Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Французская эволюция. Эпоха Ширака закончилась, впереди эпоха Саркози » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Французская эволюция. Эпоха Ширака закончилась, впереди эпоха Саркози

В мировой политике в ближайшие два года грядут крупные изменения. К концу 2008 года четыре влиятельные страны переизберут первых лиц государства. В текущем году все внимание будет обращено на нового президента Франции и нового премьер-министра Великобритании. В следующем году завершат свои президентские сроки Владимир Путин и Джордж Буш. В этом номере мы поговорим о прошедших выборах во Франции, их результатах, а также планах дальнейшего развития французской экономики и внешнеполитической деятельности нового главы государства Николя Саркози.

Выбор сделан!


6 мая 2007 года по итогам второго тура выборов новым президентом Франции с перевесом в 6 % голосов стал 52-летний лидер правого Союза за народное движение Николя Саркози. Он пришел на смену 74-летнему Жаку Шираку, занимавшему президентскую должность последние 12 лет. Основным конкурентом Саркози была социалистка Сеголен Руаяль, набравшая во втором туре 47 % голосов. По мнению экспертов, ее предвыборная программа так и не наполнилась конкретным содержанием, а следовательно, не выдержала испытания кампанией и временем. Сама госпожа Руаяль обвинила раскол в Социалистической партии в своем поражении на выборах.


Наследство Ширака


В то же время Николя Саркози завоевал немало голосов благодаря своей экономической программе. После застойной эпохи бывшего президента французы рассчитывают на активные действия нового главы государства. За 12 лет президентства Жак Ширак не сумел сделать ничего из того, чего от него ожидали, в особенности это касается вопросов внутренней политики.


Серьезное недовольство французов вызывала социальная политика правительства, направленная на сокращение государственных расходов. По большому счету ни одна из инициатив экс-президента не увенчалась успехом. В ответ на проведенные пенсионную и здравоохранительную реформы последовали масштабные забастовки и акции протеста, что на некоторое время отбило у правительства всякую охоту к более глубоким преобразованиям.


Наибольшее же число неудач Ширака пришлось на период 2005–2006 годов. В 2005 году французы проголосовали против вынесенного на референдум проекта европейской конституции. Эта внешнеполитическая неудача во многом была вызвана именно неблагоприятными обстоятельствами внутри страны. Население испугалось, что единая Европа нанесет значительный ущерб французской социальной модели, вызовет резкий скачок безработицы за счет либерализации рынка труда.


Позднее произошли новые массовые беспорядки, в которых участвовали выходцы из арабских стран и Африки. Не имела успеха и реформа рынка труда, касающаяся контракта первого найма, когда под давлением студенческих бунтов правительство снова было вынуждено отступить.


Более заметной и успешной была деятельность Жака Ширака на международной арене. Среди его несомненных достижений отмечают позицию, занятую по вопросу о военном вторжении в Ирак. Франция выступила резко против и не раз открыто подвергала критике администрацию Джорджа Буша. Эта оппозиция привела к серьезному разладу во фран-ко-американских отношениях, но обеспечила Шираку популярность на родине. Ни один из французских солдат в иракскую мясорубку отправлен не был.


Тем не менее результат президентства Жака Ширака многие расценивают практически как нулевой.


В итоге Николя Саркози получил в наследство страну с темпами экономического роста всего лишь около 2 % в год и безработицей выше 8 %, а также с большим количеством социальных проблем. Новые технологии обходят Францию стороной. На сегодня ее доля в европейском экспорте сократилась на 18 % с 1999 года. А по уровню корпоратив-ных расходов на исследования и разработки Франция находится на предпоследнем месте среди стран еврозоны. При этом национальный долг увеличился с 657 млрд евро в 1995 году до 1 200 млрд евро в 2006 году, что, по некоторым оценкам, составляет 65 % ВВП.


Планы и инициативы Саркози


Пока рано говорить что-то конкретное о предстоящем президентстве, ясно одно: сделать предстоит немало. Отдав большинство голосов в пользу Николя Саркози, избиратели рассчитывают на его жесткий подход к решению одной из самых серьезных и застарелых проблем — безработице.


Во Франции компания не может уволить сотрудника без серьезной причины, так как за кандидата на вылет активно заступаются профсоюзы, которые в стране исключительно сильны. Однако, если дело все-таки дошло до увольнения, работодатель обязан выплатить работнику полугодовую заработную плату и положенные отпускные, а также социальный взнос за этот срок. Саркози считает, что слишком большое влияние профсоюзов, а также трудовое законодательство, усложняющее процесс увольнения сотрудников, мешают Франции развивать свою экономику более быстрыми темпами. Поэтому новый президент намерен в самое ближайшее время провести консультации с деловыми кругами и профсоюзами, чтобы упростить и сделать более прозрачной систему увольнения работников в обмен на дополнительные компенсационные выплаты и систему переподготовки для безработных.


Также в своей предвыборной программе Саркози обещал в течение пяти лет снизить на 4 % корпоративные налоги и решить проблему 35-часовой рабочей недели. По его мнению, такое количество рабочих часов ограничивает возможности работодателей по расширению бизнеса, так как они обязаны выплачивать высокие налоги при оплате сверхурочных. Один из возможных шагов видится в увеличении продолжительности рабочей недели. Сторонники этого нововведения считают, что оно пойдет на пользу не только работодателям, но и наемным работникам: ведь они смогут больше зарабатывать. Сейчас компании неохотно дают людям такую возможность, поскольку сверхурочные часы обходятся очень дорого. Кроме того, Саркози намерен провести голосование в Национальной ассамблее по снижению социальных налогов на фонд оплаты сверхурочных часов.


В то же время новый президент предлагает решения, которые могут стать весьма непопулярными среди работников государственного сектора. Он намерен сократить число чиновников, а также ослабить влияние профсоюзов в государственных компаниях. Он планирует провести законопроект, который устанавливает минимальный срок работы сотрудников транспортных компаний для получения определенных социальных льгот. Однако решение Саркози может столкнуться с массовыми забастовками в отрасли и парализовать всю транспортную систему страны. Такая реакция на реформы во Франции стала уже привычной за время правления Жака Ширака. Тем не менее Николя Саркози намерен пойти еще дальше, сократив государственный аппарат.


Содержание огромной армии безработных, помимо всего прочего, ложится тяжким бременем на бюджет. Во Франции лишившиеся работы получают в течение 30 месяцев 79 % заработка в качестве страхового пособия. Однако в ходе предвыборной гонки новый президент Франции даже не упомянул очевидный выход — снизить пособия по безработице. Правда, это как раз неудивительно, ведь он лишился бы солидной части электората, которой есть что терять. Зато Николя Саркози выступает за более жесткие критерии для назначения выплат.


Победа Саркози на президентских выборах — уже потенциально позитивное событие для второй по величине экономики Еврозоны. Если он исполнит свои предвыборные обещания, то Францию ждет длительный период структурных реформ. Конечно, вряд ли реформы пройдут гладко и без проблем. Однако в долгосрочной перспективе это даст рынкам надежду на то, что темпы экономического роста во Франции будут нарастать, а французские компании смогут повысить свои прибыли.


Франция меняет союзника


Что касается планов Николя Саркози в отношении внешней политики, то он намерен вновь поднять вопрос о соблюдении прав человека в России, а также расширить политическое сотрудничество с США.


США. В эпоху президентства Жака Ширака Россия часто получала союзника в лице Франции по различным мировым проблемам, но, по всей видимости, ситуация в ближайшее время может резко измениться. Николя Саркози не скрывает своего расположения к США, а Джордж Буш в свою очередь стал одним из первых, кто поздравил его с победой на выборах. Касаясь вопроса войны в Ираке, Саркози заявляет, что Франция не должна была столь активно критиковать США за вторжение в Ирак и «превращать наши разногласия в кризис». Он также подчеркивает, что США могут рассчитывать на Францию и ее дружбу, но это не означает, что у друзей не может быть разногласий по отдельным вопросам.


Россия. В свою очередь Россия, видимо, может лишиться одного из основных союзников на международной арене. Еще в рамках предвыборной кампании стало понятно, что по многим вопросам позиции Саркози были прямо противоположны путинским. Французский президент пообещал сделать вопросы защиты прав человека приоритетом своей внешней политики. В частности, он намерен вновь заострить внимание на вопросе о соблюдении прав человека в Чечне. Так, в феврале этого года Саркози осудил замалчивание результатов чеченских войн, в ходе которых погибло 200 000 человек и 400 000 стали беженцами. Он сказал, что его очень тревожит текущий путь развития России, а также подчеркнул, что у Франции есть право «возражать большой стране, говоря, что она что-то делает не так».


Отвечая на вопрос корреспондента National Interest, насколько сложно осуждать действия таких государств, как Россия и Китай, Саркози ответил: «То, что Россия и Китай являются крупными державами, не должно мешать выступать с критикой в их адрес. Я должен сказать, что поведение России в последнее время действует мне на нервы».


С другой стороны, Франции необходимо сотрудничество с Россией, в первую очередь по вопросу иранского досье, а также в деле определения окончательного статуса Косово. Решение проблемы Косово без России, а значит и без достижения согласия в рамках Совбеза ООН, значительно усилит напряженность на Балканах. В этом случае Франции, а также ее партнерам придется оставить на неопределенный срок свой военный контингент в этом нестабильном регионе.


В окружении Саркози говорят, что его отношения с Путиным будут «скорее конструктивными, чем дружескими».


Европа. В отношении европейских дел одной из инициатив нового президента Франции станет замена провалившегося на национальном референдуме при Шираке проекта конституции ЕС «конституционным договором», который является усеченной версией европейс-кой конституции.


Президент Еврокомиссии Мануэл Баррозу с энтузиазмом воспринял победу Саркози, полагая, что он сможет внести свежую струю в процесс европейской интеграции. При этом он призвал Саркози не блокировать переговорный процесс о вступлении Турции в Евросоюз и способствовать достижению компромисса в этом вопросе. Как известно, президент Франции придерживается весьма жесткой позиции относительно присоединения Турции к сообществу европейских государств и настроен крайне решительно.


Евро проигнорировал победу Саркози


Если вспомнить майские события на мировом валютном рынке, то можно отметить, что курс евро никак не отреагировал на выборы нового президента Франции. Вероятнее всего, победа Николя Саркози была уже учтена рынком. Тем не менее планируемый процесс реформирования французской экономики хоть и обещает быть долгим и мучительным, однако в долгосрочной перспективе может стать неплохим поводом для роста единой европейской валюты.


ДОСЬЕ

Жак Рене Ширак, бывший президент Франции (1995–2007), родился 29 ноября 1932 года в Париже. В 1950 году окончил летнюю школу Гарвардского университета в США, а в 1954 году — Институт политических исследований в Париже. С 1956 по 1957 год проходил военную службу в Алжире. В 1959 году окончил Национальную школу управления в Париже и начал политическую карьеру. В 1959 году Ширак получил место аудитора Счетной палаты, спустя три года стал сотрудником аппарата правительства Жоржа Помпиду, который рекомендовал Шираку баллотироваться в парламент Франции. С 1967 года Ширак работал на различных должностях в правительстве Франции. В 1974 году он стал министром внутренних дел, а позднее в том же году — премьер-министром. С 1977 по 1995 год Ширак был мэром Парижа. С 1986 по 1988 год Ширак вновь занимал пост главы правительства. Дважды, в 1981 и 1988 годах, он неудачно участвовал в президентских выборах и оба раза проигрывал Франсуа Миттерану. На президентских выборах 1995 и 2002 годов Ширак одерживал победу.

Николя Поль Стефан Саркози де Надь-Боча родился 28 января 1955 года в Париже в семье венгерского эмигранта и француженки еврейского происхождения. Он окончил магистратуру частного права университета «Париж X» и Институт политических исследований при Сорбонне. С 1981 по 1987 годы Саркози работал адвокатом. Политикой Саркози занялся рано. В 19 лет он вступил в партию «Союз демократов в поддержку республики», переименованную позже в «Объединение в поддержку республики». С 1977 года Саркози — депутат муниципального совета в пригороде Парижа Нёйи-сюр-Сен, а в 1983 году он избран мэром Нёйи, сохранив свой пост до 2002 года. С 1986 по 1988 год был вице-президентом генерального совета департамента О-де-Сен. В 1988 году был избран депутатом парламента Франции. К середине 1980-х годов Саркози вошел в ближайшее окружение Жака Ширака. Позднее занимал ряд министерских постов в правительстве Эдуара Балладюра. В 1990-х годах политическая карьера Саркози складывалась с переменным успехом. На президентских выборах 2002 года Саркози поддержал Ширака и стал активно завоевывать политическую популярность на министерских постах в правительстве. 26 марта 2007 года Саркози покинул правительство для беспрепятственного участия в выборах.


МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА


Дмитрий Абзалов, эксперт Центра политической конъюнктуры России:

В последние два года в Западной Европе сформировался новый политический тренд. На смену пророссийски настроенным политикам пришли лидеры новой формации. Не стала исключением и Франция. Собственно ЕС как политическая система имел три центра: экономический (Германия), идеологический (Франция) и бюрократический (Еврокомиссия, Брюссель). Однако после приема новых членов и провала проекта европейской конституции позиции лидеров евроинтеграции пошатнулись. В Германии Герхарда Шредера сменила Ангела Меркель, во Франции место Жака Ширака занял Николя Саркози. Новые политики более прагматичны и стоят скорее на правых позициях. Оба ориентированы на евроинтеграцию, однако предпочитают диверсифицировать внешнеполитические риски.

Николя Саркози форсирует улучшение отношений с Вашингтоном, которые были испорчены войной в Ираке. В ряде вопросов внутренней политики президент Франции идет в фарватере программы республиканской администрации США. Он предлагает снизить налоги, увеличить оборонный бюджет, ужесточить миграционное законодательство, сократить социальные расходы. Среди политических инноваций наибольший интерес представляет введение процедуры импичмента и ограничение президентства двумя сроками по пять лет каждый (а это потребует изменения Конституции).

Революционной является и монетарная политика Саркози. Президент выступает против интенсивного повышения учетной ставки ЕЦБ. По его мнению, европейская валюта должна поддерживать конкурентоспособность производителей ЕС. Однако в борьбе за слабый евро Саркози рискует столкнуться как с внешними игроками в лице США и Китая, так и с ближайшими, европейскими оппонентами. К последним следует отнести Великобританию (финансовый центр), Германию, Италию и Брюссель.

Отношения нового президента с Россией будут достаточно сложными. Саркози уже высказался против активной экспансии Газпрома в ЕС, подверглась критике политика Москвы в отношении Северного Кавказа. И все же перспективы остаются — это сотрудничество в энергетической и аэрокосмической сферах.


Лариса КОКОВИНА