4 января 2012
Состояние английской экономики
Состояние английской экономики в 1922-1924 гг., в частности высокий уровень безработицы и спад в экспортных отраслях в период восстановления хозяйства от послевоенной депрессии, должны были заставить британцев задуматься. В 1851-1914 гг. безработица в Великобритании составляла 3%; в период послевоенного бума в 1919-1919гг. она упала до 2,4%. Но в период «выздоровления» от послевоенной депрессии уровень безработицы колебался между 9 и 15%. Было очевидно, что что-то не так.
Высокая безработица не случайно поразила экспортные отрасли промышленности Британии- Б 1924 г. большинство отраслей, работавших на внутренний рынок, были в довольно приличном состоянии по сравнению с 1913 г. Если принять уровень 1913 г. за 100, реальный валовой внутренний продукт составил в 1924 г. 92, потребительские расходы – 100, расходы на строительство – 114, а валовая сумма вложений в основной капитал – даже 132. Но если в 1924 г. объем импорта в постоянных ценах составлял 100, то аналогичный показатель для экспорта был всего 72. Либо, если мерить в текущих ценах, в 1924 г. по сравнению с 1913 г. объем британского импорта составил 111, а экспорта – только 80. Мировой экспорт, напротив, составил 107 по сравнению с уровнем 1913 г.
О проблемах британского экспорта можно судить по судьбе традиционных экспортных отраслей в 1920-е гг. По сравнению с 1913 г. экспорт чугуна и стали составил в 1924 г. 77,5%, хлопковых тканей – 65, угля – 80, экспортные заказы на строительство судов упали до жалких 55%. В результате Британия оказалась должником экономически сильных Соединенных Штатов, но при этом являлась кредитором финансово слабых Франции, Италии и России.
Следует понимать, что причиной тяжелого положения экспортных отраслей был завышенный курс фунта, и даже в период выхода из рецессии в экспортных отраслях сохранялась высокая безработица, потому что профсоюзы препятствовали снижению денежной заработной платы, а успеху их политики способствовала система страхования по безработице.
Споры и конфликты по поводу рекомендаций комитета Канлиффа с 1918 г. и до восстановления золотого стандарта в 1925 г. нередко были весьма алогичными и парадоксальными. Критиков комитета и его рекомендаций клеймили как инфляционистов и врагов традиционного номинала. Среди противников были Дж. М. Кейнс, Федерация британской промышленности – влиятельная ассоциация производителей и сэр Реджинальд Маккенна, министр финансов военного времени, а после войны – глава мощного «Мидленд бэнк». При этом большинство инфляционистов и противников дефляции (за исключением Кейнса и Питера Райлендса, президента Федерации британской промышленности в 1921 г.) были согласны с идеей восстановления довоенного номинала. Таким образом, критики дефляции и сторонники дешевых денег заняли алогичную позицию: они желали возврата к завышенному курсу фунта, но при этом отрицали логику такого возвращения, а именно дефляцию, которая могла бы вернуть английскому экспорту конкурентоспособность на мировых рынках. Так, Маккенна, который открыто поддерживал политику инфляции и дешевых денег и не особо заботился о стабильности валютного курса или золотом содержании, приветствовал идею возврата к курсу 4,86 долл. за фунт. Федерация британской промышленности, которая осознавала опасность растущей негибкости заработной платы, опасалась дефляции, и Питер Райлендс, бывший ее президентом в 1921 г., энергично настаивал, что стабильность валютного курса «намного важнее, чем восстановление довоенного курса» и даже защищал возобновление конвертации по более разумному курсу 4,00 долл. за фунт
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
