Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Деньги и цены » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Деньги и цены

Приближается Рождество - праздник, придуманный продавцами петард, елочных игрушек и отрывных календарей, а с ним – и время для аналитиков делать прогнозы на будущий год
23 декабря 2013 Живой журнал | Архив Журавлев Сергей

Приближается Рождество - праздник, придуманный продавцами петард, елочных игрушек и отрывных календарей, а с ним – и время для аналитиков делать прогнозы на будущий год. Подвизаюсь пока что на этой благодатной ниве и я (см., напр., 2013, 2012, …, 2008). Выходит, увы, блекло, неинтересно и нескладно. Обещать же каждый раз в наступающем году неизменно пользующиеся спросом мор, хлад и прочие казни египетские, не хватает ума и наглости. Не откладывая в долгий ящик, начнем это дело прямо here and now.

Инфляция, как известно, в уходящем году составит 6.4%, что являет собой небольшой регресс против прошлогодних 6.1%. И это притом, что весь год, начиная, наверное, с Давосского форума поборники экономического роста требовали от ЦБ больше денег, уверяя, что от этого инфляция только уменьшится. Ведь, как только ЦБ напечатает деньги, вырастет спрос, производители «напечатают» дополнительные товары и услуги, в их цене упадет вес постоянных издержек на коммунальные платежи, зарплату и проценты, да к тому же и сам процент, равно как и вообще необходимость занимать, снизятся. Так что ценам останется двигаться только вниз.

Но, как это ни странно, в России на протяжении последних как минимум 10 лет наблюдается примерно пропорциональная связь между темпами расширения денежной массы (с лагом примерно в год) и изменения уровня цен. Особенно четкой она становится, если пользоваться базовой инфляцией (БИПЦ), очищенной от влияния краткосрочных ценовых колебаний, зависящей от неуправляемых обстоятельств (неурожай, колебания цен на нефть на мировом рынке, решения, когда и в каком объеме проводить индексацию тарифов ЖКХ или бороться с пьянством и курением, сочетая приятное с полезным, т.е. повышая акциз и т.п.)*.

Странность в наличии почти пропорциональной связи между темпами расширения денежной массы и инфляции в России (коэффициент R2 – более 60%) проявляется в том, что в других странах вы не обнаружите столь высокой детерминации инфляции движением денег, особенно в посткризисную «пятилетку» (2008-13). Что является дополнительным козырем в колоде «ученых» домашнего разлива. ФРС вот «печатает» денно и нощно, а воз (в смысле инфляция) движется ни шатко, ни валко. И чего бы нам не перенять у классового противника не только всё плохое, но и хоть что-то полезное?

К популярной в широких слоях населения формуле И. Фишера (MV=PQ) пропорциональная связь темпов увеличения цен и денег тоже не имеет никакого отношения. В последнем случае коэффициент этой связи должен был бы иметь вид 1+ (v-q) /m, где m и другие маленькие буквы обозначают темпы изменения соответствующих величин, и его постоянство ниоткуда не вытекает.

Возможно, такое сильное влияние расширения денег на рост цен в России объясняется «эффектом богатства» (а практически единственным видом ликвидного имущества у россиян являются деньги, акций или облигации у «широких слоев» немного, к ПИФам доверия меньше, чем к застрахованным и дающим неплохой процент вкладам, и даже пенсионные фонды еще не успели толком накопиться), сказывающимся с определенным лагом – в течение года или чуть больше – на инфляционных ожиданиях. Тогда как в «передовых» экономиках инфляционные ожидания (связанные с деньгами по принципу «курица-яйцо») скорее первичны, и никаким действиям денежных властей не удается их поколебать.

Как бы то ни было, из графика видим, что политика сохранения ставок по операциям ЦБ, проводимая с небольшими вариациями в последние 2 года, позволила поддерживать тенденцию замедляющихся, хотя и очень плавно, темпов роста денежной массы. Если исходить из сохранения сложившейся связи их с движением уровня цен, то базовая инфляция во второй половине будущего года должна оказаться на уровне 4.7-4.8% год. со стандартной ошибкой 1.8 проц. пункта (т.е. вероятностью попасть в интервал шириной по 1.8 от центра 68%, сам ЦБ ориентирует даже на более узкий интервал в 1.5 п. пункта, не называя, в отличие от ряда европейских ЦБ и ФРС, вероятностей попадания в него и, соответственно, сохранения нынешнего уровня ключевой ставки).

С учетом, как считается, некоторого «зазора выпуска» (безработица сохранится на уровне, не влияющем на зарплаты/инфляцию NAWRU/NAIRU, или чуть выше его) и ожиданий пониженной индексации тарифов (0.7 от инфляции) видимая (headline) инфляция может оказаться к концу года на уровне 4.0%. Если это произойдет, то может заставить ЦБ немного притормозить темп дезинфляции и снизить ключевую ставку осенью будущего года до 5.25% или даже до 5.0% в конце года. Это почти приблизило бы ее к ожидаемым долговременным ключевым ставкам ФРС и других стран.

*Правда, Росстат в свое время не очень хорошо понял назначение этого индекса (да и все мы 10 лет назад еще мало задумывались, какой индекс понадобится для «приякоривания» к нему политики ЦБ, поскольку «якорем» ее тогда служил обменный курс рубля) и сориентировал его на очистку скорее от сезонных колебаний цен, нежели от нерегулярных («немонетарных») шоков, вроде вышеперечисленных. Беда эта поправимая, сейчас аналитики предлагают на базе первичной росстатовской информации индексы (в частности, VTB Capital, не путать с достойнославным «индексом инфляции РЭШ»), более адекватные целям монетарного регулирования. Но для наших иллюстративных целей сгодится и то, что публикуют Росстат в виде core CPI.