Рецессия двойного спада, кейнисианство умирает » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Рецессия двойного спада, кейнисианство умирает

Продвижение обновлённой кейнисианской экономической теории, которая не даёт никаких гарантий роста рабочих мест, подобно продажам пожизненной подписки на обновлённый Плейбой, в котором нет картинок. Это трудно продать. И это то, с чем кейнисианцы сегодня сталкиваются. Это будет весело понаблюдать.

В последние несколько дней мы начали наблюдать репортажи от основных кейнисианских прогнозистов и экономистов, которые говорят о возможности второго спада в двойной рецессии.

Весь год эксперты уверяли нас что рецессии с двойным спадом — штука редкая. Никто и не сомневается. Последняя случилась в последний год правления Никсона — 1980, который стал для него последним именно по причине рецессии, и в первый год правления Рейгана — 1981. Как сообщает нам Национальное бюро по экономическим исследованиям, это была единственная рецессия с двойным спадом. Бюро является неофициальным арбитром хронологии каждого спада.

Несколько прогнозистов год назад предсказали некогда популярную теорию V-образного восстановления экономики. Сейчас они надеются что об этом никто не вспомнит. Теперь уже никто не предсказывает что-либо подобное. Экономика едва-едва росла на протяжении последнего года, и самые последние данные правительства указывают на то, что рост был медленнее, чем изначально планировалось правительством для второго квартала этого года.

Это заставляет тех кто в мейнстриме придти к общему соглашению: второго этапа рецессии не будет, но будет слабый рост экономики и медленный рост рынка труда. Некоторые прогнозисты говорят что безработица на самом деле растёт. Я тоже так считаю, но я не в мейнстриме.

Мейнстрим утверждает что у нас восстановление с безработицей. Но это определение не отражает уникальность прошедших 12 месяцев. Банк ФРС Миннеаполиса опубликовал интерактивный чарт, позволяющий сравнивать ситуацию с занятостью при отсутствии восстановления в рецессии, начавшейся в конце 2007-го, со всеми другими послевоенными рецессиями. Можно выбрать опцию, чтобы линии разных цветов показывали каждую из рецессий-восстановлений. Только рецессия 1980-1981 годов показывала худшую ситуацию с безработицей.

С другой стороны можно сказать что мы находимся самом серьёзном из всех восстановлении с безработицей: средняя незанятость более 27 недель. С июля 2010-го число безработных американцев составляло 14.6 миллиона человек, как говорят данные статистики от Бюро статистической занятости. Из них 45 процентов являются безработными более 27 недель — 6.6 миллионов человек. Это беспрецедентная цифра. Помните также, что понятие «безработный» применяется для тех, кто продолжает искать работу. Те кто сдался и перестал её искать не учитываются в качестве безработных.

До последнего заседания Федерального комитета по открытым рынкам ФРС, пресс-релизы начинались с заверений в укреплении экономики, медленном но видимом. Пресс-релиз от десятого августа начинается с нехарактерного пессимизма: "Информация, полученная со времени последнего заседания Комитета в июне показывает, что темп восстановления в производстве и занятости в последние месяцы замедлился".

В ответ на этот пресс-релиз промышленный индекс Доу Джонса отреагировал восстановлением с отрицательных 120 до отрицательных 55 пунктов, как результат бессмысленного заявления о том, что Комитет реинвестирует чистые платежи от облигаций Fannie Mae и Freddie Mac в казначейские обязательства. Это в лучшем случае означает отсутствие изменений в денежно-кредитной политике. СМИ приветствовали это решение как серьёзное изменение политики Феда. Но это не так. На следующий день Доу упал на 265 пунктов.

Зерно сомнений

Финансовые СМИ начали тиражировать заявления от правительственных прогнозистов, которые говорят что второй спад в рецессии выглядит более вероятным. Одним из видных представителей этой братии является экономист из Йеля Роберт Шиллер. Он является сооснователем ежемесячного отчёта Кейса-Шиллера по ценам на жильё в 20 американских городах. Он также придумал фразу «иррациональное изобилие». Сейчас он предполагает вероятность второго спада выше 50 процентов. И также говорит что рынок труда представляет проблему.

Он кейнисианец. Поэтому призывает Конгресс тратить больше денег на другие, ведущие к дефицитам стимулы. Он говорит что у ФРС «кончились боеприпасы». Экономисты весьма редко говорят такое о Феде. А когда говорят, то это может вызвать состояние, близкое к панике. И уверяет, что «если мы сосредоточимся на создании рабочих мест, то это не так затратно как можно подумать».

Во-первых, кто это «мы»? Конгресс? Во-вторых, разве стимулы 2009-го размером в 787 миллиардов долларов были сосредоточены на создании рабочих мест? Если так, то где они? В третьих, как федеральные расходы могут создать рабочие места? Нанять, временных рабочих, это да. Создать несколько тысяч «бери больше, кидай дальше» рабочих мест, это да. А постоянное создание рабочих мест? Этого не происходит.

Девид Стокман, который некоторое время был директором бюджета при Рейгане, недавно написал статью о гигантском размере федерального дефицита. Он вывел одно важное, но запоздавшее наблюдение. Начиная с третьего квартала 2008 года ВВП страны увеличилось на каких-то жалких 100 миллиардов, а федеральный долг за это же время вырос в 25 раз больше по сравнению с ростом ВВП.

Это значит что стимулы, на которые возлагались надежды, не сработали. Для того чтобы произвести один доллар ВВП понадобилось добавить 25 долларов в дефициту. Это представляет из себя серьёзную аномалию в кейнисианской экономической теории. В соответствии с этой теорией расходы в условиях правительственного дефицита оправдываются восстановлением экономического роста. Деньги, потраченные частным сектором не увеличивают экономический рост при рецессии; а расходы правительства увеличивают. Это никогда не было экономически обоснованно, но сейчас отсутствие изменений со стороны экономики наглядно показывает этот нонсенс тем чем он всегда и был — нонсенсом. Федеральный дефицит растёт с угрожающей скоростью, а экономика едва ли растёт, если судить по статистике, а теперь ещё и замедляется.

Чтобы мы не забывали, комитет Национального бюро экономических исследований по факту произошедшего определяет когда начинаются и заканчиваются рецессии. Комитет провёл свою встречу в начале апреля. По итогам встречи комитет отложил объявление о конце рецессии, которая, как он считает, началась в декабре 2007 года. Такое заявление, как они говорят, было бы «преждевременным».

Это указывает на то, что экономические данные столь перемешаны, что никаких ясных свидетельств о восстановлении не видно. Федеральный резерв и другие организации приняли весну 2009-го как окончание рецессии. Это видно в графиках Федерального Резерва. Но организация, которая неофициально является судьёй таких событий как рецессия, в этом не так уверена.

С этой точки зрения общепринятый прогноз относительно второго спада в рецессии строится на том, что второй спад вряд ли произойдёт. Напротив, точка зрения австрийской школы в том, что восстановление само по себе может оказаться статистической аномалией. Мы не стоим перед лицом второго спада в рецессии, просто потому, что ещё не вышли из первого спада 2007 года. Сейчас мы столкнулись с более быстрым спадом экономики, которая уже находится в состоянии упадка.

Статистические данные до сих пор не указывают на полномасштабное восстановление. Таково было мнение комитета Национального бюро экономических исследований в апреле. Статистика указывает на нечто уникальное: предполагаемое экономическое восстановление, при котором коммерческие банки сокращают кредитование, ставка межсуточного банковского кредита близка к нулю, а долгосрочная безработица находится на беспрецедентно высоком уровне. Чтобы произвести это минимальное восстановление, федеральное правительство инициировало дефицит в размере 1.5 триллиона долларов. Тем временем выплаты по соцобеспечению превышают налоговые поступления в фонд социального страхования в соответствии с FICA (Федеральный Закон о страховых взносах; прим. st.elitetrader.ru), таким образом общее субсидирование должно перекрывать разницу, добавляя её к бюджетному дефициту. Социальное страхование прекратило быть дойной коровой для правительства. Теперь оно стало бухгалтерской ответственностью.

Рекс Наттин пишет для MarketWatch. Он не является известным экономистом. Он колумнист, который занимается суммированием экономических событий и данных, приходящих к нему по проводам. Но 11 августа, когда Доу при открытии упал на 200 пунктов и не восстановился, он написал передовицу. Эта статья раскрывает отчаяние кейнисианца, чья уверенность в восстановлении экономического роста исчезла.

Федеральный резерв «толкает верёвку*», сказал он. Он занимается не тем, чем следует. Сейчас для Конгресса пришло время подтвердить своё лидерство. Наттин возлагал большие надежды на потенциал правительственных расходов. Правительство может занимать триллионы долларов, которые будут потрачены защищёнными госслужбой бюрократами, которых нельзя уволить. Его вере был нанесён чувствительный удар. Он считает, что чрезмерно консервативный Конгресс слишком осторожен, и отказывается тратить больше денег.

*Pushing on a string (чтобы сместить груз, верёвку надо тянуть (на себя), а не толкать (от себя); т.е. ФРС делает противоположное тому что нужно делать; (прим. st.elitetrader.ru)

Не суждено узнать поэту что станет с будущей мечтой. Иногда она взрывается. Если руки ФРС связаны, неужели мы обречены потерять десятилетие отложенной мечты?

К счастью нет. Есть ещё одна группа людей, которая пока может занимать: федеральное правительство, которое может восполнить пробел, временно наняв безработных, чтобы те осуществили некоторые из отложенных мечтаний. Они могли бы учить детей, лечить больных, строить, создавать новые лекарства, и изобретать.

К несчастью вряд ли это произойдёт.

Прогнозируемые федеральные дефициты исчисляются триллионами долларов в год на всё следующее десятилетие. Но этого недостаточно! Они слишком осторожны! Ах, какое горе!

Оптимисты говорят что второй спад не произойдёт, но рост создания рабочих мест будет минимальным. Восстановление без создания рабочих мест, вот новая реальность. Это отказ от кейнисианства. Это потеря веры в парадигму, способную что-то изменить. Старая кейнисианская формула больше не работает. Огромные дефициты не привели к V-образному восстановлению, или вообще к какому-либо восстановлению. Кейнисианский множитель едва ли что-то меняет. ФРС толкает верёвку. Но этим же занимается и Конгресс. Дефициты не сработали.

Что делать кейнисианцам?

Призывать к большим тратам конечно. Призывать ещё больше увеличивать федеральные дефициты. Призывать к спасательным мерам для измождённых дефицитами правительств штатов, которые не могут получить займы у азиатских центробанков.

Вера кейнисианцев

У Кейнисианцев есть только одно решение: расходы с дефицитом. Это всё что у них было с 1936-го. Кейнс нарёк своим именем политику расходов засчёт создания дефицита, которой все правительства начали следовать за несколько лет до этого. Призывая староверов-экономистов отречься, и креститься в политику дефицитов, он стал Иоанном-Крестителем для своего поколения. И обратил в свою веру большинство молодых экономистов. Старички потихоньку вымерли, хотя некоторые из них осознали ошибки молодости, и тоже приняли новую веру.

Но сегодня старая вера в политику кейнисианских расходов засчёт дефицитов больше не приносит ожидаемых плодов. Старое магическое заклинание больше не срабатывает. Уровень федерального дефицита сегодня настолько огромен, что процент каждого нового ежегодного дефицита относительно общего долга, который каждые пять лет должен рефинансироваться — сокращается. Дефициты больше не приносят ожидаемый «импульс».

На самом деле старые импульсы провоцировали передачу ресурсов из частного сектора в государственный. При размышлениях о том что может произойти в противном случае, решение о сокращении частного сектора превалировало, и эта передача заставляла госсектор расти. Правительственные расходы считались частными расходами. Правительственные расходы рассматривались как часть ВВП. Кейнисианцы полагали, что деньги собранные посредством значков и оружия гораздо более эффективны в плане роста экономики, чем деньги инвестированные в плане перспективных ожиданий положительных возвратов в качестве прибыли. Кейнисианство опирается на веру в следующее:

1. Значки и оружие
2. Правительственные долговые расписки
3. Мудрость правительства

А также базируется на нехватке веры в следующее:

1. Добровольный обмен
2. Частные инвестиции
3. Мудрость предпринимательства

Сейчас мы пожинаем плоды этих экономических взглядов. Беспрецедентные дефициты представляют собой сокращение доходности знаменитых долговых расписок правительства (здесь, похоже, речь о казначейских обязательствах США — Treasury bonds; прим. st.elitetrader.ru), как для инвесторов, так и для соцобеспечения, медпомощи, и федеральных пенсионных «трастовых фондов»: бухгалтерских инструментов, которые считаются юридическими правами на требования по отношению к будущим налогоплательщикам. Каждый новый дефицит только добавляет этих долговых расписок. Никто из правительства не думает что за них когда-нибудь будет уплачено. Все считают что эти долги будут бесконечно рефинансироваться посредством понижения процентных ставок. Не о чем тревожиться.

Избиратели «Чайной партии» начали понимать что это несбыточные мечты. Хотя те из них, кто достиг 65-летнего возраста, считают что имеют право требовать пожизненного обеспечения. Они полагают что эти требования будут удовлетворены. Они думают, что поскольку они особенные, федеральное правительство пойдёт им навстречу, и выполнит все данные им обещания. Другими словами, хотя они и знают, что их обманули, но тем не менее настаивают, что схема Понци* в пенсионных выплатах будет продолжаться вечно. Короче говоря десятки миллионов избирателей просто шизофреники.

*Схема Понци — жульническая схема, при которой старым вкладчикам компенсируются их вклады засчёт привлечения новых. Другими словами финансовая пирамида (прим. st.elitetrader.ru)

Есть две группы избирателей, которые не шизофреники: оптимисты и пессимисты. Оптимисты считают что обещания будут сдержаны, что на федеральное правительство можно положиться, и что система устоит. Пессимисты же верят, что обещания будут нарушены, что в старости им придётся туго, и правительство организует великий дефолт.

По видимому вы во второй группе. Поэтому вы не кейнисианцы. Вы не верите что бесконечные федеральные дефициты так и будут продолжаться. И не верите что дефициты спасут экономику.

Это поднимает вопрос: что вы делаете чтобы застраховать своё будущее против оптимистов и шизофреников, которые настаивают на ещё больших расходах?

Время выходит

Демократы в следующем году, похоже, потеряют контроль над Палатой. Их ограничение десяти голосов в Сенате исчезнет. Республиканцы вполне способны будут заблокировать любой законопроект о дополнительных расходах. Это разобьёт надежды демократов в парламенте, что голосование в пользу новой программы расходов пройдет через Сенат. Они, вероятно, зададутся вопросом: «зачем рисковать не очень мощной поддержкой у себя дома, отдавая самоубийственный голос в поддержку увеличения расходов? Если они и будут приняты, то их заблокирует Сенат».

Республиканцы будут чинить помехи. Обама больше не получит новых программ по расходам, принятых Конгрессом. Он будет обвинять Конгресс, как когда-то обвинял Буша. Но если экономика не будет показывать видимых признаков восстановления, и если уровень безработицы не упадёт ниже шести процентов, то у него начнутся проблемы. В этом и есть суть президентства: брать кредиты или брать на себя вину.

Правительство столкнётся с тупиком в следующем году. Это будет продолжаться два года. Дефициты будут продолжать оставаться на высоком уровне. Экономика в лучшем случае будет в застое, а в худшем свалится в сокращение. Не будет никакого серьёзного экономического восстановления, которое убедит избирателей, что они в безопасности, и что будущее экономики будет позитивным.

Мы видим потерю веры. Которая все больше распространяется. Избиратели видят, что Конгресс недееспособен. Кейнисианцы видят, что ФРС недееспособен. Экономисты в силу своей профессии бросились к насосам кейнисианства, чтобы уберечь судно от затопления, но судно, по видимому набирает воду, несмотря на их героические усилия.

Тупик закончит перспективы нового раунда расходов. Республиканцы будут заняты предвыборной кампанией 2012-го. И будут противостоять всем серьёзным проектам по расходам. Дефициты будут продолжаться, но республиканцы обвинят Обаму, так же, как Обама обвинял Буша. «Обама обрёк нас на эти дефициты. У нас не хватило голосов, чтобы его остановить. А теперь мы это можем. Вы не можете обвинять нас в том, что Обама и Пелоси сделали». Избиратели, как всегда разочарованные, ответят новой надеждой.

Теперь можно понять почему я зарегистрировал этот домен:

www.ChangeBack2012.com

Заключение

«Двойные спады топят суда». Перспектива второго спада угрожает кейнисианцам также, как угрожает надеждам Обамы на переизбрание.

Но кейнисианцам грозит гораздо больше. Обама по закону ограничен двумя сроками. Кейнисианцы же должны сохранять веру в жизнеспособность дефицитов постоянно. Если их стратегические предписания терпят неудачу, и увеличение дефицитов не ведёт к росту рабочих мест и росту доходов, то отступать им некуда. Они могут говорить что дефициты в конечном итоге поднимут экономику, и всё вернётся на докризисный уровень. Но если мы не вернёмся на докризисный уровень, то противники кейнисианства процитируют фразу самого Кейна: «в конечном итоге мы все умрём».

Так будет и с платежеспособностью федерального правительства.