19 июня 2012
Однако столь незначительное преимущество, позволившее сторонникам жесткой фискальной дисциплины – консерваторам и социалистам – создать хрупкую правящую коалицию, не дает повода говорить об окончательном разрешении наболевших проблем: как совместных для валютного альянса и Афин, так и касающихся этой Балканской страны и регионального валютного союза по отдельности.
Все же, выигрыш консервативной Партии Новых Демократов, заполучившей наибольшее число голосов сограждан и неизменно придерживающейся стратегии сотрудничества с объединенной Европой, в некоторой степени сняло напряжение и развеяло страхи политиков и инвесторов, поскольку удалось избежать самого худшего исхода: победы левых сил, не скрывающих своих категоричных намерений насчет отказа от получения дальнейших траншей фин. помощи в обмен на ужесточение мер бюджетной экономии. Такая, отнюдь не радужная, перспектива могла ко всему прочему повергнуть страну в пучину политической неразберихи и социального хаоса. Иностранные эксперты крайне сдержанно выражают оптимизм по поводу результата выборов. Так, например, Alberto Gallo, руководитель исследовательской группы по вопросам макро-кредитования лондонского Royal Bank of Scotland считает: «Это снижает риск оттока депозитов из банковской системы... Но само по себе не решает проблем страны».
В течение более, чем двух лет кризис суверенных долгов еврозоны убедительнейшим образом доказал наличие глубинных и подчас всеохватывающих структурных проблем в самом механизме существования валютного альянса. На решение этих самых проблем по самым скромным оценкам уйдут годы, а насчет разрешимости некоторых из них вообще существуют серьезные сомнения. В течение всего этого периода «долговой смуты» финансовые рынки время от времени лихорадило от регулярных бросков в крайности оптимизма или пессимизма: в зависимости от того, как вели себя инвесторы в отношении активов крайне высокорисковой «европейской периферии». В частности в отношении вчерашних парламентских выборов многие эксперты предупреждали о возможном оттоке капитала из банковской системы эллинов – в случае, если результаты заставили бы думать хотя бы о малейшей угрозе скоропостижного «разрыва отношений» с валютным альянсом. Кроме того, в пору было бы говорить и о распространении волны страхов на банковскую систему «товарища по несчастью» – Испании, правительство которой не далее, чем на прошлой неделе заявило о намерении просить о помощи в размере 100 млрд. евро для осуществления рекапитализации своих кредиторов.
Результат голосования на берегах Эгейского моря, судя по всему, внес оживление по некоторым потерявшим популярность краткосрочным активам еврозоны. Чего нельзя сказать о той же Испании – Родина Корриды отчаянно пытается преодолеть затяжной спад спроса на свои казначейские облигации со стороны иностранных инвесторов. Как показывает практика, подобный тренд крайне трудно развернуть в положительную сторону.
Лидер одержавших победу Новых Демократов, ныне получивший все шансы занять пост Премьера Эллады Antonis Samaras, не дожидаясь официального объявления результатов, уже в воскресенье вечером на праздничной пресс-конференции торжественно заявил: «Мы с глубоким уважением будем относится к выполнению страной взятых на себя обязательств», после чего последовал открытый публичный призыв к прочим политическим силам страны объединяться вокруг партии-победителя в коалицию «национального выживания», ориентированную на восстановление и укрепление отношений с Европой. «Таким результатом наши сограждане высказали свое решение: создано крепкое основание для нового политического единства, имеющего про-европейскую ориентацию».
Однако у победителей не так уж много времени для праздничного пира: даже получение 129 мест из 300 имеющихся в греческом законодательном собрании не дает повода спать спокойно. Таким образом, придется искать компромисса с «давними и заклятыми» политическими соперниками – Социалистической партией Pasok, а оппозиционеры – Партия Syriza – пока-что не склонны менять свои намерения ни насчет коалиционного единства, ни большей лояльности к помощи со стороны Европы.
Сам факт победы Antonis Samaras'а является своего рода ответным «камешком в огород» европейского правительства – в первую очередь, Германии, не упускающей возможности «ткнуть носом» Афины в необходимость более рьяного сотрудничества в плане придерживания фискальных обязательств и пригрозить санкциями в случае невыполнения оных. Сейчас же, когда Эллада решила следовать по пути компромисса, в центре всеобщего внимания оказался Берлин – насчет готовности пойти на уступки Афинам. Тем более, что заверения лидера Новых Демократов насчет всех возможных послаблений последствий мер строжайшей экономии, судя по всему, не снискали доверия у некоторой части рядовых граждан: количество избирателей, симпатизирующих контр-европейски настроенным оппозиционерам, выросло почти на 10 процентных пунктов по сравнению с предварительными майскими выборами. Это дает все основания полагать о наличии довольно-таки ощутимой части общества, не поддерживающей европейские планы насчет сохранения членства Греции в рамках валютного альянса.
Реакция официального Берлина на выборы в Элладе оказалась весьма противоречивой: Федеральный Канцлер Angela Merkel лично поздравила лидера победившей силы по телефону и высказала ожидания, что «Греция будет придерживаться выполнения обязательств перед Европой». Тогда как Министр финансов Wolfgang Schauble в своем заявлении сообщил о предстоящих консультациях насчет «совместной выработки программы по регулированию».
Правительство Евросоюза настаивает на изыскании 11,5 млрд. евро путем новых сокращений бюджетных расходов на последующие годы уже до конца текущего месяца. Но сама реализация этой стратегии оказывается под угрозой из-за отсутствия у лидера победителей достаточного политического влияния и способности сохранить в целости свое еще не созданное правительство. Более того, столь резкие броски могут выбить почву политической стабильности из-под ног у всей страны и повергнуть Грецию в очередной хаос – что будет только на руку оппозиции.
В интервью немецкому телеканалу ZDF Глава внешнеполитического ведомства самой сильной экономики Европы Guido Westerwelle выразил уверенность, что-де «вполне возможно найти выход совместными усилиями в указанный период времени», говоря о возврате долгов Греции. Но Афины тверды в своем желании получить нечто большее, чем просто модификации календаря платежей по долгам. С одной стороны, реструктуризация, проведенная ранее в этом году, отсрочила возврат долгов частному сектору как минимум на десять лет. Таким образом, большая часть сумм, подлежащих уплате в первую очередь своим же соседям по еврозоне, не попадет на счета кредиторов в течение многих лет.
Самое вожделенное желание греков заключается в прекращении бесконечных и мучительных сокращений правительственных расходов, загоняющих национальную экономику все глубже и глубже в бездонную пропасть рецессии. Но фискальное послабление означает только одно: Германия должна дать еще больше денег.
Уже в течение ближайших недель новое правительство пройдет первое испытание: переговоры с инспекторами из ЕС и МВФ. Аудиторы «тройки» настроены самым решительным образом: так, один из представителей делегации Евросоюза заявил, что «предвыборная шумиха заставила отвлечься от необходимости проведения реформ и выбила бюджет из колеи. Посему следует готовиться к дальнейшему ухудшению фискальной ситуации в стране».
Вопреки пессимистическим прогнозам со стороны политиков, рынки ожидают оживления. И эксперты, и инвесторы сходятся во мнении, насчет несостоятельности принятой и внедряемой европейской программы строгой бюджетной экономии на период погашения недопустимых по размерам долгов. «Конечно же, придется пересмотреть такую позицию», – делится соображениями Paul Donovan из лондонского UBS. – «Греция оказалась в неразрешимой ситуации». По мнению этого финансиста, как, впрочем, и большинства его коллег лидеры объединенной Европы упустили шанс, в частности, с оказанием экстренной помощи Испанскому Королевству: кризисное положение могло бы сыграть на руку и позволило бы внедрить механизмы, способные теснее сплотить еврозону, что в свою очередь позволило бы каждой из стран разделить ответственность за ситуацию у её соседей-партнеров. «Рынки ожидают от переговоров с Афинами прежде всего дальнейшую интеграцию в рамках еврозоны», – выражает всеобщие чаяния британский эксперт.
На фоне существующих противоречий во взглядах насчет возможных вариантов разрешения ситуации, в первую очередь, что касается Франции и Германии, все же есть смысл говорить о возможности положительного исхода. «Мы пока-что не приблизились к принятию решения», – констатирует Elsa Lignos, специалист по стратегиям на валютном рынке лондонского RBC Capital Markets. – «Но удается поддерживать стабильную атмосферу на валютных рынках. Результаты эти выборов были очень важны: ведь победа оппозиции могла спровоцировать участников продавать риски, то есть, единую европейскую валюту. Естественно, ничего коренным образом не изменилось: членство Греции в еврозоне пока что остается открытым».
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба



