Пиратская биржа. Только для своих » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Пиратская биржа. Только для своих

Пиратская биржа. Только для своих


Сомалийские пираты, терроризирующие иностранные корабли, придумали способ пустить несколько десятков «заработанных» в виде выкупа за моряков миллионов долларов в дело. Они открыли биржу и с уверенностью заявляют, что их бизнесу никакой кризис не грозит
Своим созданием биржа обязана одному из ветеранов пиратства, некому Мохаммеду. Именно он примерно полгода назад учредил самую настоящую биржу в сомалийском поселке Харадхере. Теперь этот поселок обустроился и стал похож на небольшой, вполне приличный город. По его изрытым выбоинами, пыльным улицам проносятся принадлежащие пиратам роскошные внедорожники, а «инвесторы» регулярно попадают в «пробки» и яростно гудят, пытаясь освободить себе дорогу. Город получает долю от каждого выкупа, и деньги идут на развитие инфраструктуры, строительство школ и больниц в том числе. Сами пираты заявляют, что скоро займутся ремонтом дорог, открытием торговых центров и магазинов в Харадхире.

Пока же их главной «игрушкой» (помимо захвата кораблей, конечно) остается биржа. Банды пиратов, промышляющих разбоем, выпускают акции и продают их всем желающим. Биржа работает 24 часа в сутки. В начале на бирже были зарегистрированы 15 «судоходных компаний», но бизнес-проект стал настолько популярным, что за последние полгода на бирже разместили свои акции около 72 компаний, которые специализируются в основном на морском разбое. По сути, участвовать в проекте может любой: хочешь — выходи в море, хочешь — оставайся на суше, предоставив деньги, оружие или другие полезные вещи.
В акции пиратских компаний вкладываются не только жители Сомали, но и диаспоры сомалийцев в других странах, прежде всего, западных. Напомним, что за захваченные суда пираты, как правило, требуют не менее $3 млн., а потому этот бизнес стал весьма прибыльным.

А из-за возросшего числа акционеров и больших рисков за последние несколько месяцев сумма выкупа за захваченные суда выросла с $2-3 млн. до $4 млн.

Десяти из 72 компаний, входящих в листинг биржи, очень повезло: им удалось захватить корабли – а значит, увеличить стоимость собственных акций.

«Фондовая биржа» в Харадхире кроме своей бизнес-функции выполняет и роль площадки для встреч. Помимо инвесторов, сюда стекаются плачущие женщины в надежде узнать хоть что-нибудь о пропавших в море сыновьях и супругах. «Участница биржи» Сара Ибрагим, о которой писали СМИ, — 22-летняя разведенная девушка, которая стоит в очереди за «дивидендами»: пираты получили выкуп за экипаж испанского рыболовного судна, а она ждет своей доли. Эта «бизнес-леди» вложила в акции одной из «положительно зарекомендовавших себя компаний» все, что у нее было: она предоставила гранатомет и несколько гранат для вылазки пиратов на очередное дело. Оружие она получила от бывшего мужа, который таким образом решил проблему алиментов. Сама Сара очень довольна, так как за 38 дней, после освобождения испанского тунцелова, на нее свалилось целое состояние — она заработала 75 тысяч долларов.

Наличие координирующего центра в виде биржи способно существенно повысить эффективность операций пиратов и их прибыли, а что касается возможного оборота на «пиратской бирже», то, по мнению экспертов, он может колебаться в пределах от $60 до $90 млн. в денежном выражении, с учетом средних объемов награбленного и частоты крупных ежегодных рейдов сомалийских пиратов.

Однако, по своим признакам «пиратская биржа» больше напоминает не биржу, а банк. Первый признак — это грабеж, что свойственно банкам, а не биржам. Второй — необходимость сначала вложить деньги, и лишь потом получить долю прибыли – после успешного завершения очередной операции в морях, так что по сути, это кредитный, а не биржевой вариант.

Так, как действуют пираты Сомали, на самом деле зарабатывают во многих местах Африки, объясняют эксперты. В Нигерии, например, есть район, богатый нефтью, — дельта Нигера. Там пиратство — захваты иностранных заложников, барж, нефтяных платформ — не прекращается уже много лет. Правда, формально в Нигерии биржу еще не придумали. Фактически работает тот же принцип, что и на сомалийской «торговой площадке»: вскладчину грабим, а потом делим — только вот собственно здания «биржи» не хватает, все делается исключительно на основании негласного общественного договора.

Факт:

29 ноября 2009 года пираты захватили греческий супертанкер Maran Centaurus, который перевозил 275 тысяч тонн нефти. Учитывая текущие цены на сырье, стоимость судна с грузом составила около $200 млн.

Статистика:

По данным доклада Международного морского бюро, за первые 9 месяцев 2009 года корсары осуществили 306 атак на суда, притом, что за весь прошлый год нападений было 293. В общей сложности с начала этого года пираты расстреляли 88 судов, 34 угнали, а 114 захватили. Всего пиратам удалось взять в заложники 661 члена экипажа.