16 июня 2014 InoPressa

Протестные голоса против жестких мер сильнее всего там, где правительства не смогли эффективно реализовать реформы (например, в Греции), в отличие от Португалии и Испании, чьи экономики восстанавливаются на фоне сильного экспорта. В Италии новому правительству премьер-министра, Маттео Ренци, удалось сдержать волну скептицизма путем проведения конкретных реформ, а также тем, что оно не винило ЕС во всех проблемах, с которыми сталкивается их страна. Неприятие ЕС выглядит более фундаментальным в северной части Европы, где старшее поколение склоняется к голосованию за правые популистские партии. Особенно это касается Великобритании и Франции, где безработица и сохраняющееся отсутствие контроля над границами сыграли значимую роль в стимулировании недовольства Европейским Союзом. Это вызывает особое беспокойство, учитывая, что проблемы обеих стран практически не связаны с политиками ЕС. Нельзя винить в экономической болезни Франции жесткие меры, введенные Брюсселем, а Великобритания даже не входит в состав Еврозоны.
Популисты в обеих странах провели успешные кампании на надуманных проблемах. Согласно всем доступным исследованиям, "туризм за благосостоянием" является ограниченным явлением, а иммиграция стимулирует экономический рост. Но эти факты не идут в расчет, когда зарплаты застывают на месте (как в Великобритании) или безработица продолжает расти (как во Франции). Популисты с легкостью могут проецировать эти проблемы на "Европу", которая в этом случае всего лишь представляет страх перед внешним миром в целом. Таким образом, ЕС оказывается перед сложным выбором между требованиями увеличить солидарность со стороны молодежи в южных странах-участницах и неудовлетворенностью открытыми границами со стороны старшего населения на севере. Попытка успокоить обе группы, смягчив жесткие меры и положив конец свободным границам Шенгенской зоны, заманчива. Но едва ли это сдвинет политический маятник обратно к Европе, особенно в таких странах как Франция и Великобритания.
Более глубокие корни происхождения евроскептиков и других протестных партий лежат в общей неудовлетворенности состоянием экономики и дисфункциональными национальными политическими системами. Возня с жесткими мерами или фундаментальным правом на свободное перемещение внутри ЕС ничего не решит. Реформы нужны дома, в национальных капиталах. В данном контексте, выбор нового председателя Европейской комиссии – привлекающий к себе пристальное внимание – является несущественным. Кого бы не выбрали, он сможет заставить ЕС работать только в том случае, если французский президент, Франсуа Олланд, сможет достичь внутреннего единодушия в отношении реформ, а британский премьер-министр, Дэвид Кэмерон, сможет убедить своих избирателей в том, что иммигранты (всего треть которых происходит из более бедных стран, входящих в состав ЕС) благотворно влияют на британскую экономику.
ЕС не обладает внушительным бюджетом и, главным образом, он устанавливает общие основы для экономических и социальных норм, которые значительно отличаются по всему огромному и разноплановому континенту. Успех и провал, в основном, определяются на национальном уровне. В этом и заключаются проблемы и именно на этом уровне их нужно решать. То, что приняло форму голосования против ЕС, на самом деле, является протестом против социально-экономических проблем внутри страны.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
