеру, Twitter последние годы теряет аудиторию. Охват за месяц вырос на 6,9% до 76,9 млн пользователей. Это означает, что с течением лет, холдинг, который раньше был Mail.Ru, а теперь стал VK, российскую аудиторию в целом удерживает, несмотря на напор новых коммуникационных инструментов (WhatsApp, TikTok, Telegram и т. п.).
Заслуженных похвал удостоилась рекламная выручка, которая увеличилась на 29% (г/г), до 24,1 млрд руб. Правда, она и год назад она росла почти ровно так же – на 28,2%. Впрочем, из сравнения следует, что тогда тоже росло что-то другое –м какая-то другая комбинация активов.

Драйверы роста рекламного сегмента, которые указаны в отчёте, конечно, имеют место быть, но тоже почти ничего не помогают понять. К примеру, в качестве драйвера заявлены «перформанс форматы», которые выросли на 71% (г/г). Но, в общем-то, не очень ясно, хорошо это или плохо, ведь перформанс – это означает, что площадка отвечает за результаты рекламы товаров и услуг рекламодателя. Это, в общем-то, самый жёсткий и невыгодный вариант для площадки. Выгодный - это когда висит один баннер, по космической расценке, но рекламодатель всё равно платит, потому что считает, что обязан здесь присутствовать. Вообще-то, изначально казалось, что драйвером роста рекламы должен был бы стать приток рекламодателей, потерявших зарубежные площадки. Правда, «Яндексу» то же самое помогло нарастить рекламную выручку на 45,1% приблизительно до 61 млрд руб., но уж тут что есть то есть – у двух российских лидеров разные сегменты рекламного рынка. Все последние годы отрыв «Яндекса» от VK только увеличивался, так что это даже неинтересно и упоминать. Кстати, наверняка, на выручке (и охвате аудитории) сказался и трафик, который идёт теперь на VK с бывшей главной страницы «Яндекса».

Образцово-показательный, хотя пока что и небольшой, сегмент у VK – образовательный. Он вырос по выручке до 20,3% до 2,6 млрд руб., да ещё и увеличил эффективность – маржинальность по EBITDA выросла на 34 процентных пункта. Это можно объяснить тем, что VK – крупнейший игрок в отечественном сегменте онлайн-образования – начал извлекать пользу из своих размеров и контролировать расходы.

Другой важный растущий сегмент – новые инициативы включает облачные сервисы, VK Play и Клипы и приносит 3,1 млрд руб. (+6,6% (г/г).).
Маржинальность всего холдинга по EBITDA – 30,6% - вполне достойный для зрелого интернет-бизнеса показатель. Сложив эти 30,6% с темпами прироста выручки на 29%, получаем больше 60% – венчурные инвесторы, использующие правило 40%, сказали бы, что с компанией всё в порядке.
Самое важное изменение в составе активов – продажа My.Games фонду LETA Capital за $642 млн. В основном, благодаря ей, прошлые показатели VK теперь не имеют особого смысла для предсказания будущих - большого игрового бизнеса больше нет. Он, кстати, за последний год немного усох (на 6%). Нет и доставки еды (Delivery Club), но есть приобретённые «Новости Яндекса» и «Дзен», и арендованная там же головная страница yandex.ru. «Новости» и «Дзен» на отчётности сильно не скажутся, и вряд ли будут выделяться в отдельную графу, а вот головная страница «Яндекса» обязана помочь рекламной выручке.

В течение всей публичной истории VK одним из главных достоинств компании считалась отличная диверсификация направлений её выручки. Приблизительно третью часть приносила онлайн-реклама, треть – игры, и треть – дополнительные услуги в соцсетях (VAS). Особенно выгодно такое распределение смотрелось на фоне тогдашнего «Яндекса», у которого 90% выручки поступало от рекламы. В один миг компании поменялись ролями. «Яндекс» получает больше половины выручки от «райдтеха» (такси, логистика и проч.), а у VK три четверти выручки (18,5 млрд руб. в квартал) приносят соцсети и реклама.

Всё стало наоборот, но выручка «Яндекса» за квартал уже в 5,5 раз выше. Не уверен, что устойчивый растущий тренд в акциях VK начнётся с этого отчёта. Но сегодня инвесторы закупаются.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter