Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Гарольд Джеймс, Успех евро может обернуться его самым большим провалом » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Гарольд Джеймс, Успех евро может обернуться его самым большим провалом

Со времен Второй мировой войны доллар США сохраняет за собой статус главной мировой валюты. Эту эстафету он перехватил у фунта. Поэтому не стоит удивляться, что в истории фунта дает о себе знать старая формула memento mori, украшенная черепами, которыми окружали себя средневековые правители, чтобы не забывать о быстротечности и уязвимости человеческого бытия. До Второй мировой войны экономика Великобритании, несомненно, представляла собой большую мощь, чем экономика США. Теперь же, учитывая резкое падение доллара и постепенный захват пальмы первенства экономикой Еврозоны, возможно, в валютном мире зреет новый сейсмический сдвиг, в результате которого евро все-таки возьмет верх над долларом
20 мая 2008 Архив
Со времен Второй мировой войны доллар США сохраняет за собой статус главной мировой валюты. Эту эстафету он перехватил у фунта. Поэтому не стоит удивляться, что в истории фунта дает о себе знать старая формула memento mori, украшенная черепами, которыми окружали себя средневековые правители, чтобы не забывать о быстротечности и уязвимости человеческого бытия. До Второй мировой войны экономика Великобритании, несомненно, представляла собой большую мощь, чем экономика США. Теперь же, учитывая резкое падение доллара и постепенный захват пальмы первенства экономикой Еврозоны, возможно, в валютном мире зреет новый сейсмический сдвиг, в результате которого евро все-таки возьмет верх над долларом. Закат фунта хорошо отражает картину медленного превращения Великобритании из главного мирового кредитора в безнадежного должника. За возможными причинами такого развития скрываются падение темпов экономического роста и снижение конкурентоспособности. Кроме того, страна содрогалась от серьезнейших политических кризисов. Почву из-под ног фунта вырвали две мировые войны, заставившие Великобританию выпотрошить все свои средства и ликвидировать зарубежные активы. Довершило картину появление США в качестве основного международного кредитора. Среди исторических вех, обозначивших падение фунта, можно выделить 1931 год, критический период, когда Великобритания была вынуждена уйти от золотого стандарта, и 1956 год, ассоциирующийся с политической нестабильностью, вызванной Суэцким кризисом. Как много общего можно найти между падением фунта и превращением США из основного мирового кредитора в главного должника?

В настоящий момент США вбирает в себя где-то три четверти всех чистых потоков международного капитала. В отличие от Великобритании, которая в середине 20 века полагалась на свою империалистическую мощь для того, чтобы накопить огромных размеров валютные резервы, США привлекает капитал тем, что представляет собой быстроразвивающееся инновационное общество. Кроме того, Америке удается всех убедить в своей надежности. Огромные притоки капитала в эту страну объясняются давно замеченным парадоксом, что иностранцы соглашаются на гораздо меньшие нормы прибыли от своих инвестиций в США, чем американцы от своих зарубежных вложений. Тем не менее, значительный рост азиатских и ближневосточных резервов за последние 10 лет создает впечатление неизбежности кризиса, напоминающего тот, который разразился в Великобритании в 20 веке. Достаточно вспомнить события 1931 и 1956 годов, чтобы понять, что ожидает доллар в ближайшем будущем.

Во всеобщей панике, связанной с развязыванием войн, противоречия во внешней политике могут привести к политически мотивированному отказу от доллара. Если события станут развиваться по сценарию 1931 года, то у зарубежных инвесторов постепенно развеются сомнения в том, что за монетарной политикой, в частности за сокращением процентных ставок в попытке избежать кризиса рынка недвижимости, стоят политические баталии. Так же как и в Великобритании в межвоенный период, центральный банк может отказаться от повышения ставок только потому, что страх за последствия для внутренней экономики пересилит все остальные доводы. В этом случае монетарная политика может оказаться той самой палкой о двух концах, когда ужесточение может привести к ослаблению экономики и снижению уровня стабильности и процветания, который ранее служил гарантом притока иностранных инвестиций, а ослабление, с другой стороны, - к уменьшению рентабельности инвестированного капитала до такой степени, что объем средств больше не сможет покрывать дефицит текущего счета.

Однако кризис устаревающей валюты - это только вершина айсберга. Проблемы и противоречия новой валюты могут оказаться для мировой экономики куда как важнее. Первые несколько лет после Второй мировой войны критически настроенные граждане с недоверием относились к постоянному дефициту долларовой массы и выражали свое сомнение в том, что у всего остального мира хватит долларов, чтобы расплатиться за американские товары, которые они хотят приобрести (на тот момент это в первую очередь касалось механических станков, изделий машиностроительной промышленности и продуктов питания). Экономисты того времени, такие как Томас Балоу, выказывали опасение, что новое амплуа доллара как главной валюты вызовет дефляцию во всех остальных странах. В настоящий момент основным претендентом на роль новой ключевой валюты международных расчетов становится евро. И сразу же слышны голоса тех, кого такая ситуация совсем не устраивает. Прежде всего, это европейские производители, которые говорят о том, что рост евро для них не благо, а новые проблемы. Политики многих стран добиваются того, чтобы иметь возможность оказывать более сильное влияние на монетарную политику. И все же, как ни крути, именно глобализация превратила евро в мальчика для битья. Евро сейчас гораздо моложе, чем был доллар в 1944 году, и он существует в политической реальности, в которой структуры управления новой валютой до конца не определены. Это обостряет противоречия, разрывающие Европу изнутри.

А с другой стороны, над ней нависли геополитические тучи, которые тоже не способствуют успешному разрешению сложившейся ситуации. В отличие от Великобритании, изможденной после Второй мировой войны, США бесспорно остаются единственной супердержавой мира. Она всячески будет давать понять, что ей не по вкусу заявления европейцев о дефляционном влиянии США, и она готова применить весь свой мощный арсенал дипломатического воздействия, чтобы защитить авторитет доллара. Доллар получил свой текущий статус в 1944 году, когда Америка стала ведущей мировой державой не только в экономическом смысле, но и в смысле военного потенциала. С Европейским Союзом же все по-другому. Поэтому не стоит забывать, что вместе с экономическим благополучием, ознаменовавшим 2008 год, Европейский Союз получил массу политических неувязок. Не так-то просто выступать в роли основной мировой валюты. Возможно даже, что новые проблемы станут началом заката Европейского валютного союза.

Гарольд Джеймс
По материалам Financial Times

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу