Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Призрак стагфляции: Все может только ухудшиться. За ухудшение экономической ситуации придется заплатить политическую цену » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Призрак стагфляции: Все может только ухудшиться. За ухудшение экономической ситуации придется заплатить политическую цену

Пять лет тому назад Мервин Кинг, только что назначенный управляющим Банка Англии, предупредил, что за десятилетием "изобилия" может последовать нечто менее приятное. Сейчас, накануне второго срока на посту главы Банка Англии, который стартует в следующем месяце, это его высказывание звучит более пророчески, чем когда-либо. Но даже он наверняка не ожидал, что эра "неинфляционного, устойчивого роста" сменится таким всеобщим мраком
28 июля 2008 Архив
Пять лет тому назад Мервин Кинг, только что назначенный управляющим Банка Англии, предупредил, что за десятилетием "изобилия" может последовать нечто менее приятное. Сейчас, накануне второго срока на посту главы Банка Англии, который стартует в следующем месяце, это его высказывание звучит более пророчески, чем когда-либо. Но даже он наверняка не ожидал, что эра "неинфляционного, устойчивого роста" сменится таким всеобщим мраком.

Подобно тому, как фильм "Мама Миа!" будит ностальгию по 1970-м годам, сейчас все громче и громче начинают напоминать о себе и наиболее зловещие признаки того стагфляционного десятилетия. Экономика сегодня, похоже, находится на пороге рецессии, признаками чего является падение рынка недвижимости и то, что банковская система никак не может оправиться от нанесенной ей травмы. И в то же самое время неумолимо растет инфляция. Такое зловредное сочетание описывается как "легкая стагфляция", причем эпитет "легкая" кажется не слишком подходящим.

Глубина потрясения, вызванного увеличением цены на нефть, которое переживает сейчас британская экономика, сильно напоминает то, что было в 1970-х. Действительно, расходы производителей на топливо и материалы к июню выросли в годовом исчислении на 30,3% – это самый сильный скачок издержек с ноября 1974. Это позволяет предположить, что цены, по которым производители предложат свою продукцию розничной торговле, вырастут в июне даже больше, чем на 10% (в годовом исчислении), что означает максимальный с 1982 года темп роста оптовых цен.

Если ритейлеры не возьмут на себя повышение издержек, которые неизбежны при движении товаров по снабженческой цепи, путем сокращения прибыли соответствующих звеньев, то все это выльется в еще бoльшие проблемы для домашних хозяйств, которые и так уже находятся под сильным давлением. Инфляция потребительских цен сейчас все больше уходит вверх от установленного правительством ориентира в 2%. Всего за два месяца она повысилась (в годовом исчислении) почти на целый процентный пункт – с 3,0% в апреле до 3,3% в мае и до 3,8% в июне, то есть достигла 16-летнего максимума.

К тому же случилось то, что так беспокоило большинство потребителей: индекс потребительских цен (CPI) просто начинает подтверждаться повседневной жизнью. Этим показателем можно пользоваться для таргетирования – установления целевого уровня инфляции, но он не вызывает большого доверия, поскольку не учитывает затраты на жилье владельцев и арендаторов. Более общепринятый и охватывающий более широкий круг товаров и услуг индекс розничных цен (RPI) в годовом исчислении увеличился к июню до 4,6%. Инфляция по этому индексу, в который не входят расходы на выплату процентов по ипотеке (показатель, который использовался для таргетирования с 1992 года по конец 2003) увеличилась до 4,8%, что также является 16-летним максимумом.

Ни тот, ни другой индекс не отражают в достаточной мере инфляционных опасений населения, которые эмоционально окрашены тем, что особенно быстро растут цены на предметы первой необходимости. К июню цены на моторное топливо, например, выросли за год на 24%. Годовая инфляция цен на продукты питания увеличилась с 8,7% в мае до 10,6% в июне по индексу CPI . По индексу RPI, который имеет гораздо более длительную историю, инфляция несколько меньше (9,7, но она все равно максимальна с 1982 года. Покупателей сильно волнует этот рост цен, и они обращают мало внимания на то обстоятельство, что предметы длительного пользования, которые приобретаются значительно реже, становятся существенно дешевле.

В общей мрачной картине единственным светлым пятном является рынок труда, но и над ним сейчас начинают сгущаться тучи. Результаты исследования этого рынка, обнародованные 16 июля, показывают, что занятость продолжает увеличиваться, а безработица остается неизменной – на уровне 5,2%. Однако эти данные не успокаивают, поскольку они охватывают период только до мая месяца. Более свежие данные по количеству лиц, обратившихся за пособием по безработице, показали увеличение этого показателя в июне на 15,5 тысяч человек, что является максимальным месячным приростом с 1992 года. А уже после появления этих данных некоторые строительные фирмы объявили о крупных сокращениях рабочей силы. В предстоящие месяцы безработица, которая всегда отстает от экономического цикла, по-видимому, увеличится. Правда, этот процесс может быть смягчен за счет мигрантов, возвращающихся в страны восточной Европы из-за того, что им становится труднее находить работу в Британии.

Возврат стагфляции поставил Банк Англии в трудное положение. С одной стороны, сильный взлет инфляции несет угрозу возрождения инфляционного менталитета, когда и работодатели, и работники начинают ожидать быстрого подъема цен. Несмотря на то что ежегодный прирост средней заработной платы остается слабым, составляя всего 3,8%, профсоюзы начинают "поигрывать мускулами". Все это требует упреждающего увеличения процентных ставок – с тем, чтобы показать, что центробанк собирается решительно действовать в целях восстановления ценовой стабильности. С другой стороны, быстрое ослабление экономики должно со временем привести к снижению инфляции. Существует все нарастающий риск того, что спад экономики может оказаться сильным – и не в последнюю очередь по причине неустойчивого положения компаний, предоставляющих ипотечные кредиты на фоне спада на рынке жилья. Такой ход событий требует снижения процентных ставок.

Попав в такую затруднительную ситуацию, руководители центробанка на своем совещании 10 июля решились на то, чтобы третий месяц подряд оставить процентные ставки неизменными – на уровне 5,0%. Представляется весьма вероятным, что они будут придерживаться такой выжидательной тактики еще какое-то время. Пока инфляция усиливается, комитет по монетарной политике будет сопротивляться снижению базовой ставки из-за опасений, что такой шаг может подорвать доверие к Банку Англии.

Это дает основания предполагать, что спад в экономике продолжится и в следующем году, а может быть, захватит и 2010 год. Такое развитие событий не должно вызывать удивления. Банковский кризис и кризис на рынке недвижимости имеют тенденцию при своем зарождении тянуть экономику вниз, и это может продолжаться несколько лет. И если политики чему-нибудь научились в 1970-е годы, так это тому, что легкого способа преодолеть инфляцию не существует. Так что после многих лет процветания нас ожидает тяжелый удар.

Все это сильно сокращает шансы Гордона Брауна на следующих выборах, которые должны состояться в июне 2010 года. Лейбористы пришли к власти в 1997 году под лозунгом "Все может только улучшиться". И это так и было в период "процветания". Избиратели оценили экономические успехи правительства на выборах 2001 и 2005 годы. Но вряд ли они готовы простить ему последние неудачи, когда им в следующий раз представится возможность дать оценку заслугам лейбористов.

© 2008 The Economist Newspaper Limited

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу