Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Бюджет-2014: милитаризм в закрытой части » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Бюджет-2014: милитаризм в закрытой части

Бенефициарами бюджетного секвестра станут оборонный сектор, крупные инфраструктурные проекты и госаппарат, сэкономят чиновники на образовании и социалке. Эксперты в таком изменении структуры бюджетных расходов шансов на ускорение экономического роста не видят
20 сентября 2013 Финмаркет
Изменение структуры расходов федерального бюджета

Реальными выгодополучателями сокращения бюджетных расходов станут армия, крупные инфраструктурные проекты и чиновники, следует из материалов Минфина о проекте бюджета на 2014 год, с которыми удалось ознакомится "Финмаркету".

В материалах Минфина показано реальное распределение всех денег, в том числе с учетом так называемых "закрытых" статей бюджетных расходов (без расшифровки по подразделам и конкретным статьям). Это не секретная информация, но обычно ознакомится с ней можно только после официального внесения проекта бюджета в Госдуму и "спрятана" она в нескольких пояснительных записках.

Помогли оборонке

Реальные оборонные расходы в 2014 году вырастут на 391 млрд руб. или на 18,6% по сравнению с нынешним годом – до 2489,4 млрд руб. В 2015 году оборонщики получат еще прибавку почти в 540 млрд руб.; в 2016 году - еще 350 млрд руб.

За три года доля оборонных расходов в федеральном бюджете вырастет с 15,7% в 2013 до 20,6% - в 2016 году. Вместо 3,1% они будут составлять 3,9% ВВП.

Расходы на национальную безопасность расти не будут. Даже в абсолютном измерении на 2014 год они запланированы в размере всего на 5 млрд руб. большем, чем в нынешнем году. В 2015 году они вырастут еще на 40 млрд руб. и дальше стабилизируются на этом уровне. В итоге их доля в бюджетных расходах снизится с 15,3% до 12,8% в 2016 году, а в ВВП – с 3% до 2,4%.

Но не смотря на это в сумме с оборонными расходами силовикам достанется почти треть федерального бюджета.

Бюджет-2014: милитаризм в закрытой части


Не забыли про мега-стройки и госаппарат

Вторую по размеру прибавку в следующем году получит "Национальная экономика" - 391 млрд руб., на 14,4% больше, чем было выделено в 2013 году. И это без учета тех 150 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (450 млрд руб. на три года), на которые обещано купить инфраструктурные облигации.

В дальнейшем расходы по этой статье предполагается снижать, сначала в относительном, а в 2016 году и в абсолютном измерении. Очевидно, ожидается, что к этому времени экономический рост смогут обеспечивать не только госинвестиции.

Третья в абсолютных цифрах прибавка достанется "Общегосударственным вопросам". Расходы по этой статье увеличатся в 2014 году на 109 млрд руб. или 11,9% в сравнении с текущим годом.

Самую большую прибавку в 2014 году получит "физкультура и спорт". Расходы по этой статье в следующем году в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года будут более чем на четверть больше, чем в этом году, но в целом составят всего 79 млрд руб.

Сэкономили на образовании

Сэкономить в следующем году Минфин хочет на образовании. Расходы по этой статье предлагается уменьшить на 88 млрд руб. или 13%. В дальнейшем их предлагается понемногу увеличивать, но их доля в общих бюджетных расходах и в ВВП будет только снижаться: с 5,4% до 3,9% от бюджета и с 1% до 0,7% ВВП.

Второй по масштабам секвестр ожидает статью "Социальная политика" куда зашиты, в частности, трансферты Пенсионному фонду. Эта статья может быть урезана на 82 млрд руб. или на 2% по сравнению с этим годом. В 2015-2016 году Минфин готов несколько увеличивать расходы по этой статье, но относительно всех расходов бюджета и ВВП она тоже будет сжиматься.

9% своих нынешних средств или 44 млрд руб. может потерять здравоохранение. Еще один секвестр ждет отрасль в 2015 году. В итоге к 2016 году доля расходов на здравоохранение в бюджете снизится с нынешних 3,8% до 2,6%, в ВВП – с 0,8% до 0,5%.

Большие потери ждут сектор ЖКХ: затраты федерального бюджета по этой статье предлагается срезать сразу почти на четверть или на 37 млрд руб. К 2016 году расходы на ЖКХ сократятся еще вдвое.

Открытый и закрытый бюджет

В официально публикуемом в открытом доступе законе "О федеральном бюджете" разбивка расходов по ведомствам и целевым статьям производится не в полном объеме. В 2013 году эта разница составляет 1,9 трлн руб, собственно, это и есть закрытая часть бюджета. Распределение этих расходов по ведомствам и целевым назначениям производится в секретных и совершенно секретных приложениях.

На самом деле расходы по статье "Национальная оборона" составляют в 2013 году не 1,0 трлн руб., как обозначено в законе о бюджете на 2013-2015 годы, а 2098,4 млрд руб. На национальную безопасность и правоохранительную деятельность федеральным бюджетом выделено не 1,5 трлн руб., а 2048,2 млрд руб.

Средства из закрытой части бюджета есть практически во всех статьях бюджетных расходов, включая ЖКХ, здравоохранение, образование и СМИ. Значимую долю, кроме обороны и нацбезопасности, секретные траты составляют в статье "Общегосударственные расходы": по ней в этом году будет израсходовано 920 млрд, а не 834 млрд руб., как указано в открытой части закона о федеральном бюджете.

Василий Зацепин, Институт экономической политики имени Е.Т.Гайдара

"Реальные расходы по статьям "Национальная оборона" и "Национальная безопасность" всегда были известны из пояснительной записки и сопроводительных документов к проекту бюджета на очередной год. Они размещаются на сайте Госдумы и доступны даже американским шпионам.

Но, безусловно, это "закрытые" данные. И все чиновники, которые участвуют в сокрытии этой информации от населения страны, получают надбавки к зарплате за секретность.

Сегодня на заседании правительства его глава Дмитрий Медведев сказал, что "несмотря на все сложности, бюджет в целом имеет социальную направленность" (расходы на здравоохранение, образование, социальную политику, культуру и спорт в сумме составят в 2014 году 36% бюджетных расходов; в 2013 году на них приходилось 39% - "Финмаркет").

Это неправда. Я считаю, что наш бюджет имеет военно-полицейскую направленность. Столь значительные оборонные расходы крайне неэффективны. Прошлогодний оборонный заказ не выполнен на 20%, а деньги все ушли. Но и 80% - это то, что мы получаем от нашей промышленности в основном в виде "металлолома". Пока большинство граждан считает, что он нам до зарезу нужен, все спокойно.

Прироста ВВП оборонные расходы не дают. Сначала прирастает ВВП, а потом оборонная промышленность получает деньги из бюджета и еле переваривает этот ВВП. Она очень мучается из-за того, что им запретили переваривать эти средства за счет повышения цен на свою продукцию.

Аппетиты нашего оборонно-промышленного комплекса сверху руководством страны не ограничены. Мне кажется, что президент и премьер осознают: что-то идет не так. Но находятся в плену своих обещаний. Признавать ошибкой одномоментное увеличение оборонных расходов в пять раз никто не хочет".

Наталья Акиндинова, директор Центра развития ВШЭ

"Даже в условиях секвестра и призывов к всеобщей экономии сделали так, что абсолютные сокращения затронули в основном человеческий капитал. Даже с учетом переноса части расходов в здравоохранении на внебюджетные фонды, общие расходы консолидированного бюджета по этой статье сокращаются.

Хорошее здравоохранение столько стоить не может, доля расходов на него должна быть более 5% ВВП. А у нас в консолидированном бюджете 3,5% и есть тенденция к сокращению. Доля обороны растет. И даже некоторое сокращение этого роста – это не отказ от затрат, а перенос их на более поздние сроки. Оборонщики не уступают ни копейки.

Расходы на оборону у нас увеличиваются не первый год. А экономический рост почти прекратился. При нынешней неэффективности это не источник экономического роста.

От бюджетных инвестиций по статье "Национальная экономика" эффекты для экономического роста могут быть, но краткосрочные и вряд ли большие. У нас общие расходы государства увеличиваются всего на 4%.

Поэтому 3% роста ВВП в ближайшие годы у нас не будет – 1,5-2%, не больше. Даже заморозка тарифов больше повлияет на инфляцию, а не на экономический рост.

Воспользоваться дивидендами от бюджетной консолидации можно будет только если удастся улучшить управление бюджетными расходами, отказаться от избыточных функций государства".

Елена Пенухина, Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП)

"Все разговоры о 5-процентном сокращении расходов, о жесткости бюджета - это только часть картинки. В 2015 году у нас даже в реальном выражении получается рост бюджетных расходов (с 19,1% в 2014 году до 19,3% ВВП; в 2016 году снижение до 18,9% ВВП; в 2013 – 19,8% ВВП – "Финмаркет").

По сути, произошел бюджетный маневр: часть расходов сократили, чтобы перебросить высвободившиеся средства на приоритетные направления. Прежде всего, на выполнение социальных указов президента мая прошлого года.

Сокращение федеральных расходов на здравоохранение, образование, социальную политику связан с переходом на эффективный контракт (когда зарплата в бюджетных секторах повышается по мере роста производительности труда – "Финмаркет"), с переносом части расходов на регионы (большая часть социалки у нас на плечах регионов лежит), с переходом в здравоохранении на страховые принципы с переносом части расходов на фонды медицинского страхования. Фактически это тоже своего рода бюджетный маневр.

Приоритетность социальных расходов радует. Но есть и побочные эффекты. Потребительский спрос больше не является драйвером экономического роста. Нам нужны инвестиционные расходы. А они по проекту бюджета в 2016 году даже в номинальном выражении сокращаются. Намерение средства ФНБ вложить в инфраструктурные проекты – это попытка замены бюджетных средств другими источниками. Но в бюджетной стратегии Минфин записал, что дальнейшее вложение средств ФНБ в инфраструктурные облигации считает нецелесообразным.

Понятно, что мы больше не можем тратить столько, как до кризиса. Но мы должны что-то дать взамен. Например, средства ФНБ, пенсионные накопления. Но это должны быть эффективные, доходные проекты. Тогда это могло бы стимулировать экономику даже при такой системе бюджетных расходов, к которой мы перешли. Как начнется экономический рост, если его не поддерживать?

Для частных инвестиций тоже нужен сигнал: кардинальное изменение налоговых условий, нормальные институциональные реформы, либо хотя бы приманка в виде госденег в проектах государственно-частного партнерства. Очень важно намерение выделить дополнительно 100 млрд руб. на поддержку малого бизнеса.

Переноса бюджетных приоритетов в пользу оборонных расходов нет. Наоборот, сроки исполнения госпрограммы вооружений растянули. Поэтому по сравнению с тем, что было запланировано на оборонные расходы ранее, сейчас стоит значительно меньше".

http://www.finmarket.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу