"НЕФТЕРИЯ" ИЛИ МЫСЛИ О ЧЕРНОЙ,ЖИРНОЙ И ПРОДАЖНОЙ » Элитный трейдер
Элитный трейдер

"НЕФТЕРИЯ" ИЛИ МЫСЛИ О ЧЕРНОЙ,ЖИРНОЙ И ПРОДАЖНОЙ

Как только не называют и не называли нефть. Черная жижа, грязная, продажная, жирная грязь, кровь земли и многое другое. Век XX стал веком нефти. Из-за нее велись войны и из-за нее некоторые из них проигрывались. Поражение Гитлеровской Германии во многом было обусловлено истощением нефтяных потоков в III Рейх
7 декабря 2010 Архив Кочетков Андрей
Как только не называют и не называли нефть. Черная жижа, грязная, продажная, жирная грязь, кровь земли и многое другое. Век XX стал веком нефти. Из-за нее велись войны и из-за нее некоторые из них проигрывались. Поражение Гитлеровской Германии во многом было обусловлено истощением нефтяных потоков в III Рейх. Нефтяная карта в начале XXI века значительно отличается от таковой в начале XX века. Однако сейчас она стала более понятной, так как основные зоны интереса и факторы влияния нефти в значительной степени сложились. Впрочем, сейчас мировые умы бьются вокруг идеи того, что нефти хватит только до «понедельника». Или все-таки до «вторника»? А может ее хватит и на значительно долгий период?

До сих пор нет четкого ответа на то, как на земле появилась нефть. Или это продукт биосферы, или последствие геологических процессов в недрах планеты. Чем глубже бурятся скважины, тем больше доводов в пользу второй теории, тем более, что в лабораториях научились получать нефть из природного газа. Однако это в большей степени научный спор, а для экономики и рынка важны совсем другие детали, связанные с нефтью.

Немного статистики. Общие мировые запасы коммерчески доступной нефти и газа (источник http://www.eia.doe.gov/emeu/international/reserves.html):

BP Statistical Review2 конец 2007 г. — 1,238.892 млрд. Баррелей нефти;

Oil & Gas Journal3 1 января 2009 г. — 1,342.207 млрд. Баррелей нефти;

World Oil4 конец 2007 г. — 1,184.208 млрд. баррелей нефти;

BP Statistical Review2 конец 2007 г. — 6,290.636 трлн. Ф3 газа;

CEDIGAZ5 1 января 2008 г. — 6,342.411 трлн. Ф3 газа;

Oil & Gas Journal3 1 января 2009 г. — 6,254.364 трлн. Ф3 газа;

World Oil4 конец 2007 г. — 6,436.029 трлн. Ф3 газа.

Теперь немного несуразностей со статистикой. По данным вышеприведенных источников, запасы газа в США составляют всего 237,7 трлн. Ф3. Однако эта статистика даже не учитывает недавние разработки сланцевого газа месторождения Marcellus, чьи запасы оцениваются около 300-500 трлн. Ф3. Карта месторождения и дополнительная информация: http://www.marcellusshaleformation.com/.

Теперь о запасах нефти в США. По вышеприведенным источникам, запасы нефти в Америке составляют около 21,3-30,4 млрд. баррелей. Однако эти данные не учитывают новый фактор на рынке, который называется «Нефть Калифорнии». Долгое время калифорнийская сланцевая нефть считалась коммерчески недоступной. Однако современные технологии открывают для США около 230-250 млрд. баррелей, которые оказываются вполне дешевыми для добычи. (см. подробнее http://bloom-boom.ru/blog/materialmarkets/3483.html).

Схожая ситуация наблюдается и в других странах. К примеру, официальные коммерческие запасы нефти Канады составляют около 25,2-178,1 млрд. баррелей. Впрочем, уже Oil and Gas Journal включает в эти данные битумные пески Альберты, хотя о последних ходят упорные слухи, что запасы там составляют более 200 млрд. тяжелой нефти. С другой стороны, это также не является пределом, так как многие перспективные исследования указывают на то, что Канада обладает вторыми в мире резервами нефти, а первыми… Можно задержать дыхание… Российская Федерация. Пару лет назад в мои руки попал довольно закрытый доклад американских ученых, где приводилась фантастическая цифра в 42% от мировых запасов нефти, которыми обладает Российская Федерация. Впрочем, если учитывать потенциал Арктики, то это не кажется полным безумием. Так или иначе, но на основе опыта, а также статистических данных, ученые уже сейчас готовы говорить о потенциально доступных 3-5 трлн. Баррелей Нефти. Конечно, в официальных сводках и оценках таких организаций, как Международное энергетическое агентство, или Министерство энергетики США подобные оценки не мелькают. В них чаще встречаются определения вида – коммерчески доступные резервы, которые учитывают достаточно консервативные методы добычи и полностью разведанные месторождения.

Когда вы слышите о том, что добыча нефти неимоверно дорожает по мере роста ее потребления в мире, то подобные заявления стоит воспринимать с изрядной долей скепсиса. Среди аналитиков распространена официальная оценка средней себестоимости добычи нефти в компании Exxon Mobile, которая составляет около $39-$40. Из чего складывается эта цифра? Безусловно, добыча на шельфе, или на поверхности земли различаются по себестоимости. Более того, добыча легкой и тяжелой нефти также отличаются в цене. Добыча в Мексиканском заливе и в Ираке также отличаются по ценам. В одном месте компания несет дополнительные расходы по аренде буровых платформ, в другом затрачивает значительные суммы на обеспечение безопасности. Впрочем, одна маленькая цифра. Когда зимой 2009 г. нефть торговалась в районе $35-$40 за баррель, компания PetroBras начала получать неприятные вопросы от кредиторов, которые выражали обеспокоенность, что разработка месторождения Tupe будет невыгодной. Это глубоководное месторождение, которое признано специалистами одним из самых сложных. Нефть залегает под толщей нескольких километров воды и океанского дна. Когда нажим стал особенно сильным, да еще акции компании начали неуклонно падать на бирже, руководство было вынуждено сделать заявление о том, что даже при цене на нефть в $35 разработка 8 млрд. баррелей нефти месторождения Tupe выгодна с экономической точки зрения. Безусловно, добыча в Саудовской Аравии отличается от добычи в Российской Федерации, а в Кувейте вовсе обойдется в стоимость одного ведра и веревки, но совершенно очевидно, что текущие цены на бирже около $90 за баррель являются чрезвычайно выгодными для производителей нефти. Более того, цена выше $70 открывает ранее заброшенные 100-летние месторождения в Пенсильвании и Вермонте. Более того, добыча топлива из угля также экономически целесообразна при текущих ценах, но это уже несколько иная история.

Совершенно очевидно, что новые методы добычи и высокая цена на нефть открывает ранее недоступные месторождения. К примеру, официальные запасы Венесуэлы оцениваются на уровне 81-87 млрд. баррелей, а более прогрессивные оценки дают 99 млрд. баррелей. Впрочем, большинство специалистов в нефтедобыче убеждены в том, что в Венесуэле находится почти столько же нефти, сколько и в Саудовской Аравии, а именно более 200 млрд. баррелей. Однако это тяжелые сорта нефти, которые требуют особых методов добычи и переработки. Тем не менее, производство нефти в Венесуэле не останавливалось и тогда, когда биржевая цена была ниже $40. Более того, Венесуэла постоянно критиковалась за то, что не соблюдала квоту, выделенную ОПЕК. Думается, что руководство страны далеко от идиотизма, чтобы добывать нефть себе в убыток сверх обязательных к исполнению контрактов. Поэтому данные факты указывают на вполне четкие противоречия в том, что СМИ подают в качестве биржевой информации на основе консервативных официальных источников, или от лица манипуляторов рынка, и того, что в реальности существует в области мировой добычи нефти. Так или иначе, но на основе косвенных и прямых данных можно ответить хотя бы для самого себя на вопрос о перспективах дефицита месторождений в обозримом будущем. К тому же можно достаточно уверенно понять, когда производители нефти говорят правду, или умалчивают ее в контексте заявлений о цене вопроса

КТО КОНТРОЛИРУЕТ "ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО"

Статистика, как известно, лживая наука. Однако лучше нее пока не придумали, чтобы отразить соотношение сил. Особенно это справедливо для мировой карты нефти. Когда смотришь на нее, то не можешь избавиться от мысли, что главными запасами нефти владеет одна страна, одной из основ жизни которой является дешевый бензин.

Рассмотрим карту мира и попробуем определить в чьих руках находится мировая нефть. Ссылка на таблицу с достаточно свежими официальными данными по запасам http://www.nationmaster.com/graph/ene_oil_res-energy-oil-reserves. Если сложить запасы ведущей 20-ки, то картина выглядит следующим образом: около 977 млрд. баррелей коммерчески доступной нефти в полной или частичной мере контролируется Соединенными Штатами Америки. К лояльным США странам в полной мере можно отнести: Саудовскую Аравию, Канаду, ОАЭ, Ирак, Кувейт, Мексику, Катар, Норвегию и Оман. Доля остальных стран в ведущей 20-ки составляет всего 450 млрд. баррелей коммерчески доступных запасов. Впрочем, в список прочих стран входят и такие, которые находятся в относительной лояльности к США, как, к примеру, Ангола, Россия, Нигерия. Таким образом, под политическим контролем Вашингтона находится более 2/3 мировой нефти.

Нанесение на карту основных резервов нефти дает представление о том, куда направлен вектор политики Вашингтона ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Top_ten_largest_oil_reserves_by_country.GIF. Нетрудно заметить, что зона Персидского залива является главной точкой приложения. На континенте Северной Америки доминирование Вашингтона сложно отрицать. Затем необходимо вспомнить о Венесуэле. По заявлениям самого Уго Чавеса, он постоянно является предметом покушений. Впрочем, несколько лет назад его слова получили практическое подкрепление, когда в стране был осуществлен государственный переворот. Однако позиция граждан помогла вернуть власть Чавесу без особых внутренних конфликтов. Интерес к Венесуэле со стороны США связан, прежде всего, с тем, что потенциально в этой стране сосредоточено до 230-260 млрд. баррелей нефти. Хоть и достаточно тяжелых сортов, но это все-таки нефть, а не какой-нибудь торф.

Еще одним регионом потенциальной политической экспансии является район Каспийского моря и прилегающих территорий. С. Бжезинский в своей книге «Великая шахматная доска» вполне однозначно говорит о том, чтобы американская дипломатия вместе с энергетическими компаниями продвигалась в данном направлении. Потенциальные запасы углеводородов в данной местности оцениваются на уровне 25% и более от общемировых.

Еще одним камнем преткновения является Российская Федерация. См. http://www.bloom-boom.ru/blog/Specialsight/4673.html. Перспективные геологические исследования дают достаточно высокую вероятность того, что на территории России запасы нефти могут быть значительно выше тех, которые мелькают в официальных сводках. С учетом Арктики это не выглядит слишком фантастически, но даже без арктических запасов огромная территория дает возможность экстраполировать уже существующие вероятности по нахождению достаточно значимых месторождений. Для примера можно посмотреть вот такую карту: http://www.kapta-tyt.ru/oilgas/oilgas2.html.

В целом, основные районы нефтедобычи уже определены. Однако остается плохо изученным, включая нефтедобычу, район между Индокитаем и Австралией. Индонезия, которая недавно вышла из ОПЕК, может вновь вернуться в число экспортеров, если на шельфе вокруг островов будут проведены достаточные работы по поиску нефти. См. подробнее www.mapsofworld.com/indonesia/information/oil.html.

Впрочем, кроме географического распределения месторождений, нефть подчиняется и другим игрокам. Ключевыми спекулянтами на рынке нефти являются давно известные имена: Goldman Sachs, Morgan Stanley, CitiGroup, Barclays и некоторые другие. Технически, NYMEX ограничивает позиции конкретного институционального спекулянта объемом в 20 млн. баррелей, но как говорят сами трейдеры, нет никаких проблем в том, чтобы создать несколько аффелированных трейдерских компаний, которые будут действовать в одной связке, чтобы расширить свою позицию на рынке. По некоторым данным, три четверти объема сделок на NYMEX, если не больше, совершаются чистыми спекулянтами, которые не заинтересованы в прямых поставках нефти. Впрочем, это не совсем так. К примеру, на американском рынке нефти известны вполне надежные схемы получения прибыли, когда на рынке существует структура Контанго, или когда дальние контракты дороже ближних, а стоимость хранения нефти до момента поставки ниже чем прибыль, получаемая от продажи дальнего контракта и покупки физической нефти по текущим ценам.

Вопрос о том, кто контролирует нефть почти полностью отпадает, если вспомнить 2008 г., когда ОПЕК в срочном порядке созывала конференции, на которые приглашала крупнейших трейдеров нефти. Представителями этой элитарной группы спекулянтов, как нетрудно догадаться, стали Goldman Sachs и Morgan Stanley. Таким образом, нефть, не только политически, но и финансово находится под контролем Вашингтона. Если же еще обратить внимание на то, что Wall Street является поставщиком министров финансов для Белого дома, то концы веревки, связывающей добычу и продажу нефти прямиком уходят по названному адресу. Хотя, если рассуждать более стратегически, то прямой заинтересованности американских нефтяных компаний в высоких ценах нет, что связано с бурным ростом инвестиций в альтернативную энергетику. Впрочем, это уже немного другая история.

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ $100 ЗА БАРРЕЛЬ(И КОМУ ОТ ЭТОГО ПЛОХО БУДЕТ)

Рынок, каких он только поворотов нам не представляет. Однако в сухом виде это борьба за цифры, но именно в цифрах кроется дьявол. Для рынка нефти это столь же справедливо, как и для другого рынка. Именно ценник определяет то, как данный реальный актив воздействует на экономику приводя к определенным последствиям. Итак, в каких же багровых тонах нам рисует история ценник на эту черную, жирную и продажную?

Для начала ссылочка на табличку цены на нефть в исторической перспективе с учетом инфляции. См. таблицу http://inflationdata.com/inflation/inflation_Rate/Historical_Oil_Prices_Table.asp. Данные даны в расчете средней цены на нефть за год. Как видно, в 1980 г. средняя цена была максимальной. Вслед за этим в США состоялась одна из самых сильных рецессий. 1980 г. был примечателен также тем, что в этот год состоялся долгоиграющий рекорд цены на золото. Внешнеполитический фон отличался высокой напряженностью. США конфликтовали с Ираном, уровень инфляции в Америке зашкаливал до 13%, впереди не было никаких свежих идей по поводу интенсивного развития. Это в 80-ые годы появилась Рейгономика и компьютеры, которые резко повысили капитализацию крупнейшей экономики мира, а тогда было явно неспокойно.

Кроме того, в начале 70-ых годов XX века арабские страны устроили эмбарго на поставки нефти в ответ на поддержку Израиля. В начале десятилетия Никсон отвязал США от золотого стандарта и раскрутил маховик гиперинфляции, а если выражаться точнее, то стагфляции. В СССР не без оснований говорили о загнивании Запада. Цены галопировали, золото за каких-то 9 лет взлетело в цене с $35 до $850 за тройскую унцию. Впрочем, в это же время на американском фондовом рынке наступил период бычьего непрекращающегося ралли. Однако в конце 70-ых годов от Федрезерва потребовались экстренные меры по спасению национальной валюты и ставки взлетели до 20% годовых, что вернуло международный капитал в Америку. Возможно, что Бену Бернанки надо было бы изучать именно этот период, а не Великую Депрессию. Тогда бы он действовал иначе.

Впрочем, к чему это все привело? А именно резкий взлет цен на нефть? Известно, что при определенном уровне цены на «Черное золото» в спросе наступает структурное изменение. Бум нефтедобычи в 50-60-ые годы в США привел к тому, что нефть и бензин были дешевыми, а американцы разъезжали на своих многолитровых автомобилях, исторгая облака чада из выхлопных труб. Однако резкий взлет цен и реальный дефицит нефти привел к тому, что были приняты первые нормы по ограничению расхода бензина на расстояние. Однако самым интересным стало то, что, к примеру, в Японии появились микролитражные автомобили. Это не статусный вагон на колесах, а реальное средство передвижения. Известно оно в качестве автомобиля с объемом двигателя 0,7 л. Впрочем, по японским нормативам он проходит в качестве автомобиля с 0,66 л. двигателем. Ныне в Японии ежегодно продаются сотнями тысяч. В результате такого изменения потребительского поведения японцев, спрос на бензин в Стране восходящего Солнца забыл о таком понятии, как рост. Схожая ситуация наблюдалась в Южной Корее. В 2009 г. одним из рекордсменов продаж в США стал автомобиль Ford Focus, относящийся к классу малолитражных автомобилей, что также стало следствием структурных изменений в потребительском поведении американцев после нефтяных рекордов 2008 г.

Чем же так страшны пики цен на нефть? Не станем вдаваться в подробные ссылки на источники, где приведены исследования, но отметим, что их достаточно много и они известны, как биржевым журналистам, так и аналитикам инвестиционных банков. Вплоть до 2008 г. следующий порядок цифр приводил к определенным последствиям: $80 за баррель – нефть начинает тормозить экономическое развитие; $90 – нефть начинает замедлять экономику, которая рискует свалиться в рецессию; $100 – неизбежная рецессия в следствии резкого падения рентабельности значительного числа участников экономической деятельности; $120 нефтяной шок и структурное изменение потребительского поведения. Побочными эффектами также можно считать следующее: $70 – в работу вступают ранее заброшенные месторождения, которые требуют специальных методов повышения отдачи нефтеносных слоев; $80 – геометрическая прогрессия роста инвестиций в альтернативные технологии и повышение добычи нефти; $90 – расцвет венчурных фондов и инвестиционных проектов по развитию альтернативных источников энергии и топлива; $100 – резкий рост негативной реакции политиков развитых стран на рост цены на нефть.

Естественно, подобные цены, обычно, не имеют ничего общего с тем, на каком уровне находится себестоимость нефтедобычи и состояние месторождений. (См. подробнее http://www.bloom-boom.ru/blog/Specialsight/4673.html) Более того, сами потребители нефти и нефтепродуктов испытывают реальные трудности с подобными ценниками. Редкая, если вообще какая-либо, авиакомпания была прибыльной в 2008 г. Лишь в 2010 г. сектор авиаперевозок вышел на позитивные финансовые показатели после нефтяного шока 2007-2008 гг. и последовавшей рецессии 2008-2009 гг. Однако инвестиционные банки вновь пророчат этому сектору проблемы, обещая нефть по $120 к 2012 г. В структуре расходов авиакомпаний топливо занимает 35%-40% долю. Естественно, что рост цены на топливо становится катастрофой для них. Другим антибенифициаром высоких цен на нефть являются транспортные компании. В условиях слабой экономики и спада в грузоперевозках лишние расходы на топливо это дополнительный удар по их доходам. Впрочем, не стоит забывать и простых граждан, которые вынуждены платить больше за бензин и отопление домов. В 2008 г. в США цены на бензин достигли $4,15 за галлон, что стало разорительным для мелкого бизнеса и фермеров, использующих небольшие грузовики и микроавтобусы. В Европе также поднимались цены на бензин, но там уже во многом привыкли к тому, что топливо стоит дорого. Сравнительные данные по стоимости бензина в Европе и США http://www.eia.doe.gov/emeu/international/gas1.html.

Однако, привычка привычки, но когда в условиях неопределенности на рынке труда и в экономике, в целом, вам еще предлагают платить за заправку бака на 25% больше, то неизбежно настает тот момент, когда люди начинают задумываться о том, что малолитражный автомобиль, хотя бы вместо второго внедорожника, более экономичный вариант. Да еще на нем проще парковаться. Бизнес также подумает о том, что устроить видеоконференцию по Skype вместо полета на 2-3 часа по территории США это не только экономично, но и удобно с точки зрения Time-Management. Лишь инвестиционные банки будут продолжать говорить о бурном росте потребления нефти в развивающихся странах, где, к слову говоря, частенько дотируются цены на топливо. Однако даже в такой стране, как Индия, правительство начало свертывать программы дотационных расходов на топливо. А еще есть угроза роста инвестиций в альтернативные источники энергии и топлива, которые и вовсе могут отправить в падение будущий спрос на углеводородное топливо. Впрочем, это уже другая история.

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter