17 февраля 2014 Финмаркет
Энергетическая стратегия определяет основы государственной энергетической политики на период до 2030 года. Каждые пять лет требуется ее обновление и продление на дополнительные пять лет. В понедельник в Аналитическом центре при правительстве России состоялось первое публичное обсуждение проекта обновленного документа.
Проект Энергетической стратегии до 2035 года исходит из того, что замедление экономического роста внутри страны и долгосрочное торможение спроса на традиционных рынках экспорта российских энергоресурсов нужно использовать как шанс для модернизации ТЭК страны.
От локомотива до инфраструктуры
Его роль следует изменить: вместо "локомотива развития" он должен стать "стимулирующей инфраструктурой", обеспечивающей создание условий для развития всей российской экономики, включая ее диверсификацию, рост технологического уровня, минимизацию инфраструктурных ограничений.
Нужно преодолеть традиционный дисбаланс в сторону экспортных проектов. Предполагается выход российской энергетики на уровень эффективности развитых стран.
В рамках совершенствования государственной политики в отношении ТЭК предлагается придать ей стимулирующий эффект. Для этого предусмотрен переход от НДПИ к налогообложению финансового результата в форме налога на добавочный доход (НДД) или налога на сверхприбыль при добыче углеводородов.
Это - предел изменений фискальной политики, на который готовы пойти сырьевики. Они предупреждают, что непрерывные попытки возложить на сектор дополнительную бюджетную нагрузку ставят под угрозу планы масштабных инвестиций в освоение шельфа и другие амбициозные проекты.
Кроме того, нефтяники требуют прекратить делить компании на частные и государственные, создавая последним преимущества. А также хотят установить "предел присутствия одной компании в сегменте".
Основные макроэкономические результаты реализации Энергетической стратегии 2035:
Сокращение вклада ТЭК в ВВП в 1,6-1,7 раза при снижении энергоемкости ВВП в 2 раза, электроемкости – в 1,7 раза;
Снижение доли экспорта топливно-энергетических ресурсов в ВВП почти в 3 раза;
Поэтапное увеличение капиталовложений в энергетический сектор (нефтяной комплекс, газовую и угольную промышленность, электроэнергетику, сферы энергоснабжения) с $460 млрд в 2011-2015 годах до $793 млрд в 2031-2035 годах;
Снижение доли ТЭК в общих капиталовложениях в экономику с 25,6% до 17,7%, или в 1,5 раза к 2035 году (доля капитальных вложений в ТЭК в ВВП снизится с 5,6 до 4,6% ВВП).
Алексей Текслер, замминистра энергетики
"Наша экономика начинает буксовать. Допинга в виде не просто высоких, а растущих цен на нефтегазовом рынке, больше нет. Есть понимание, что предложения о налоговом маневре (с частичным переносом налоговой нагрузки с ненефтегазового сектора на нефтегазовый – "Финмаркет") в непростой ситуации с ростом экономики будут и дальше предлагаться Минфином.
Мы должны защищать интересы наших отраслей. Никакие налоговые маневры не должны повышать налоговую нагрузку, напротив, мы должны простимулировать проекты по трудноизвлекаемой нефти и другие перспективные направления. Мы понимаем ответственность, которая лежит на ТЭКе по бюджетной составляющей. Но одно не должно входить в противоречие с другим.
Энергостратегия предлагает совместить три принципа конкурентного ценообразования:
Равнодоходность внутренних цен на газ с экспортными. Это одна из важнейших развилок, предмет жарких споров с Минэкономразвития. Мнения расходятся, окончательной точки зрения правительства нет. Мы считаем, что выход на равнодоходность должен произойти к 2025-2027 годам. Важно понимать, что наши цены всегда будут ниже среднеевропейских за счет (вычитания - "Финмаркет") пошлины и транспортировки;
Цены межтопливной конкуренции на внутреннем рынке с углем и атомной энергией должны обеспечивать окупаемость наших крупных газовых проектов, типа Бованенково (новое газовое месторождение на полуострове Ямал - "Финмаркет"), и рентабельность угольной и газовой отраслей;
Равнодоходная или конкурентная цена должна обеспечивать энергосбережение во всех отраслях экономики, окупая передовые технологии.
При этом должен быть обеспечен контроль затрат в первую очередь естественных монополий, причем раздельный контроль затрат на рыночных и естественно-монопольных видах деятельности для компаний, которые работают на обоих из них.
Налоговая политика должна быть направлена на стимулирование развития добычи трудноизвлекаемых запасов нефти, новых месторождений, в первую очередь в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на шельфе, а также нефтепереработки для удовлетворения внутренних потребностей экономики страны.
К началу марта по сути новую редакцию Энергетической стратегии планируем внести в правительство, где предстоит еще один раунд широкого обсуждения, чтобы 8 мая министр энергетики доложил проект Стратегии на правительстве".
Вагит Алекперов, президент нефтяной компании Лукойл, председатель комитета по энергетической политики и энергоэффективности РСПП
"В условиях новых вызовов качество госуправления приобретает особое значение. Для отраслей ТЭК очень важна стабильность налоговой политики. За последние 3,5 года 22 раза менялось законодательство в отраслях ТЭК. Сегодня, когда мы делаем колоссальные инвестиции в освоение Арктического шельфа, сложных месторождений, нельзя отходить от принципов стабильности налогового режима.
На территории нашей страны действует искаженная форма стимулирования инвестиций: она как правило имеет или территориальный или технологический аспекты, но не охватывает весь спектр деятельности. Только финансовый результат может отразить и дать возможность стимулировать те или иные проекты. Главный вопрос для развития ТЭК – это налог на дополнительный доход, финансовый результат.
В Стратегии не нашли должного понимания соглашения о разделе продукции. Это во всем мире апробированный механизм, который был искажен у нас в середине 1990-х годов, и от которого теперь все шарахаются. Это инструмент установления цивилизованных отношений между государством и инвестором, в том числе по проектам, связанным с колоссальными инвестициями, например, разработками газа на шельфе.
Должен быть найден ответ на вопрос, что такое "стимулирующая инфраструктура". Мы как были, так и останемся локомотивом развития. Инфраструктурные проекты должны развиваться за счет государственных инвестиций. ТЭК не в состоянии развивать железные дороги, крупнейшие трубопроводные системы. Есть ограничение инвестиций в инфраструктурные проекты. Поэтому государство должно принимать на себя посильную миссию в развитии общегосударственной собственности.
В Стратегии не нашло должного отражения, чем сегодня являются вертикально-интегрированные компании (ВИНК). Мы по привычке с 1917 года делим их на государственные и частные: государственные - позитив, частные - негатив. У нас, наверное, единственная страна, которая сделала законодательную разницу межу между государственными и частными компаниями.
Мы все работаем на благосостояние нашего народа, все развиваем инфраструктуру и активы нашей страны. У национальных компаний должны быть уравнены все абсолютно аспекты освоения месторождений, доступа их к недропользованию. Это позволит развивать конкурентную среду во всех сегментах энергетической отрасли.
Количество ВИНК с каждым годом сокращается. Сокращается конкуренция в вопросах добычи, переработки, транспортировки и реализации нефтепродуктов. В Стратегии должно быть понимание, где, с точки зрения антимонопольного законодательства, предел присутствия одной компании в сегменте, и что такое территория ее конкурентного присутствия - то ли это вся страна, то ли области, то ли федеральные округа".
Виталий Бушуев, гендиректор Института энергетической стратегии
"К сожалению, необходимые решения по мерам институциональной поддержки, мерам реализации государственной политики у нас принимаются не тогда, когда надо было бы, а когда их уже нельзя не принимать, с существенным сдвигом по времени.
Акцент в новой Стратегии сделан на экономической, ценовой доступности энергоресурсов для внутренних потребителей, переориентации на инновационное развитие отраслей глубокой нефтегазопереработки. ТЭК должен стать не донором и даже не локомотивом отечественной экономики, а «стимулирующей инфраструктурой». Экономика должна получать не финансовый допинг, а допинг, связанный с условиями развития экономики, новых промышленных кластеров по всей территории страны.
Предполагается существенно больший рост внутреннего спроса - примерно на 30% по сравнению с экспортом. С 8-10% до 30% вырастет доля экспорта в Азиатско-Тихоокеанский регион. Ставится задача создать на Дальнем Востоке не просто инфраструктуру для экспорта, но и для переработки ресурсов полного цикла".
Леонид Григорьев, главный советник руководителя Аналитического центра при правительстве России
"Политические разногласия и неопределенность ведут к избыточному инвестированию в одних точках и недоинвестированию во многих других. По прогнозу Международного энергетического агентства Россия будет обеспечивать 6% мировых инвестиций в энергетику. Весь мир в среднем тратит 1,5% ВВП, мы - 6% нашего ВВП.
Пока планы по сокращению выбросов СО2 не являются препятствием для развития нашего ТЭКа. Но на горизонте 2050 года – это станет проблемой. Мы не убежденные защитники девственной природы, мы прагматики. Не только США, но и Канада, Мексика вместе с Бразилией и всем Западным полушарием переходят на энергетическое самообеспечение. Стабилизирует объемы потребления Европа.
До 2035 года появится много интересных штук в альтернативной энергетике, но их не успеют внедрить в промышленных масштабах. А вот после этого – может быть всякое. В 2040-х годах могут начаться колоссальные технологические изменения – не в изобретении, а в применении.
Если изменится модель экономического роста Китая, мир будет расти совсем по-другому. Они дошли почти до советских 50% ВВП капиталовложений и упали до 36% ВВП личного потребления. Если они поменяют эти показатели местами, это будет другой мир".
http://www.finmarket.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу