Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Нефтяники: не хотим кормить бюджет » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Нефтяники: не хотим кормить бюджет

Публичное обсуждение проекта Энергетической стратегии до 2035 года вылилось в открытый отраслевой бунт. Нефтяники вместе с Минэнерго выступили против бесконечных изменений фискального режима для отрасли и пообещали заблокировать любые "бюджетные маневры" Минфина, предполагающие рост нагрузки на сырьевиков
17 февраля 2014 Финмаркет
РИА Новости, Алексей Никольский

Энергетическая стратегия определяет основы государственной энергетической политики на период до 2030 года. Каждые пять лет требуется ее обновление и продление на дополнительные пять лет. В понедельник в Аналитическом центре при правительстве России состоялось первое публичное обсуждение проекта обновленного документа.

Проект Энергетической стратегии до 2035 года исходит из того, что замедление экономического роста внутри страны и долгосрочное торможение спроса на традиционных рынках экспорта российских энергоресурсов нужно использовать как шанс для модернизации ТЭК страны.

От локомотива до инфраструктуры

Его роль следует изменить: вместо "локомотива развития" он должен стать "стимулирующей инфраструктурой", обеспечивающей создание условий для развития всей российской экономики, включая ее диверсификацию, рост технологического уровня, минимизацию инфраструктурных ограничений.

Нужно преодолеть традиционный дисбаланс в сторону экспортных проектов. Предполагается выход российской энергетики на уровень эффективности развитых стран.

В рамках совершенствования государственной политики в отношении ТЭК предлагается придать ей стимулирующий эффект. Для этого предусмотрен переход от НДПИ к налогообложению финансового результата в форме налога на добавочный доход (НДД) или налога на сверхприбыль при добыче углеводородов.

Это - предел изменений фискальной политики, на который готовы пойти сырьевики. Они предупреждают, что непрерывные попытки возложить на сектор дополнительную бюджетную нагрузку ставят под угрозу планы масштабных инвестиций в освоение шельфа и другие амбициозные проекты.

Кроме того, нефтяники требуют прекратить делить компании на частные и государственные, создавая последним преимущества. А также хотят установить "предел присутствия одной компании в сегменте".

Основные макроэкономические результаты реализации Энергетической стратегии 2035:

Сокращение вклада ТЭК в ВВП в 1,6-1,7 раза при снижении энергоемкости ВВП в 2 раза, электроемкости – в 1,7 раза;

Снижение доли экспорта топливно-энергетических ресурсов в ВВП почти в 3 раза;

Поэтапное увеличение капиталовложений в энергетический сектор (нефтяной комплекс, газовую и угольную промышленность, электроэнергетику, сферы энергоснабжения) с $460 млрд в 2011-2015 годах до $793 млрд в 2031-2035 годах;

Снижение доли ТЭК в общих капиталовложениях в экономику с 25,6% до 17,7%, или в 1,5 раза к 2035 году (доля капитальных вложений в ТЭК в ВВП снизится с 5,6 до 4,6% ВВП).

Алексей Текслер, замминистра энергетики

"Наша экономика начинает буксовать. Допинга в виде не просто высоких, а растущих цен на нефтегазовом рынке, больше нет. Есть понимание, что предложения о налоговом маневре (с частичным переносом налоговой нагрузки с ненефтегазового сектора на нефтегазовый – "Финмаркет") в непростой ситуации с ростом экономики будут и дальше предлагаться Минфином.

Мы должны защищать интересы наших отраслей. Никакие налоговые маневры не должны повышать налоговую нагрузку, напротив, мы должны простимулировать проекты по трудноизвлекаемой нефти и другие перспективные направления. Мы понимаем ответственность, которая лежит на ТЭКе по бюджетной составляющей. Но одно не должно входить в противоречие с другим.

Энергостратегия предлагает совместить три принципа конкурентного ценообразования:

Равнодоходность внутренних цен на газ с экспортными. Это одна из важнейших развилок, предмет жарких споров с Минэкономразвития. Мнения расходятся, окончательной точки зрения правительства нет. Мы считаем, что выход на равнодоходность должен произойти к 2025-2027 годам. Важно понимать, что наши цены всегда будут ниже среднеевропейских за счет (вычитания - "Финмаркет") пошлины и транспортировки;

Цены межтопливной конкуренции на внутреннем рынке с углем и атомной энергией должны обеспечивать окупаемость наших крупных газовых проектов, типа Бованенково (новое газовое месторождение на полуострове Ямал - "Финмаркет"), и рентабельность угольной и газовой отраслей;

Равнодоходная или конкурентная цена должна обеспечивать энергосбережение во всех отраслях экономики, окупая передовые технологии.

При этом должен быть обеспечен контроль затрат в первую очередь естественных монополий, причем раздельный контроль затрат на рыночных и естественно-монопольных видах деятельности для компаний, которые работают на обоих из них.

Налоговая политика должна быть направлена на стимулирование развития добычи трудноизвлекаемых запасов нефти, новых месторождений, в первую очередь в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на шельфе, а также нефтепереработки для удовлетворения внутренних потребностей экономики страны.

К началу марта по сути новую редакцию Энергетической стратегии планируем внести в правительство, где предстоит еще один раунд широкого обсуждения, чтобы 8 мая министр энергетики доложил проект Стратегии на правительстве".

Вагит Алекперов, президент нефтяной компании Лукойл, председатель комитета по энергетической политики и энергоэффективности РСПП

"В условиях новых вызовов качество госуправления приобретает особое значение. Для отраслей ТЭК очень важна стабильность налоговой политики. За последние 3,5 года 22 раза менялось законодательство в отраслях ТЭК. Сегодня, когда мы делаем колоссальные инвестиции в освоение Арктического шельфа, сложных месторождений, нельзя отходить от принципов стабильности налогового режима.

На территории нашей страны действует искаженная форма стимулирования инвестиций: она как правило имеет или территориальный или технологический аспекты, но не охватывает весь спектр деятельности. Только финансовый результат может отразить и дать возможность стимулировать те или иные проекты. Главный вопрос для развития ТЭК – это налог на дополнительный доход, финансовый результат.

В Стратегии не нашли должного понимания соглашения о разделе продукции. Это во всем мире апробированный механизм, который был искажен у нас в середине 1990-х годов, и от которого теперь все шарахаются. Это инструмент установления цивилизованных отношений между государством и инвестором, в том числе по проектам, связанным с колоссальными инвестициями, например, разработками газа на шельфе.

Должен быть найден ответ на вопрос, что такое "стимулирующая инфраструктура". Мы как были, так и останемся локомотивом развития. Инфраструктурные проекты должны развиваться за счет государственных инвестиций. ТЭК не в состоянии развивать железные дороги, крупнейшие трубопроводные системы. Есть ограничение инвестиций в инфраструктурные проекты. Поэтому государство должно принимать на себя посильную миссию в развитии общегосударственной собственности.

В Стратегии не нашло должного отражения, чем сегодня являются вертикально-интегрированные компании (ВИНК). Мы по привычке с 1917 года делим их на государственные и частные: государственные - позитив, частные - негатив. У нас, наверное, единственная страна, которая сделала законодательную разницу межу между государственными и частными компаниями.

Мы все работаем на благосостояние нашего народа, все развиваем инфраструктуру и активы нашей страны. У национальных компаний должны быть уравнены все абсолютно аспекты освоения месторождений, доступа их к недропользованию. Это позволит развивать конкурентную среду во всех сегментах энергетической отрасли.

Количество ВИНК с каждым годом сокращается. Сокращается конкуренция в вопросах добычи, переработки, транспортировки и реализации нефтепродуктов. В Стратегии должно быть понимание, где, с точки зрения антимонопольного законодательства, предел присутствия одной компании в сегменте, и что такое территория ее конкурентного присутствия - то ли это вся страна, то ли области, то ли федеральные округа".

Виталий Бушуев, гендиректор Института энергетической стратегии

"К сожалению, необходимые решения по мерам институциональной поддержки, мерам реализации государственной политики у нас принимаются не тогда, когда надо было бы, а когда их уже нельзя не принимать, с существенным сдвигом по времени.

Акцент в новой Стратегии сделан на экономической, ценовой доступности энергоресурсов для внутренних потребителей, переориентации на инновационное развитие отраслей глубокой нефтегазопереработки. ТЭК должен стать не донором и даже не локомотивом отечественной экономики, а «стимулирующей инфраструктурой». Экономика должна получать не финансовый допинг, а допинг, связанный с условиями развития экономики, новых промышленных кластеров по всей территории страны.

Предполагается существенно больший рост внутреннего спроса - примерно на 30% по сравнению с экспортом. С 8-10% до 30% вырастет доля экспорта в Азиатско-Тихоокеанский регион. Ставится задача создать на Дальнем Востоке не просто инфраструктуру для экспорта, но и для переработки ресурсов полного цикла".

Леонид Григорьев, главный советник руководителя Аналитического центра при правительстве России

"Политические разногласия и неопределенность ведут к избыточному инвестированию в одних точках и недоинвестированию во многих других. По прогнозу Международного энергетического агентства Россия будет обеспечивать 6% мировых инвестиций в энергетику. Весь мир в среднем тратит 1,5% ВВП, мы - 6% нашего ВВП.

Пока планы по сокращению выбросов СО2 не являются препятствием для развития нашего ТЭКа. Но на горизонте 2050 года – это станет проблемой. Мы не убежденные защитники девственной природы, мы прагматики. Не только США, но и Канада, Мексика вместе с Бразилией и всем Западным полушарием переходят на энергетическое самообеспечение. Стабилизирует объемы потребления Европа.

До 2035 года появится много интересных штук в альтернативной энергетике, но их не успеют внедрить в промышленных масштабах. А вот после этого – может быть всякое. В 2040-х годах могут начаться колоссальные технологические изменения – не в изобретении, а в применении.

Если изменится модель экономического роста Китая, мир будет расти совсем по-другому. Они дошли почти до советских 50% ВВП капиталовложений и упали до 36% ВВП личного потребления. Если они поменяют эти показатели местами, это будет другой мир".

http://www.finmarket.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу