Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
О рисках рынка в ближайшие месяцы » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

О рисках рынка в ближайшие месяцы

Сейчас российский фондовый рынок слаб даже при сохранении благоприятной конъюнктуры мирового рынка энергоносителей. Что значит этот спад - увеличение дисконтирования возможности реального спада нефтяных цен или констатация того, что российские компании могут разучиться генерировать высокую прибыль даже при благоприятной конъюнктуре?
25 мая 2011 Финмаркет
Сейчас российский фондовый рынок слаб даже при сохранении благоприятной конъюнктуры мирового рынка энергоносителей. Что значит этот спад - увеличение дисконтирования возможности реального спада нефтяных цен или констатация того, что российские компании могут разучиться генерировать высокую прибыль даже при благоприятной конъюнктуре?

Валютный рынок выглядит в среду относительно спокойным: нет активного движения ни доллара, ни евро, доллар находит равновесие в районе 28,4-28,5 рубля, евро держится в непосредственной близости от отметки 40 рублей. Бивалютная корзина поднялась в район 33,65 рубля, пока видно, что импульс к повышению индикатора остается, но энергии для серьезного роста нет.

Рынок акций утром открылся падением, но днем вышел в положительную область. Рост небольшой (к 16:00 индекс ММВБ поднялся всего на 0,4%, а РТС прибавил менее 0,1%), но, что приятно этот рост идет второй день подряд - участники в очередной раз показывают, что уже устали падать. Минимумы этого года индексы обновляли в последний раз в понедельник, и участникам хочется, чтобы полуторамесячное движение вниз приостановилось.

Казалось бы, нынешние факторы риска, тревожащие глобальную экономику, по-прежнему никак России не касаются. Так, кстати, было и в 2008 году: ведь тогда далеко не все могли увидеть за весенним взлетом мировых цен нефти контур последующего стремительного падения. А сейчас, кажется, еще и постабильнее: нефть ведь, несмотря на ближневосточные беспорядки и революции, не подобралась к максимумам 2008 года, а сейчас и вовсе откатилась заметно ниже, и в США, например, всерьез стремится закрепиться ниже $100 за баррель. Российская нефть, кстати, добросовестно держится заметно дороже: последние 2 недели четко дают картину стабилизации вокруг уровня $110 за баррель.

Разумеется, непосредственная опасность для российской экономики может возникнуть только в случае резкого и долговременного падения цен на сырьевом рынке. В последние месяцы появлялось огромное количество исследований, утверждающих, что такое развитие событий невозможно. Последние заметные - прогнозы двух крупнейших мировых бывших инвестбанков, Goldman Sachs и Morgan Stanley, которые сообщили накануне о повышении своих оценок стоимости нефти. Аналитики Morgan Stanley считают, что средняя цена Brent в этом году составит $120 за баррель, что на 20% лучше предыдущего прогноза, а Goldman Sachs повысил прогноз цен на Brent на ближайшие 12 месяцев до $130 за баррель.

Много ли, впрочем, стоят такие прогнозы, не являются ли они просто описанием одного из множества вариантов развития событий, взятых в более-менее произвольных предположениях? Скажем, опираются ли прогнозы на оценку того, что произойдет в Европе в случае активизации падения костяшек домино? И сможет ли Европа не упасть, если нефть действительно будет стоить так дорого? И сохранится ли тогда экономический рост в Америке, не возникнет ли там очередной волны спада? Впрочем, американцы-то доказали, что будут бороться со спадом при помощи активного манипулирования денежными параметрами (хотя, кажется, после баталий в конгрессе могут быть сильно сокращены фискальные стимулы), так что в случае увеличения спада деньги останутся дешевыми - что далеко не обязательно обеспечит высокие цены на энергоносители.

Неприятно, что сейчас российский фондовый рынок слаб даже при сохранении благоприятной конъюнктуры мирового рынка энергоносителей. Что значит этот спад - увеличение дисконтирования возможности реального спада нефтяных цен или констатация того, что российские компании могут разучиться генерировать высокую прибыль даже при благоприятной конъюнктуре? Хотелось бы знать.

Пока же очевидно, что непосредственным поводом для снижения является ужесточение денежной политики, тем более очевидное, когда перед глазами есть свежий и наглядный пример Белоруссии, впадающей в кризис из-за слишком мягкой бюджетной политики. В Белоруссии долгое время была повышенная инфляция, и в какой-то момент этот фактор сыграл (вместе с длительным стремлением властей административно отрегулировать то, что регулированию не поддается).

У нас тоже высокая инфляция - выше, чем у кого-либо другого в G8 и в BRIC. Есть основания полагать, что монетарные власти сделают в ближайшее время ставку на подавление инфляции - это было бы разумным, хоть и действительно опасно, так как для рынков такая ситуация дает мало возможностей к росту. Но, кстати, банковский сектор (или, вернее, его государственная часть) в условиях жесткой денежной политики получит преимущество: очень может быть, поэтому сегодня лучше рынка выглядят Сбербанк и ВТБ.

Это - основное (хоть и легкое) беспокойство на ближайшие месяцы. Ну а что будет дальше, скорее всего. Определится все-таки не у нас. А, скорее, где-то там, где во времена античности создавались первые основы европейской культуры.

Андрей Лусников

http://www.finmarket.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу