Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Выдержит ли Европа? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Выдержит ли Европа?

Только если правительства европейских стран сумеют воспользоваться удобным моментом, и провести реформы
Каждый актер знает, что легко быть однотипным. Последние десять лет Европа отличалась тем, что упорно не хотела в полной мере реализовывать свой потенциал: медленный рост, нежелание работать и стареющий континент, который был обречен на поражение со стороны США, Китая и Индии. Непризнанная, Европа под предводительством сначала Германии и Италии, а сейчас Франции и Великобритании, поменяла сценарий. С конца 2006 года Еврозона обгоняет Америку по росту ВВП: в 2007 по темпам в размере 2.7% она должна опередить Америку и Японию. Евро торгуется на новых максимальных уровнях против доллара и иены. Безработица упала до 7% - это минимум с рождения евро в 1999 году.


Перемены особенно разительны в Германии, самой крупной экономике Европы, которую когда-то окрестили как "больной Европы". С 1995 по 2005 год рост ВВП Германии в среднем составлял всего лишь 1.4% в год. Но в первом квартале 2007 года темпы его увеличились вдвое, несмотря на значительный рост налога на добавленную стоимость. В 2004 году реформы на рынке труда и благосостояние, сколоченное правительством под руководством Герхарда Шредера приносят свои плоды. По международной системе расчетов безработица в стране упала до 6,4%, что не намного выше британского показателя. Бизнес в Германии процветает: страна вновь стала крупнейшим мировым экспортером, прибыли бьют все рекорды, конкурентоспособность резко возросла.



А куда Германия, туда и остальная Европа. На самом деле, ужасающая картина Старого света "На дне" никогда достоверно не отражала реальное положение дел. В течение нескольких лет целый ряд европейских стран демонстрировали активные темпы развития. Британия и Испания постоянно растут. Ирландия стала еще одним экономическим чудом, после Азии. Небольшие страны Восточной Европы пытаются его повторить. Скандинавские страны поражают своей конкурентоспособностью. А самыми проблемными экономиками Европы всегда были Германия, Франция и Италия. Теперь, когда немецкая экономика набирает обороты, можно говорить о том, что улучшения наметились и в двух других. Новый президент Франции Николя Саркози обещает, что экономика Франции удивит всех уверенным ростом. Некоторые европейцы, вероятно, поспешат с выводами о том, что их экономические беды остались позади, что их структурные ошибки исправлены, что больше нет необходимости в тягостных реформах.


Поворот цикла



Такие скоропалительные выводы ошибочны по целому ряду аспектов. Да, в Европе, особенно в Германии, действительно отмечаются структурные улучшения. Однако на деле большая часть восстановления является циклической. Было бы удивительно, если бы крупнейший в мире экспортер не смог упрочить свои позиции, в то время как темпы роста мировой экономики уже четыре года подряд держатся возле отметки в 5%. Можно даже говорить о том, что в этих условиях 3% годового роста - весьма скромный показатель. Более того, большая часть вновь обретенной активности в Германии связана с усилением контроля над ростом реальной заработной платы, доля которой в затратах труда на единицу продукции фактически сокращается. Однако, это не лучший способ сохранить конкурентоспособность в долгосрочной перспективе.


Кроме того, рост стал возможным во многом за счет других европейских стран, Таких как Франция, Италия и Испания. Это уже само по себе создает напряженную обстановку и трения, которые стали наиболее очевидны, когда гиперактивный французский президент объявил на заседании министров финансов Европы в Брюсселе, что Франция в этом году, вероятно, опять нарушит ограничения Пакта о стабильности и росте, касающиеся дефицита бюджета. Он также вновь повторил свои жалобы на укрепление евро и жесткую монетарную политику Европейского центрального банка. В результате он наткнулся на холодную враждебность со стороны Голландии и Германии. Кроме того, президент Франции первый среди критикующих правила конкуренции в Евросоюзе. Он также выступает за более внимательное отношение к промышленной политике и экономическому патриотизму.



Это миф, г-н Саркози, и Вам это прекрасно известно


Одним из наиболее терпимых и доброжелательных объяснений подобному бреду является то, что, выступая с подобными заявлениями в Брюсселе г-н Саркози пытается отвлечь французского избирателя от настоящих реформ на рынке труда и области налогообложения. Но тем не менее, нельзя отрицать тот факт, что эта тема находит свое отражение в создании французов (да и других жителей европейских стран), которые считают, что все экономические беды региона связаны с макроэкономический аспект управления Еврозоной и навязчивая идея Брюсселя протолкнуть реформы, связанные с конкурентоспособностью. Это все ставит с ног на голову. Неравномерная активность в различных странах свидетельствует о том, что проблемы Еврозоны вовсе не макроэкономические по своей сути. Они скорее относятся к микроэкономике. Они отражают неспособность некоторых стран провести реформы на рынке труда, а также слишком жесткое регулирование рынка товаров и услуг. Эти страны страдают отнюдь не от избытка конкуренции, а, скорее от ее недостатка. Слишком долго их рабочие и производители и знать не знали, что это такое. В итоге, это влекло за собой рост затрат и снижение эффективности.



Но и частичных реформ, проводимых до сих пор, отнюдь не достаточно. Наиболее ярким примером в этом отношении может служить Германия, которая либерализовала свой рынок труда лишь отчасти. В результате, вместо активного роста временной и частичной занятости, они получили разделение рынка труда на два лагеря. "Свои" с постоянными и защищенными трудовыми договорами, и "чужие" с краткосрочными и незащищенными договорами. Это влечет за собой рост недовольства среди "чужих", которыми, как правило, являются молодые специалисты и иммигранты. Кроме того, это может сильно осложнить процесс переговоров по зарплатным вопросам: "свои" могут почувствовать себя достаточно уверенно, чтобы требовать более высокой оплаты руда, зная, что любые увольнения в первую очередь коснутся "чужих". Горькая правда заключается в том, что, если европейские экономики хотят процветать, быть конкурентными и способными к выживанию в условиях глобализации, им не обойтись без дальнейшего глубокого реформирования. А в условиях роста политикам будет очень сложно объяснить это населению.


Европейские страны, внедрившие радикальные экономические реформы, сделали это только после того, как грянул гром, то есть в условиях уже разразившегося экономического кризиса: Британия в 1979 году, Голландия в 1982 году, Ирландия в 1987 году, Дания, Финляндия и Швеция в 1990-х. Все они признают, что изменения приживаются гораздо лучше в спокойные времена, нежели в шторм. Но послужит ли это уроком для немцев, французов, итальянцев и других европейских стран, спокойно нежащихся под лучами теплого солнца.



По материалам журнала The Economist