Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Американские страсти по госдолгу » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Американские страсти по госдолгу

Похоже, Бараку Обаме и лидерам республиканцев в конгрессе США удалось нащупать компромисс в вопросе о путях сокращения гигантского дефицита федерального бюджета и повышении лимита на размер государственного долга. Ныне действующий потолок в 14,3 триллиона долларов, установленный конгрессом в 2010 году, был достигнут еще в мае
22 июля 2011
Похоже, Бараку Обаме и лидерам республиканцев в конгрессе США удалось нащупать компромисс в вопросе о путях сокращения гигантского дефицита федерального бюджета и повышении лимита на размер государственного долга. Ныне действующий потолок в 14,3 триллиона долларов, установленный конгрессом в 2010 году, был достигнут еще в мае. Белый дом запросил у Конгресса повышения лимита на 2,4 триллиона долларов. Однако республиканское большинство в палате представителей 31 мая отклонило соответствующий законопроект

По расчетам американского Минфина, без новых заимствований после 2 августа у казны не хватит денежных средств для очередных выплат по гособлигациям и перечисления государственных пенсий. Другими словами, Соединенные Штаты были бы вынуждены объявить технический дефолт по своим обязательствам. Совершенно понятно, что поскольку речь идет о крупнейшей экономике мира и главной мировой резервной валюте, это привело бы к сильнейшим потрясениям на мировых валютных и финансовых рынках. Если же к этому добавить тяжелейший долговой кризис в еврозоне, то кумулятивный эффект стал бы поистине катастрофическим для мировой экономики.

Конечно, лидеры республиканской партии в конгрессе, «великой старой партии», как ее называют в США, не могли не понимать, что поставлено на карту. С другой стороны, после получения большинства в палате представителей у республиканцев, особенно их усилившейся ультраконсервативной части, возрос соблазн вставлять администрации Обамы палки в колеса, даже если это влечет весомые риски для страны, тем более что до новых президентских выборов осталось немногим больше года. К тому же вопрос о масштабном сокращении дефицита бюджета, важность которого отнюдь не отрицают Белый дом и демократы в Конгрессе, позволял добиваться серьезных уступок в сфере социальной политики. Ведь именно активный либеральный курс президента Обамы в этой области, прежде всего введение бесплатной системы медицинской помощи для малоимущих американцев, вызывал наиболее резкое принципиальное неприятие большинства республиканцев. В результате, хотя финансовый инструмент верхнего предела госдолга был введен в США еще в 1917 году, и с тех пор планка повышалась более ста раз (в том числе с 1980 года – 39 раз), еще никогда эта процедура не проходила настолько тяжело.

Американский долг

В США в отличие от других стран предельный размер госдолга фиксируется конгрессом в отдельном законе, а не определяется в рамках бюджетного процесса. После Второй мировой войны, когда доля госдолга в процентах к ВВП страны стала резко снижаться, это не было большой проблемой. Стоит отметить, что в 90-х годах при президенте-демократе Билле Клинтоне за счет проведения жесткой финансовой политики, роста экономики и налогов удалось вернуться к профициту бюджета и сократить размер долга до 56% ВВП.

Однако в период президентства Буша-младшего в результате снижения налогов и роста расходов на дорогостоящие войны в Ираке и Афганистане государственный долг снова начал быстро увеличиваться и достиг в 2008 году 10 триллионов долларов (70% ВВП). При Бараке Обаме резкая повышательная динамика продолжилась как за счет сохранения огромных расходов на операции в Ираке и Афганистане, так и за счет стимулирующих антикризисных программ для экономики и финансирования реформы здравоохранения. За последние два года дефицит бюджета США в сумме составил 2,8 триллиона долларов – больше, чем за предыдущие 10 лет. По итогам 2011 финансового года бюджетный дефицит, согласно прогнозам, составит 1,6-1,7 триллиона долларов (около 11% ВВП). Для сравнения: в Евросоюзе предельно допустимый уровень бюджетного дефицита определен в 3% ВВП. Что касается доли самого государственного долга к ВВП США, то она в настоящее время составляет 96,5%.

Вместе с тем стоит отметить, что, несмотря на колоссальный размер госдолга США, стоимость его обслуживания до сих пор не превышает 1,5% ВВП и не слишком обременительна для крупнейшей экономики мира. Это объясняется, прежде всего, ролью доллара как резервной валюты и избытком капитала в Азии, который с готовностью вкладывается в американские гособлигации.

Позиции сторон

На протяжении июня-июля президент Обама вел интенсивные переговоры с руководством конгресса, направленные на устранение угрозы дефолта и согласование параметров снижения бюджетного дефицита. Из-за этого были перенесены даже очередные парламентские каникулы.

Президент предложил масштабную программу сокращения дефицита на 4 триллиона долларов за 10 лет за счет как сокращения расходов, так и повышения налогов. Программа включает серьезное урезание расходов на оборону и финансовую оптимизацию системы социальных услуг (включая социальное страхование и здравоохранение). Обама также настаивал на повышении налогов для более состоятельных американцев (с ежегодным доходом свыше 500 тысяч долларов), в отношении которых со времен Буша-младшего действовали существенные налоговые послабления, и на отмене налоговых льгот для нефтегазовых и некоторых других компаний.

Республиканцы, традиционно ориентирующиеся на позиции крупного бизнеса и богатых слоев населения, отказывались одобрить предлагаемый президентом пакет мер, поскольку были решительно против повышения налогов и, наоборот, требовали большего сокращения расходов на социальную сферу.

19 июля республиканское большинство в палате представителей одобрило так называемый законопроект о сокращениях, ограничениях и сбалансированном бюджете, который предусматривает сокращение госрасходов на 2,4 триллиона долларов в течение 10 лет. Кроме того, в нем предлагается принять новую поправку к американской конституции, в обязательном порядке требующую от президента внесения в конгресс сбалансированного бюджета. Ясно, что это требование совершенно оторвано от сложившейся финансовой и социально-экономической реальности и носит чисто демагогический характер.

К этому моменту казалось, что переговоры зашли в тупик, и финансовые круги во всем мире с тревогой следили за приближением 2 августа, когда ожидалось, объявления государственного дефолта.

План «Банды шести»

Однако в тот же день, 19 июля, в Вашингтоне снова возник шанс на благополучное разрешение конфликта президента и конгресса. Неожиданно появился новый, компромиссный план, выдвинутый шестью сенаторами (тремя демократами и тремя республиканцами), которых журналисты окрестили «Бандой шести». Казалось бы, шесть сенаторов из ста – это капля в море. Но, во-первых, все они обладают авторитетом и влиянием в своих партиях, а во-вторых, предложили подход, сочетающий принципы обеих партий.

План «Банды шести», работа над которым, по некоторым сведениям, велась несколько месяцев, предусматривает сокращение бюджетного дефицита на 3,75 триллиона долларов и расширение доходной части бюджета на 1,2 триллиона долларов в течение ближайших десяти лет. План включает в себя сокращение уже в ближайшее время на 500 млрд долларов так называемых дискреционных (не связанных с фиксированными отчислениями) расходов, в том числе на оборонную сферу. Также предлагается немедленно прекратить финансирование и продать всю неиспользуемую федеральную собственность. Предусматривается ревизия профильными комитетами конгресса систем социального страхования и медицинской помощи (Medicare и Medicaid) с точки зрения сокращения бюджетных трат.

Что касается сферы налогов, то здесь авторы документа проявили максимальную гибкость. С одной стороны, предлагается снизить ставки личных и корпоративных налогов, что должно понравиться республиканцам. С другой стороны, предусматривается отмена налоговых льгот и лазеек для состоятельных граждан и корпораций, которой давно добивались демократы. В целом, предполагается, что изменения в налогообложении дополнительно принесут в бюджет около 1 триллиона долларов за 10 лет.

Президент Обама оперативно отреагировал на появление нового плана разрешения противоречий с конгрессом и сразу попытался превратить его в полезный политический инструмент, хотя надо признать, что предложения этого плана в социальной части равнозначны серьезным уступкам с его стороны. Созвав 19 июля экстренный брифинг для журналистов, Барак Обама отметил «определенный прогресс» на переговорах по повышению потолка госдолга и связал его с «хорошей новостью» - оглашением плана шести сенаторов из двух партий. Президент подчеркнул, что этот план является «очень существенным шагом», который «в значительной степени соответствует тому подходу, который я предлагал».

Обама сообщил, что уже на следующий день лидеры обеих партий из двух палат конгресса начнут выработку конкретных положений срочного законопроекта на основе данного компромиссного плана. Президент предупредил, что сторонам «предстоит провести сложные переговоры и принять трудные решения».

В то самое время, как Барак Обама выступал перед журналистами, шестерка авторов компромиссного плана провела закрытый брифинг для коллег-законодателей по поводу своих предложений. По итогам этого заседания председатель сенатского бюджетного комитета Кент Конрад обратил внимание на то, что у законодателей «была очень благосклонная ответная реакция». А влиятельный сенатор-республиканец Роджер Уикер выразил уверенность в том, что план может получить поддержку 60 или 70 сенаторов и таким образом легко пройдет в сенате. Даже бывший соперник Обамы на президентских выборах сенатор Джон Маккейн воздержался от обычной критики и лишь заметил, что хочет дополнительно изучить документ.

Сложнее предсказать судьбу прохождения компромиссного законопроекта в нижней палате конгресса, где республиканцы имеют большинство и сильны непримиримые настроения. Однако основания надеяться на благополучный исход дают слова лидера республиканского большинства в палате представителей Эрика Кантора: «Хотя есть неясные элементы и нужны подробности, этот двухпартийный план, кажется, включает в себя конструктивные идеи в отношении того, что делать с нашим долгом».

Во всяком случае переговорный тупик, кажется, преодолен, и ответственные представители обеих партий, а таких все-таки в конгрессе большинство, будут добиваться того, чтобы до 2 августа на взаимоприемлемых условиях разрешить долговой кризис.

Александр Ивахник,руководитель департамента политологического анализа