Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Главный успех исламистов в Ираке: Нефть дорожает. Европа готовится к кризису » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Главный успех исламистов в Ираке: Нефть дорожает. Европа готовится к кризису

Впервые за девять месяцев этого года цена на нефть марки Brent поднялась выше 113 долларов за баррель. Возможный дальнейший рост цен на нефть может привести к замедлению темпов экономического роста в мире или даже к очередной рецессии — ведь за последние годы рост стоимости сырья стал одним из основных факторов, не позволяющих выйти экономике многих стран из кризиса. Россия же, да и другие экспортёры нефти, от этой ситуации пока выигрывают — при условии, что рост цен на нефть всё же не приведёт к новому обвалу мировой экономики по образцу 2008 года.
20 июня 2014 Однако
Впрочем, беспокоиться потребителям энергоносителей пока рано — резкий рост котировок носит кратковременный характер и вызван реакцией рынка на события в Ираке и опасениями возможного вмешательства в конфликт Ирана, пояснили эксперты «Однако». Колебание котировок в последние дни — следствие спекуляций, но фундаментальные показатели остались теми же, заявил накануне и генсек Организации стран — экспортёров нефти (ОПЕК) Абдалла Салем аль-Бадри. «Пока объём добычи будет оставаться на нынешнем уровне, цены не изменятся. Рынок очень хорошо сбалансирован, страны ОПЕК добывают прежние объёмы нефти. Так что нет никаких изменений», — подчеркнул он.

Каждые 10 долларов увеличения цены тормозят рост мировой экономики на 0,2%, отметил главный экономист Capital Economics Джулиан Джессоп. По его словам, «опасной» для мировой экономики может стать цена в 120 долларов. «Нет никаких сомнений, что после определённой точки высокие цены на нефть становятся основным препятствием для мировой экономики. Это уже происходило в 2008 году, когда цена превысила 100 долларов за баррель, и с тех пор экономическое возрождение сдерживается из-за невозможности вернуться к прежней стоимости, особенно после начала «арабской весны» в 2011 году», — добавил он.

В ближайшую неделю цена барреля действительно может вырасти до упомянутых 120 долларов, считает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. «Но вопрос — как долго эта цена удержится. Мы уже видели такое, это может оказать влияние на котировки нефтяных компаний, но это влияние будет незначительным. В ближайшей перспективе нефтяные котировки ожидает коррекция», — сказал он. По прогнозам Райффайзенбанка, средняя цена в 2014 году составит 112 долларов, а вот в следующем — баррель может стабильно вырасти до 120.

Для мировой экономики нынешний рост не является критичным, пороговым значением будет 130–135 долларов за баррель, пояснил в беседе с «Однако» заместитель генерального директора Института энергетической стратегии Алексей Белогорьев.

— Движение котировок в коридоре 100–120 долларов заложено в текущий экономический рост и экономическую стагнацию в зависимости от региона и поэтому большого влияния не окажет. Поднимутся ли котировки выше 120 долларов, будет зависеть от развития событий в Ираке, но пока это всё-таки не магистральный сценарий. Пока промысловые районы Ирака находятся под контролем правительства и все ожидают нормализации ситуации. На экономики Китая или США, крупнейших импортёров нефти, существенного влияния эта ситуация также не оказывает. Что касается экспортёров, прежде всего Саудовской Аравии и России, то это не обеспечит экономический рост ни России, ни странам Ближнего Востока, поскольку рост котировок не продержится более чем несколько месяцев, то есть среднегодовые цены будут всё равно ниже этого роста.

Рынок опасается возможного вмешательства в нефтедобычу Ирака, второго по величине экспортёра в рамках ОПЕК. Последние 5–10 лет Ирак играл очень большую роль в ожиданиях спекулянтов, и, естественно, всё, что связано с ним, — будет неминуемо влиять на котировки. Но геополитические события, как показывает опыт, больше чем на несколько недель, несколько месяцев не определяют котировки. Наиболее важны макроэкономические показатели. К примеру, как верстается бюджет Саудовской Аравии — есть некий баланс, в который как раз укладываются 90–120 долларов, и этот «коридор» позволяет на высоком уровне держать социальные расходы в странах-экспортёрах, разрабатывать добычу, вкладываться в нетрадиционные источники энергии и проч. Этот уровень удовлетворяет и экспортёров, и импортёров. Поэтому эта «вилка» заложена. Неопределённой остаётся лишь ситуация с Ираном — то, насколько будет расти его возможность экспорта нефти и газа.

Однако не только ситуация в Ираке беспокоит ведущих игроков мирового рынка нефти. В случае, если санкции Запада затронут товарный экспорт России в сфере энергоносителей, Международное энергетическое агентство может «выбросить» на рынок свои стратегические резервы нефти для снижения котировок сырья. «Всё зависит от ситуации на рынке: если возникнет необходимость, мы начнём действовать», — заявил управляющий директор МЭА по безопасности энергетических рынков Кейсуке Садамори.

МЭА использовало свои стратегические резервы всего три раза за историю существования агентства с 1974 года: во время войны в Персидском заливе, в 2005 году после остановившего добычу в Мексиканском заливе урагана «Катрина», и летом 2011 года из-за сокращения экспорта из Ливии, где шла война. Последний раз распечатывание резервов смогло понизить мировые цены на нефть на 6%.

Вряд ли санкции напрямую затронут товарный экспорт российских энергоносителей, у Европы слишком большая зависимость от нашей нефти и газа, и заменить их быстро не получится, уточнил «Однако» Алексей Белогорьев. «Если даже брать сценарий Ирана, но Иран и в лучшие свои годы поставлял в четыре раза меньше нефти в Евросоюз, чем Россия сегодня поставляет. И если против Ирана можно было ввести санкции, ограничивающие поставки, то в отношении России, в условиях четырёхкратно большего экспорта в ЕС, Европе будет нереально найти замену. Есть логистика, контракты… это будет крайне сложно сделать», — сказал он.

По словам эксперта, санкции возможны только в случае полномасштабного военного вмешательства России на Украине и они могут затронуть какие-то нефтепродукты. Но в целом, считает эксперт, это маловероятный сценарий. «Если такое произойдёт, то российская нефть может частично пойти на другие рынки, например, увеличатся танкерные поставки через Новороссийск. В целом же это будет прежде всего проблемой для европейских потребителей, возместить им будет эти объёмы нечем, да и цены вырастут на Brent и на Urals, который к нему привязан. И Россия, таким образом, компенсирует себе снижение объёма поставок более высокой ценой на нефть», — отметил он.