16 июня 2014 Financial Times

Чак Хагель обвинил Китай в использовании тактики запугивания и принуждения". В Поднебесной ответили, что Штаты и Япония занимаются провокациями и бросают вызов безопасности Китая. Синзо Абе, премьер министр Японии, так упорно настаивал на том, чтобы международное право имело преимущественную силу, что один из комментаторов назвал это самым агрессивным призывом к восстановлению мира.Так почему же азиатский ящик Пандоры трещит по швам? Наиболее адекватное объяснение основывается на стремительном росте Китая, который опередил экономику Японии и, по некоторым меркам, уже обгоняет экономику США. Более влиятельный и богатый Китай увеличил расходы на вооружение и занял более агрессивную позицию в своих долгоиграющих территориальных спорах. Небольшие страны, такие как Вьетнам и Филиппины, бьют тревогу. А Штаты и Япония - две других мощных державы в регионе, встают в оппозицию. Америка усиливает свой альянс. Япония переписывает свою конституцию, чтобы дать своим военным больше свободы.
Если конфликт все-таки разгорится, он может стать одним из самых бессмысленных в истории (а уж сравнивать есть с чем). Острова Сенкаку-Дяоюйдао населены исключительно дикими козлам и кротами. Между тем, Манила и Пекин не поделили крошечный безлюдный архипелаг в южно-китайском море, который большую часть времени находится под водой. Вместо того, чтобы ломать копья из-за подводных камней и убежищ для горных козлов, сторонам конфликтов следует обратиться в международный арбитраж. Именно на этом настаивал г-н Абе, утверждая, что "закон для всех един". Проблема в том, что Китай совершенно не готов передать свою обросшую дурной славой "девятипунктирную линию" - ограничивающую его обширные территориальные претензии южно-китайском море - в какой бы то ни было арбитраж. Филиппины пытаются проверить требования Китая с точки зрения Конвенции ООН по морским законам, но Пекин отказывается от международного арбитража. Целое поколение китайских детей воспитано с мыслью о том, что все воды, ограниченные этой линией - исторически принадлежат Китаю. Официальный Пекин, сделавший ставку на "возрождение великой нации", вряд ли рискнет отказаться от своих претензий.
Однако другим крупным державам в регионе нужно не отчаиваться из-за отказа Китая от международного арбитража, а показать пример применения международного законодательства. Для этого необходимо самим следовать букве закона более строго. Штаты не участвуют напрямую ни в одном территориальном конфликте, но они могли бы помочь, ратифицировав наконец конвенцию ООН. Международный суд также может решать подобные территориальные споры. В прошлом он принимал решение в споре о крохотных островах между Великобританией и Францией, а также между Катаром и Бахрейном. Проблема в том, что для этого обе стороны конфликта должны принять его юрисдикцию. Но Китай в этом не заинтересован ни в малейшей степени. Япония, конечно, тешит себя надеждой на то, что международный суд решит вопрос с островами Сенкаку-Дяоюйдао, но при этом официальный Токио заявляет, что никаких легитимных оснований для территориального спора нет, поэтому и обсуждать нечего. Конечно, Япония не хочет в одностороннем порядке уступать в споре с Китаем. Но сейчас это в интересах самой Японии - и Азии в целом - показать пример решения азиатских территориальных споров цивилизованным путем, через международный арбитраж. Это, пожалуй, единственный способ закрыть азиатский ящик Пандоры.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
