Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Политика Fait accompli* может дорого стоить МВФ » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Политика Fait accompli* может дорого стоить МВФ

Едва ли МВФ может позволить себе еще один срок лицемерия
Французов отнюдь не были самыми счастливыми отдыхающими на бреттонвудском курорте в Новом Хэмпшире в 194 году, когда впервые появилась задумка создать Международный валютный фонд. Страна только становилась на путь либерализации, и ее место в негласной экономической иерархии оставалось невыясненным. Французов беспокоило то, что страны Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) получат слишком большое влияние в новом учреждении. Однако их опасения оказались напрасными. МВФ был добр к их стране. На самом деле, Франции довелось стать первой страной, взявшей в нем деньги. Более того, французы оставались явными лидерами в этой организации добрую половину всего срока ее существования. Благодаря "пониманию", достигнутому на этой неделе министрами финансов Европейского Союза, похоже, что глава МВФ вновь будет говорить с французским акцентом.
Доминик Штраусс-Кан, бывший министр финансов, получил одобрение заменить на посту главы МВФ Родриго де Рато, который, совершенно неожиданно для всех, объявил о своем намерении уйти в отставку в октябре, пробыв на этом посту всего три года. Г-н Штраусс-Кан искушенный экономист, владеющий несколькими языками, поощряющий принципы либерализации, даже не смотря на то, что он не стремится отстаивать их с должным рвением в кругах Социалистической Партии, к которой он принадлежит. Он ушел с поста министра финансов в 1999 году, после трех лет процветания, осмотрительной политики и процесса приватизации, поскольку его имя оказалось замешанным в скандале о коррупции. Короче говоря, он из тех кандидатов, которые вполне могут получить эту должность благодаря своим достоинствам. Однако, как правило, это делается другим способом. Все основано на принципе "ты мне?я тебе". В частности, Европа разрешает Америке назначать главу Всемирного банка, а взамен, Америка не вмешивается в процесс выбора главы МВФ.
Европейские министры финансов заявил на этой неделе о том, что они планируют сделать этот процесс более открытым, однако, это произойдет не раньше, чем к следующим выборам. Это вполне объяснимо. В мае американцам пришлось назначать нового ставленника на пост главы Всемирного банка, вместо изгнанного Пола Вольфовитца, уличенного в неблагонадежности. Так почему же европейцы должны первыми отказаться от своих привилегий? Таким образом, управление экономическими делами на глобальном уровне начинает все больше и больше напоминать ссору в песочнице. После жестокой схватки за выдворение г-на Вольфовитца, банку срочно нужно было найти кого-нибудь на его место, поэтому времени для либерализации процесса просто не было. Однако МВФ уже едва ли может позволить себе такую роскошь. Г-н Штраусс-Кан унаследует организацию, которая не сегодня-завтра потеряет большую часть своих старых клиентов. Развивающиеся экономики, некогда умолявшие МВФ дать денег в долг, и почтительно закрывавшие глаза на его вольности, теперь могут сами одолжить денег кому угодно.
Власти нет, зато есть ответственность
Фонд стремится стать третейским судьей в валютных спорах между его крупнейшими членами. Ему только что удалось получить для себя дополнительную свободу, позволяющую ему изучать и критиковать валютные политики, которые, на его взгляд, требуют существенных изменений. Если признается, что валютная политика той или иной страны угрожает стабильности других, МВФ так прямо, без обиняков и скажет. Такая страна, как Китай, считает Фонд, сейчас имеет слишком большой вес в мировой экономике, чтобы самостоятельно выбирать себе валютный курс по душе. Она должна учитывать его последствия для остального мира. Но, если Китай слишком велик, чтобы его можно было предоставить самому себе, значит, он и достаточно важен, чтобы его можно было отстранить от участия в выборах главы Фонда. Похоже, что г-н Рато понимает это. В прошлом сентябре он выступал за предоставление Китаю, Мексике, Турции и Южной Корее дополнительных голосов, а также хотел осуществить перераспределение власти в этом или следующем году. Он также ратовал за "прозрачность" выбора своего преемника. Теперь же, кажется, даже столь очевидные реформы должны подождать еще по крайней мере лет пять. Эта отсрочка испытывает терпение быстрорастущих членов Фонда. Несмотря на сентябрьскую реформу, у Китая по-прежнему меньше голосов, чем у стран Бенилюкса. Пожалуй, французы больше других поощряют такое возмутительное положение дел.
* Fait accompli (фр) - свершившийся факт
По материалам журнала The Economist