Экономика РФ во 2Q14: стабилизация выпуска и инвестиций, сжимающийся потребительский спрос » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Экономика РФ во 2Q14: стабилизация выпуска и инвестиций, сжимающийся потребительский спрос

Минэкономразвития предварительно оценивает ВВП в марте-мае как стабилизовавшийся после спада в 1Q14 (в квартальном сопоставлении с сезонной коррекцией)
29 июня 2014 Живой журнал | Архив Журавлев Сергей

1. Минэкономразвития предварительно оценивает ВВП в марте-мае как стабилизовавшийся после спада в 1Q14 (в квартальном сопоставлении с сезонной коррекцией). В годовом сопоставлении ВВП апреля-мая вырос на 1.3%, января-мая – на 1.1%, разница в оценках динамики в квартальном/месячном и годовом сопоставлениях проистекает из эффекта низкой базы первой половины прошлого года и возобновившегося роста ВВП во втором. В мае негативное влияние на динамику ВВП со стороны замедлившегося роста обрабатывающих производств и промышленных утилит (коммунальных услуг) было, по наблюдениям МЭР, компенсировано торможением спада в торговле и строительстве, а также ростом в транспорте.

Экономика РФ во 2Q14: стабилизация выпуска и инвестиций, сжимающийся потребительский спрос


Несколько более благоприятные результаты мая, особенно в годовом сопоставлении, чем ожидалось на основе опережающих индикаторов, в значительной мере – результат технической/календарной поддержки этого «укороченного» месяца. В мае 2014 был лишний рабочий день по сравнению в маем 2013, который в свою очередь, был на 3 рабочих для короче мая 2012, поспособствовав тем самым «экономическому отливу» первой половины прошлого года, и низкую базу для сравнений с нынешним. Следовательно, пока не стоит слишком сосредоточиваться на последних данных, и не делать далеко идущих выводов о развороте трендов.

Экономика РФ во 2Q14: стабилизация выпуска и инвестиций, сжимающийся потребительский спрос


2. Среди немногочисленных точек роста экономики РФ остаются обрабатывающие производства, которые и во 2-ом квартале продолжали наращивать выпуск, правда, в мае немного – всего на 0.1% со снятой сезонностью, что определило примерно такой же прирост индекса промышленного производства, при неизменном объеме добычи полезных ископаемых. При этом рост выпуска в обработке в годовом сопоставлении ускорился в мае до 4.4% (в промышленности в целом – до 2.8%), что может создать представление об улучшающейся деловой конъюнктуре. Но, к сожалению, за этими цифрами продолжают стоять в основном короткоживущие драйверы (в частности, упомянутый календарный).

Существенной составляющей роста в обрабатывающей промышленности стало неожиданное импортозамещение мяса из-за запрета на ввоз свинины из ЕС с 31 января, «освободившее» 10% рынка для отечественного производителя. В мае производство мяса на фоне быстрорастущих цен на него увеличилось на 8.2% в годовом сопоставлении, а замещающей его птицы – на 8.6%. Ослабление рубля, по-видимому также способствовало увеличению выпуска и других потребительских товаров, в частности, швейных изделий.

Рост в промышленности также традиционно поддержало увеличение объемов нефтепереработки (6.6% в годовом сопоставлении в мае) и выпуска минеральных удобрений (3.1%). Возможно, занимая нишу, частично освобождённую украинскими производителями, российские металлурги увеличили производство проката (2.9% май к маю прошлого года) и труб (10.8%).

Экономика РФ во 2Q14: стабилизация выпуска и инвестиций, сжимающийся потребительский спрос


В июне опросы Росстата зафиксировали небольшое снижение (после исключения сезонности) индексов предпринимательской уверенности в промышленности – как обрабатывающей, так и добывающей, правда, небольшое, которое вполне можно отнести и на статистическую погрешность. В обрабатывающих отраслях причиной ухудшения индикатора деловой активности стала более слабая оценка спроса (снижается второй месяц подряд, и в июне была самой худшей за 4-х летний период). В добыче неожиданно резко ухудшилась оценка прогнозов выпуска через 3 месяца, что, возможно, связано с неурегулированностью ситуации по газу с Украиной.

3. Укрепилась тенденция к снижению реальных розничных продаж, темп их прироста в годовом сопоставлении достиг нового посткризисного минимума 2.1%, главным образом, в результате сокращения покупок продовольствия (-0,3% год к году), да и годовой рост потребления непродовольственных товаров домохозяйствами остался неплохим из-за слабой базы сравнения. В перспективе до конца года наиболее вероятна в лучшем случае стагнация потребительских расходов, что предопределяется динамикой всех основных драйверов спроса - реальной заработной платы, занятости и потребительского кредита.

Экономика РФ во 2Q14: стабилизация выпуска и инвестиций, сжимающийся потребительский спрос


Хотя май принес 5,0% прироста реальной зарплаты в годовом сопоставлении, это выглядит как эпизод, обусловленный эффектом базы и значительным пересмотром апрельского показателя в сторону увеличения с 0,8% до 3,2%. Нет никаких причин прогнозировать сохранение таких темпов прироста реальной зарплаты до конца года.

4. В годовом сопоставлении инвестиции в основной капитал в мае продолжали падать примерно теми же темпами (2,6% против 2,7% год к году), что и месяц назад. В помесячном сопоставлении с исключенной сезонностью ситуация выглядит так, что реальный размер инвестиций достиг дна в марте и начал увеличиваться в следующие 2 месяца (но не объемы строительства). С исключением сезонного фактора, по оценке Минэкономразвития России, в мае инвестиции в основной капитал продолжили рост - на 1,1% к предыдущему месяцу (в марте спад составлял 1,7%, в апреле – рост на 1,2%).

За общей динамикой инвестиций стоит стремительный рост вводимого в эксплуатацию жилья (более 35% в годовом сопоставлении), а также активное исполнение бюджета в части расходов. В совокупности это может указывать на продолжающееся ухудшение картины в частных инвестициях, направляемых в другие виды экономической деятельности, кроме строительства жилья.

Экономика РФ во 2Q14: стабилизация выпуска и инвестиций, сжимающийся потребительский спрос


5. К началу июня вкладчики российских банков (физлица) преодолели шок, пережитый ими в 1-ом квартале в связи с быстрым ослаблением рубля и «чисткой» банковского сектора, и вернули объем депозитов в банках к уровню конца прошлого года (с поправкой на сезонные колебания). Одновременно значительно ускорился рост корпоративного кредитования, из-за осложнения доступа на рынок внешних заимствований для российских компаний. Возросли страновые риски (CDS-премии) на Россию, часть зарубежных банков снизили или закрыли свои лимиты на российских контрагентов. Объем размещения российских корпоративных еврооблигаций резко сократился – менее чем до 2 млрд. долларов США в марте–мае по сравнению с 19 млрд. долларов США за аналогичный период прошлого года (в январе-феврале 2014г. российскими эмитентами было привлечено почти 6 млрд. долл. США).

Это привело к значительному ускорению роста кредитования российскими банками корпоративного сектора. Рост задолженности по корпоративным кредитам ускорился до 17.5% в мае по сравнению с 12.7% на конец 2013 года. Особенно значительно выросло кредитование нерезидентов, т.е. крупнейших российских холдингов, зарегистрированных в зарубежных юрисдикциях, вынужденных переключиться на кредитование в российских банках. Прирост их кредитования составил в мае 44% (35.6% с исключением валютной переоценки), существенно превысив уровень 2013 года (3,8% в среднем за год, 8,9% на конец года).

Экономика РФ во 2Q14: стабилизация выпуска и инвестиций, сжимающийся потребительский спрос


Еще одним источником спроса на корпоративного кредитования стала задержка продажи валюты экспортерами, замещенная рублевыми кредитами. С начала года остатки валюты на расчетных и депозитных счетах российских компаний выросли на 27 млрд. долл., и хотя в апреле-мае он оставался практически постоянным, «обратной конвертации» со стороны корпоративного сектора тоже не наблюдается, что находит отражение в сохраняющемся значительном оттоке капитала (8.8 млрд. долл. в апреле по предварительным данным, озвученным Э.С. Набиуллиной), хотя майские и особенно июньские цифры скорее всего развернутся к его притоку из-за особенности учета начисленных дивидендов в платежном балансе (они показываются как выплаты в балансе доходов с одновременной проводкой в финансовом счете как приток прямых инвестиций до момента фактической выплаты акционерам).

Сочетание дополнительного спроса на корпоративный кредит со сжавшейся депозитной базой привело к увеличению структурного дефицита ликвидности у банков, и хотя до начала мая практически не сказывалось на ставках для конечных заемщиков, в дальнейшем удорожание кредита, скорее всего, неизбежно.

* Кроме кредитных организаций-резидентов, банков-нерезидентов, государственных финансовых органов и внебюджетных фондов

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter