3 июня 2008 ИХ "Финам"
Сразу два авторитетных мировых ведомства: Всемирный Банк (ВБ) и Мировой валютный фонд (МВФ) представили в понедельник свои доклады о состоянии российской экономики. Оба советуют России внимательно отнестись к государственным расходам, вплотную заняться инфляцией и максимально снизить риски в банковской системе.
Экономический рост
Международный валютный фонд прогнозирует, что в 2008 году темпы роста ВВП составят 7,75%. Между тем экономисты обоих ведомств констатируют наличие структурных ограничений для роста. В частности, в докладе Всемирного банка отмечается, что за последние годы существенно возросли коэффициенты использования производственных мощностей. Например, коэффициент использования производственных мощностей в промышленности увеличился с 69% в 2001 году до 81% в марте 2008 года, при этом у 42% предприятий, участвовавших в опросе ВБ, уровень использования мощностей составляет 90%. Кроме того, коэффициент использования рабочей силы возрос с 87% до 94%, причем три четверти предприятий отметили, что этот показатель превышает 90%.
Также изменилась структура реального роста ВВП, она сместилась в сторону "неторгуемых" секторов, что частично вызвано укреплением обменного курса и быстрым ростом внутреннего спроса. В то время как в 2003-2004 годах основными локомотивами экономического роста были производство нефти и некоторые обрабатывающие производства, в 2007 году почти треть прироста ВВП обеспечили оптовая и розничная торговлей, еще 30% роста дали строительство и обрабатывающее производство. Впрочем, экономисты МВФ указывают на то, что высокие темпы роста сохранились и в обрабатывающих отраслях. Это позволяет предположить, что укрепление рубля не привело к серьезному снижению конкурентоспособности.
Инфляция
Оба международных ведомства говорят о перегреве российской экономики. Причем МВФ говорит лишь о возможности такого сценария: "В ситуации, когда внутренний спрос растет на 15% в год в реальном выражении, обостряется риск перегрева. Практическое удвоение темпов инфляции с прошлого года уже нельзя объяснить только повышением мировых цен на продовольственные товары и энергоносители. Стремительный рост импорта также свидетельствует об ужесточении внутренних ресурсных ограничений".
А вот Всемирный банк более резок в своих оценках: "Неослабевающая инфляция в РФ, рост загруженности производственных мощностей и коэффициента использования трудовых ресурсов, опережающий рост реальной зарплаты по сравнению с ростом производительности труда говорят о перегреве экономики России. Российская экономика работает на пределе своих производственных возможностей".
Инфляция, по мнению западных экономистов, в 2008 году может составить 12-14%. По расчетам МВФ, темпы инфляции могут быть и меньше, если российские власти сделают все, чтобы замедлить рост спроса. Экономисты ВБ видят выход в корректировке макроэкономической политики, ужесточении бюджетной политики. При этом они отмечают, что баланс рисков в российской экономике почти полностью перешел на инфляцию. Вместе с тем в докладе ВБ отмечается, что неправильно ставить вопрос о том, являются ли высокие темпы экономического роста важнее, чем макроэкономическая стабильность. Макроэкономическая стабильность является необходимым условием устойчивого экономического роста.
Денежно-кредитная политика
Если Россия хочет снизить инфляцию, то ужесточение денежно-кредитной политики неизбежно. Необходимо постепенно повышать процентные ставки, резервные нормативы, и переходить к более гибкому обменному курсу. Впрочем, Центральный Банк РФ недавно взял курс именно на такую политику, и не раз уже доказывал, что следует ему. В МВФ приветствуют решимость ЦБ РФ переходить к формальному таргетированию инфляции. Правда, ЦБ пока не назвал точного срока перехода к таргетированию инфляции. Экономисты МВФ считают, что откладывать такое дело в долгий ящик нельзя: "Откладывание ужесточения денежно-кредитной политики сейчас усугубляет риск, что необходимость в еще большем ужесточении в будущем приведет к периоду снижения роста ВВП ниже потенциала".
Бюджет
Создавшаяся ситуация в российской экономике требует и ужесточения бюджетной политики. ВБ считает необходимым определить приоритеты и поэтапно планировать государственные инвестиционные расходы. А специалисты МВФ советуют выстроить бюджетную политику таким образом, чтобы не стимулировать дополнительно спрос. Это означает, что в 2008 и 2009 годах не следует увеличивать ненефтяной дефицит государственного бюджета.
Всемирный банк говорит и о более долгосрочной перспективе: "Россию ожидают долгосрочные фискальные риски в связи с неопределенностью и волатильностью нефтегазовых доходов бюджета и дополнительными расходами в области пенсионного обеспечения, здравоохранения и образования, справиться с которыми позволит только осторожная и сбалансированная бюджетная политика".
Чтобы противостоять этим рискам, ВБ призывает новый состав правительства поддерживать бюджетную устойчивость и сбалансированность, увеличивать ненефтегазовую налоговую базу, выявить категории расходов, которые можно было бы сократить, а также рассмотреть возможность принятия бюджетного принципа "постоянного дохода" (поддержание ненефтяного первичного дефицита бюджета на таком уровне, который гарантированно можно было бы финансировать за счет доходов от нефтяных активов).
В связи с этим России не рекомендуют в ближайшее время снижать НДС. Уменьшение ставки этого налога возможно в долгосрочной перспективе, но оно должно быть с компенсационным расширением налоговой базы, чтобы доходы от этого налога остались неизменными.
И в итоге ВБ предупреждает, что если правительством не будут приняты особые меры для обеспечения устойчивости бюджета и сохранятся текущие тенденции в фискальной политике, Россия в долгосрочной перспективе вернется к состоянию чистого должника (то есть суммарный госдолг превысит накопленные резервы).
Кстати, сегодня стало известно, что в бюджете-2008 расходы увеличиваются на 288 млрд рублей. Премьер-министр Владимир Путин заявил, что эти поправки в бюджет носят социальную направленность, а министр финансов Алексей Кудрин заверил журналистов, что расходы в этих пределах можно себе позволить, их объем согласован с ЦБ РФ. В то же время экономист инвестиционного банка "Траст" Владимир Брагин отмечает, что не имеет никакого значения, куда будут тратиться деньги, они все равно окажутся в экономике.
"МВФ тут прав, что эта ситуация совершенно парадоксальная, когда наращиваются бюджетные расходы, и при этом ЦБ пытается бороться с инфляцией с помощью процентных ставок, ужесточением денежно-кредитной политики, и при этом еще держит фиксированный обменный курс. А в таком случае инфляция снижаться точно не будет. Наращивать расходы государства в сегодняшней ситуации совершенно не стоит. Если правительство хочет бороться с инфляцией, то бюджетные расходы необходимо максимально ограничить. Да, бюджет профицитный, да, скапливается большой объем средств, но тратить его не нужно, потому что это в текущих условиях имеет инфляционный эффект гораздо больший, чем увеличение денежного предложения", - аргументирует свою точку зрения Владимир Брагин.
С ним согласен экономист компании "Атон-брокер" Владимир Осаковский. Он отмечает, что увеличение расходов, конечно же, желательно было бы избегать. Однако, по его словам, Минфин иначе поступить не может. "В результате рекордных цен на нефть бюджет получает астрономические суммы в виде незапланированных доходов (согласно бюджету почти триллион рублей дополнительных доходов в 2008, однако в реальности, скорее всего будет ещё больше). В таких условиях существует объективное политическое давление на Минфин с целью увеличения расходов на развитие отдельных отраслей экономики и/или социальной сферы. В этой связи увеличение расходов примерно на 4% (280 млрд рублей) можно рассматривать как достаточно умеренное и вполне обоснованное. Так, например, в связи с ускорением инфляции существует объективная необходимость индексации отдельных видов социальных выплат и расходов с целью недопущения снижения уровня жизни уязвимых слоев населения, - судя по всему, такая индексация и предусмотрена", - говорит экономист.
Финансовая система
Хорошие новости о финансовой сфере сообщил МВФ. Согласно недавно проведенному обновлению оценки состояния финансового сектора ПОФС/FSAP российская финансовая система укрепилась. Вместе с тем по-прежнему существуют некоторые риски, не в последнюю очередь связанные с быстрым ростом кредитов и с сохраняющейся фрагментарностью рынка межбанковского кредитования.
В докладе Всемирного банка также говорится об этих рисках. ВБ обращает внимание на то, что в прошлом возможности для финансирования банков увеличивались, а в сегодняшней обстановке сокращаются. Экономисты отмечают стремительный рост внешнего долга банков и корпораций на фоне скромного и постоянно снижающего государственного внешнего долга. Если наращивание долга частного сектора будет продолжаться такими же быстрыми темпами, то при сохранении современных условий ужесточения условий кредитования на мировых рынках могут возникнуть проблемы с ликвидностью у определенных заемщиков и проблемы неплатежей. В свою очередь, эти проблемы могут перекинуться на отдельные элементы банковской системы, которая имеет собственные риски и уязвимые места.
Будущее
По мнению Всемирного банка, России в ближайшем будущем следует заняться незавершенными структурными реформами. Специалисты МВФ в качестве основной задачи в долгосрочной перспективе предлагает активно стимулировать инвестиции. В частности, необходимо уделить внимание судебной власти и борьбе с коррупцией. Придать новый импульс реформам гражданской службы и государственного управления.
Экономический рост
Международный валютный фонд прогнозирует, что в 2008 году темпы роста ВВП составят 7,75%. Между тем экономисты обоих ведомств констатируют наличие структурных ограничений для роста. В частности, в докладе Всемирного банка отмечается, что за последние годы существенно возросли коэффициенты использования производственных мощностей. Например, коэффициент использования производственных мощностей в промышленности увеличился с 69% в 2001 году до 81% в марте 2008 года, при этом у 42% предприятий, участвовавших в опросе ВБ, уровень использования мощностей составляет 90%. Кроме того, коэффициент использования рабочей силы возрос с 87% до 94%, причем три четверти предприятий отметили, что этот показатель превышает 90%.
Также изменилась структура реального роста ВВП, она сместилась в сторону "неторгуемых" секторов, что частично вызвано укреплением обменного курса и быстрым ростом внутреннего спроса. В то время как в 2003-2004 годах основными локомотивами экономического роста были производство нефти и некоторые обрабатывающие производства, в 2007 году почти треть прироста ВВП обеспечили оптовая и розничная торговлей, еще 30% роста дали строительство и обрабатывающее производство. Впрочем, экономисты МВФ указывают на то, что высокие темпы роста сохранились и в обрабатывающих отраслях. Это позволяет предположить, что укрепление рубля не привело к серьезному снижению конкурентоспособности.
Инфляция
Оба международных ведомства говорят о перегреве российской экономики. Причем МВФ говорит лишь о возможности такого сценария: "В ситуации, когда внутренний спрос растет на 15% в год в реальном выражении, обостряется риск перегрева. Практическое удвоение темпов инфляции с прошлого года уже нельзя объяснить только повышением мировых цен на продовольственные товары и энергоносители. Стремительный рост импорта также свидетельствует об ужесточении внутренних ресурсных ограничений".
А вот Всемирный банк более резок в своих оценках: "Неослабевающая инфляция в РФ, рост загруженности производственных мощностей и коэффициента использования трудовых ресурсов, опережающий рост реальной зарплаты по сравнению с ростом производительности труда говорят о перегреве экономики России. Российская экономика работает на пределе своих производственных возможностей".
Инфляция, по мнению западных экономистов, в 2008 году может составить 12-14%. По расчетам МВФ, темпы инфляции могут быть и меньше, если российские власти сделают все, чтобы замедлить рост спроса. Экономисты ВБ видят выход в корректировке макроэкономической политики, ужесточении бюджетной политики. При этом они отмечают, что баланс рисков в российской экономике почти полностью перешел на инфляцию. Вместе с тем в докладе ВБ отмечается, что неправильно ставить вопрос о том, являются ли высокие темпы экономического роста важнее, чем макроэкономическая стабильность. Макроэкономическая стабильность является необходимым условием устойчивого экономического роста.
Денежно-кредитная политика
Если Россия хочет снизить инфляцию, то ужесточение денежно-кредитной политики неизбежно. Необходимо постепенно повышать процентные ставки, резервные нормативы, и переходить к более гибкому обменному курсу. Впрочем, Центральный Банк РФ недавно взял курс именно на такую политику, и не раз уже доказывал, что следует ему. В МВФ приветствуют решимость ЦБ РФ переходить к формальному таргетированию инфляции. Правда, ЦБ пока не назвал точного срока перехода к таргетированию инфляции. Экономисты МВФ считают, что откладывать такое дело в долгий ящик нельзя: "Откладывание ужесточения денежно-кредитной политики сейчас усугубляет риск, что необходимость в еще большем ужесточении в будущем приведет к периоду снижения роста ВВП ниже потенциала".
Бюджет
Создавшаяся ситуация в российской экономике требует и ужесточения бюджетной политики. ВБ считает необходимым определить приоритеты и поэтапно планировать государственные инвестиционные расходы. А специалисты МВФ советуют выстроить бюджетную политику таким образом, чтобы не стимулировать дополнительно спрос. Это означает, что в 2008 и 2009 годах не следует увеличивать ненефтяной дефицит государственного бюджета.
Всемирный банк говорит и о более долгосрочной перспективе: "Россию ожидают долгосрочные фискальные риски в связи с неопределенностью и волатильностью нефтегазовых доходов бюджета и дополнительными расходами в области пенсионного обеспечения, здравоохранения и образования, справиться с которыми позволит только осторожная и сбалансированная бюджетная политика".
Чтобы противостоять этим рискам, ВБ призывает новый состав правительства поддерживать бюджетную устойчивость и сбалансированность, увеличивать ненефтегазовую налоговую базу, выявить категории расходов, которые можно было бы сократить, а также рассмотреть возможность принятия бюджетного принципа "постоянного дохода" (поддержание ненефтяного первичного дефицита бюджета на таком уровне, который гарантированно можно было бы финансировать за счет доходов от нефтяных активов).
В связи с этим России не рекомендуют в ближайшее время снижать НДС. Уменьшение ставки этого налога возможно в долгосрочной перспективе, но оно должно быть с компенсационным расширением налоговой базы, чтобы доходы от этого налога остались неизменными.
И в итоге ВБ предупреждает, что если правительством не будут приняты особые меры для обеспечения устойчивости бюджета и сохранятся текущие тенденции в фискальной политике, Россия в долгосрочной перспективе вернется к состоянию чистого должника (то есть суммарный госдолг превысит накопленные резервы).
Кстати, сегодня стало известно, что в бюджете-2008 расходы увеличиваются на 288 млрд рублей. Премьер-министр Владимир Путин заявил, что эти поправки в бюджет носят социальную направленность, а министр финансов Алексей Кудрин заверил журналистов, что расходы в этих пределах можно себе позволить, их объем согласован с ЦБ РФ. В то же время экономист инвестиционного банка "Траст" Владимир Брагин отмечает, что не имеет никакого значения, куда будут тратиться деньги, они все равно окажутся в экономике.
"МВФ тут прав, что эта ситуация совершенно парадоксальная, когда наращиваются бюджетные расходы, и при этом ЦБ пытается бороться с инфляцией с помощью процентных ставок, ужесточением денежно-кредитной политики, и при этом еще держит фиксированный обменный курс. А в таком случае инфляция снижаться точно не будет. Наращивать расходы государства в сегодняшней ситуации совершенно не стоит. Если правительство хочет бороться с инфляцией, то бюджетные расходы необходимо максимально ограничить. Да, бюджет профицитный, да, скапливается большой объем средств, но тратить его не нужно, потому что это в текущих условиях имеет инфляционный эффект гораздо больший, чем увеличение денежного предложения", - аргументирует свою точку зрения Владимир Брагин.
С ним согласен экономист компании "Атон-брокер" Владимир Осаковский. Он отмечает, что увеличение расходов, конечно же, желательно было бы избегать. Однако, по его словам, Минфин иначе поступить не может. "В результате рекордных цен на нефть бюджет получает астрономические суммы в виде незапланированных доходов (согласно бюджету почти триллион рублей дополнительных доходов в 2008, однако в реальности, скорее всего будет ещё больше). В таких условиях существует объективное политическое давление на Минфин с целью увеличения расходов на развитие отдельных отраслей экономики и/или социальной сферы. В этой связи увеличение расходов примерно на 4% (280 млрд рублей) можно рассматривать как достаточно умеренное и вполне обоснованное. Так, например, в связи с ускорением инфляции существует объективная необходимость индексации отдельных видов социальных выплат и расходов с целью недопущения снижения уровня жизни уязвимых слоев населения, - судя по всему, такая индексация и предусмотрена", - говорит экономист.
Финансовая система
Хорошие новости о финансовой сфере сообщил МВФ. Согласно недавно проведенному обновлению оценки состояния финансового сектора ПОФС/FSAP российская финансовая система укрепилась. Вместе с тем по-прежнему существуют некоторые риски, не в последнюю очередь связанные с быстрым ростом кредитов и с сохраняющейся фрагментарностью рынка межбанковского кредитования.
В докладе Всемирного банка также говорится об этих рисках. ВБ обращает внимание на то, что в прошлом возможности для финансирования банков увеличивались, а в сегодняшней обстановке сокращаются. Экономисты отмечают стремительный рост внешнего долга банков и корпораций на фоне скромного и постоянно снижающего государственного внешнего долга. Если наращивание долга частного сектора будет продолжаться такими же быстрыми темпами, то при сохранении современных условий ужесточения условий кредитования на мировых рынках могут возникнуть проблемы с ликвидностью у определенных заемщиков и проблемы неплатежей. В свою очередь, эти проблемы могут перекинуться на отдельные элементы банковской системы, которая имеет собственные риски и уязвимые места.
Будущее
По мнению Всемирного банка, России в ближайшем будущем следует заняться незавершенными структурными реформами. Специалисты МВФ в качестве основной задачи в долгосрочной перспективе предлагает активно стимулировать инвестиции. В частности, необходимо уделить внимание судебной власти и борьбе с коррупцией. Придать новый импульс реформам гражданской службы и государственного управления.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба