Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Сергей Егишянц, Укрощение строптивых банков » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Сергей Егишянц, Укрощение строптивых банков

На политических фронтах на прошлой неделе ничего нового не произошло – всё так же шли вялые препирательства вокруг Ирана; публика лениво обсуждала возможные последствия звонка персидского посла Саида Джалили европейскому коллеге Хавьеру Солане и штатовских угроз расширить санкции против Тегерана – а больше обсуждать было нечего. Впрочем, политическое влияние на финансовые рынки всё же имело место – но в совсем другом месте
9 августа 2008 ITI Capital | Архив

Добрый день. На политических фронтах на прошлой неделе ничего нового не произошло – всё так же шли вялые препирательства вокруг Ирана; публика лениво обсуждала возможные последствия звонка персидского посла Саида Джалили европейскому коллеге Хавьеру Солане и штатовских угроз расширить санкции против Тегерана – а больше обсуждать было нечего. Впрочем, политическое влияние на финансовые рынки всё же имело место – но в совсем другом месте.


Кузькина мать доллара


Этим местом стал, как и следовало ожидать, нефтяной рынок. Кандидат в президенты США Барак Обама заверил публику, что если он доберётся до Белого Дома, то распечатает 70 млн. баррелей стратегических резервов, чтобы нисходящая коррекция превратилась в неконтролируемый обвал цен. Реакция последовала незамедлительно: на бирже NYMEX фьючерсы на американскую нефть упали сразу после этих слов с 125.5 доллара за баррель аж до 119.5, т.е. сразу на 5%. После некоторой передышки падёж продолжился, ибо производители нефти уже всерьёз обеспокоились за свои прибыли и принялись массово покупать опционы «пут», дабы гарантировать себе хотя бы нынешние цены на ближайшее будущее – по оценкам Financial Times, в среду на каждого хеджера против роста цен приходилось около десятка пытавшихся себя обезопасить от удешевления. Впрочем, быстрое падение цен с вершины уже на одну пятую вызвало к жизни интересы спекулянтов, играющих на повышение и считающих, что достигнутые уровни уже вполне привлекательны для покупок – поэтому далеко ниже отметки 120 долларов за баррель нефть пока не ушла: инфляция-то никуда не делась, стало быть и общий повышательный тренд на товарных рынках не переломлен – хотя спросовые ограничения уже ощущаются вполне явственно.


Другим фактором, благоприятствовавшим агрессивному облегчению на товарных рынках, был внушительный подскок доллара, всем вокруг явившего кузькину мать. Резонов для этого было много – например, в середине недели проводились аукционы по размещению штатовских облигаций на несколько десятков миллиардов баксов: а т.к. немалую часть спроса на эти бумаги представляют иностранные инвесторы, не удивительно, что они активно покупали доллары за свои валюты. Однако главной причиной стало окончательное осознание того очевидного факта, что кризис стал мировым – и что вне США нынче ситуация ухудшается куда быстрее, чем в Америке, где этот процесс начался давно и уже вполне отыгран рынками. Теперь стало понятно, что ни Япония, ни тем более Европа не являются достойными убежищами от кризиса – отсюда и массовый выход из игры на повышение тамошних валют. Особенно брутальным было разочарование в евро – его курс против бакса рухнул до 1.50, тем самым давая понять, что развивается коррекция всего роста за последний год – первая крупная поддержка в этом случае уже достигнута или совсем рядом. А из перспектив ближайших недель аналитики отметили обычно весьма экзотический кросс-курс свисси против йены: швейцарские компании собираются поглотить кучу фирм в других странах на общую сумму около 60 млрд. долларов (для чего им нужно продать эквивалентное количество родных франков), тогда как японские инвесторы могут создать спрос на йены после следующей пятницы, когда они получат немалую часть от выплачиваемых штатовским Казначейством 67 млрд. долларов на погашение облигаций или купоны по ним – сочетание этих факторов (предложение франка и спрос на йены) может оказать давление на означенный кросс-курс.


Источник: SmartTrade

Тихоокеанские экономики по-прежнему находятся под давлением. Довольно занятным симптомом этого стала на первый взгляд странная статистика трудового рынка Новой Зеландии во втором квартале – когда увеличились и занятость, и уровень безработицы: это несуразное на первый взгляд сочетание объясняется резким подскоком численности рабочей силы – во многих домохозяйствах с одним работником возникли проблемы с доходами, так что отправиться зарабатывать деньги пришлось теперь и второму супругу. Оно и понятно – кризис-то нарастает: очередной фонд (Mortgage Backed Bonds, подразделение глобального финансового гиганта AXA), оказавшись на грани банкротства, заморозил деньги клиентов; по данным крупнейшего оклендского риэлторского агентства Barfoot and Thompson, только за июнь цены на жильё просели на 5.3%; наконец, Казначейство дало понять, что, хотя официальная статистика ВВП за второй квартал выйдет только в сентябре, уже очевидна его отрицательная динамика – с учётом минуса в первом квартале это будет означать «техническую рецессию». Не удивительно, что в таких условиях центробанк намерен ускорить денежное смягчение – по оценкам экспертов, 11 сентября Резервный банк Новой Зеландии срежет базовую ставку сразу на 0.50%.


Кстати, такие же ожидания теперь господствуют и в отношении центробанка соседней Австралии – его заседание состоится уже 2 сентября и, как полагают аналитики, те же 0.50% уменьшения базовой ставки вполне вероятны; подобное мнение окрепло после прошедшего во вторник собрания Резервного банка Австралии, на котором хотя ставка и была оставлена на месте, сопроводительный меморандум ясно показал озабоченность властей чрезмерно жёсткой денежной политикой. Экономические показатели Зелёного континента были не вполне однозначными: с одной стороны, число газетных объявлений о вакансиях в июле сократилось на 5.1% к июню, цены на жильё во втором квартале упали на 0.3%, причём в его конце (в июне) спрос на ипотечные кредиты показал помесячное снижение на 3.7% - но с другой стороны, общая занятость в июле выросла, причём особенно мощным был рост постоянных рабочих мест. Думается, однако, что в ближайшие месяцы Австралия повторит путь Новой Зеландии, но с некоторой задержкой, вызванной большей инерционностью экономики намного более крупной страны.


Между тем, сокращение иностранного спроса больно ударило и по китайским производителям – и тамошние власти теперь срочно придумывают, как бы облегчить их положение. Так, на прошлой неделе правительство и центробанк породили совместное решение об изменении валютного регулирования – отменено требование об обязательной продаже всей валютной выручки, облегчены процедура доступа китайцев на внешние рынки: всё это делается, чтобы замедлить укрепление юаня – без сверхдешёвой валюты пресловутое «китайское чудо» быстро исчезает, а вместо него возникает обычный кризис перепроизводства. В Японии идут те же процессы – например, чистые заказы промышленных предприятий в первой четверти года выросли на 2.2% по отношению к предыдущему кварталу; во второй четверти рост замедлился до 0.6% - а в третьей ожидается падение на 3.0%. В июле число корпоративных банкротств показало прибавку на 12.9% к тому же месяцу прошлого года (5-летний максимум) – причём средний размер обанкротившейся компании резко вырос, так что зависшие в таких фирмах суммы выросли за последний год аж на 90.2% (из них на 35.1% только за июль). Японский Кабинет министров проникся пессимизмом и впервые за последние почти 5 лет удалил их текста своей оценки состояния экономики слово «восстановление» - как правило, это свидетельствует об ожидании скорой рецессии.


Европа стремительно входит в кризис. По итогам второго квартала ВВП Италии снизился на 0.3% (это хуже ожиданий) – и, по ощущениям аналитиков, на следующей неделе отрицательную динамику покажут также экономики Франции, Германии и ЕС в целом. Июньские заказы промышленных предприятий Германии оказались ниже всех прогнозов, к тому же майские числа были пересмотрены в сторону дальнейшего ухудшения – и вообще, заказы падают вот уже 7 месяцев подряд. Промышленное производство в крупнейшей экономике ЕС во втором квартале упало на 1.6% - это лучше, чем в Испании (-2.0%), но хуже, чем в Италии (-0.6%). Показатели зоны евро в целом свидетельствуют о рекордной инфляции (цены производителей показали в июне годовой рост на 8.0% - такого не было ни разу за все 18 лет наблюдений) и быстром сжатии экономики – розничные продажи достигли годового снижения на 3.1% (опять-таки худшее значение за всю историю исследования), причём в Испании эта величина и вовсе составила –7.7%. Деловая активность в сфере услуг в июле углубилась дальше в зону рецессии, в которую она вошла месяцем раньше; за последний год этот показатель сжался на 17%. ЕЦБ оставил ставки на прежнем уровне, а глава центробанка Трише на последующей пресс-конференции дал понять, что хотя он по-прежнему терпеть не может инфляцию, экономический кризис ему тоже наконец-то удалось разглядеть. На корпоративных фронтах выделялись банки: UBS, как ожидается, сделает по итогам текущего квартала очередные списания на сумму около 8.5 млрд. долларов; Societe Generale порадовал хорошей прибылью, которая за последний год упала всего лишь втрое – по нынешним временам это большой успех!


Источник: Eurostat

Автомобили не продаются


В Великобритании всё по-прежнему. Деловая активность в строительном секторе в июле упала до 36.7 пунктов – причём компонент жилищного строительства достиг жуткой величины 18.7 (это что-то совсем близкое к уровням Великой Депрессии); в сфере услуг деловая активность находится в фазе рецессии вот уже 5 месяцев подряд. В июне промышленное производство опять сократилось против ожиданий небольшого роста – оно снижается вот уже 2 квартала подряд. По оценкам близкого к властям института NIESR, во втором квартале ВВП вырос на 0.2%, за 3 месяца до июля включительно – уже на 0.1%, а по итогам трёх летних месяцев скорее всего будет показан нулевой рост. Июльский обзор трудового рынка от Recruitment and Employment Confederation и KPMG показал не только первое за все 7 лет наблюдений снижение вакансий на временную работу, но и самое крупное падение постоянных вакансий после «терактного» сентября 2001 года. По данным HBOS, в июле цены на жильё были на 8.8% ниже, чем год назад (максимальное падение за все 25 лет наблюдений); ну а Nationwide выпустил мрачный обзор потребительских настроений – как величина месячного снижения, так и итоговый показатель оказались рекордно плохими.


Как следствие, печальные настроения порождают хилые расходы: в июле зарегистрировано на 13% меньше новых автомобилей, чем год назад; а исследование HSBC показало, что даже сбережения британцев начинают сжиматься – в среднем на счетах частных лиц в банках лежат на 5% меньшие суммы, чем летом 2007 года. Банк Англии на своём очередном заседании оставил ставки на прежнем уровне – через 2 недели станет известно, кто как голосовал. Британские банки активно отчитывались на прошлой неделе – ничего особенно интересно они, впрочем, не показали: прибыли у всех упали по нынешним временам умеренно – разве что Royal Bank of Scotland «порадовал» новыми лоссами в размере около 12 млрд. долларов. Власти хотят немного расшевелить валящиеся сектора экономики – и сейчас они вознамерились отменить налог на продажу жилья, составлявший до сих пор в среднем 4%, о чём сообщила ночным новостям BBC министр строительства Кэролайн Флинт; пессимистично настроенные эксперты полагают, что покамест это не будет воплощено в закон, спрос на жильё сократится сильнее прежнего – потому что те, кто сейчас хотел бы купить, подождут момента отмены налога.


В Штатах тоже всё без особых перемен. В июне объём незавершённых продаж жилья неожиданно вырос на 5.3% - однако почти наверняка причиной тому стала резкое увеличение числа домов, отобранных банками у неплатёжеспособных заёмщиков: такие дома тут же выставляются на продажу – отсюда и результат; на это указывает, например, тот факт, что самый большой прирост продаж отмечен именно в тех регионах, где случаи такого отъёма жилья были наиболее массовыми. Заказы промышленных предприятий в июне разбухли сильнее прогнозов – в основном из-за сектора нефтехимии и экспортных производств. Частные доходы в первом месяце лета выросли лишь на 0.1% против мая – расходы показали более внушительную прибавку (на 0.6%); однако всё это суть номинальные величины – меж тем цены даже по официальным данным показали месячный рост на 0.8% (27-летний максимум), что сразу загоняет в минус реальную динамику расходов и тем более доходов. Как видно, меры налогового стимулирования помогали недолго – в июле они должны быть почти неразличимы, а к августу исчезнут совсем. Норма сбережений снизилась с майских 4.9% (из-за мощных выплат в рамках означенных мер) до 2.5% - весьма любопытно будет последить, вернётся ли она обратно к нулевой отметке ближе к осени; вообще-то логично было бы предположить, что ещё до конца года эта норма всё же должна хотя бы показать признаки начала разворота вверх.


Источник: Бюро экономического анализа Министерства торговли США

Деловая активность в сфере услуг в июле оставалась в зоне умеренной рецессии. Самые свежие (т.е. недельные) данные из Америки показали, что после некоторого оптимистичного всплеска в середине лета ситуация уже в конце июля и начале августа начала возвращаться к прежним очертаниям. Исследование ABC/Washington Post констатировало новое снижение индикаторов потребительских настроений и личных финансов, а Министерство труда опять выдало очень высокое число первичных обращений за пособиями по безработице – в обоих случаях речь идёт о неделе с 28 июля по 2 августа. Исключительно мрачными вышли продажи автомобилей в июле – они снизились сразу на 9% даже по отношению к весьма слабому июню; при этом продажи произведённых внутри США легковых автомобилей сократились за месяц на 10%, а грузовиков и пикапов – на 8%. Годовое уменьшение продаж General Motors составило 21.0% по легковушкам и 39.7% по грузовикам и пикапам; у Ford эти величины составили –0.5% и –27.9% соответственно; у Chrysler просто караул – снижение на 29.4% и 35.3% соответственно; общее годовое падение продаж Toyota достигло 18.7% (в июне оно равнялось 11.5%, в мае – 7.9%, в апреле – 4.5%, в марте – 3.4%). Вдобавок ко всем прочим бедам Chrysler, появилась ещё одна: он не смог в полной мере рефинансировать 30 млрд. своего краткосрочного долга – пятую часть этой суммы не удалось перезанять у банков; те, видя состояние автогиганта, требовали слишком высоких процентов как платы за риск – похоже, Chrysler приближается к печальному концу…


Корпоративных новостей вообще было немало. Procter & Gamble порадовала хорошим отчётом, показав рост прибыли на 33% благодаря распухшей выручке в Китае, Индии, России, Турции и Саудовской Аравии. Доход Cisco Systems слегка сократился за последний год – но тоже чуть превысил ожидания аналитиков. Впрочем, в центре внимания рынков были, конечно, фирмы финансового сектора – и тут всё было весьма невесело; разве что страховщик MBIA приятно удивил улучшением показателей во втором квартале. А вот другая страховая группа, только не узкоспециализированная, American International Group (AIG), показала третий подряд квартальный убыток – его причиной стали лоссы по свопам кредитного дефолта в размере 5.6 млрд. баксов и списания плохих активов на сумму 6.1 млрд. Но, как и всегда в последнее время, солировали ипотечные агентства, тоже разразившиеся своими отчётами. Freddie Mac показал убыток около 0.8 млрд. после списаний 2.5 млрд. кредитных лоссов; итоговый результат оказался в почти в 4.5 раза хуже ожиданий аналитиков – да и вообще это был четвёртый подряд квартальный убыток; чтобы сохранить хоть что-то, Фредди урезал размер своих дивидендов сразу впятеро. Его брат-близнец Fannie Mae показал убыток 2.3 млрд. баксов – тоже втрое хуже прогнозов экспертов; лоссы и списания составили 5.3 млрд. долларов; это не помешало главе компании гордо заявить, что он не нуждается в помощи правительства. Разумеется, рынки всему этому безобразию отнюдь не порадовались и погнали их акции вниз – так что за последний год Fannie упала в 8 раз, а Freddie – даже в 12. Само собой, иностранные владельцы облигаций ипотечных агентств весьма опасаются за свои вложения – тут следует отметить, что львиную их долю составляют азиаты, имеющие таких бумаг на 800 млрд. долларов. В какой-то момент эти инвесторы потеряли остатки терпения – и именно их успокаивали администрация и Конгресс, экстренно приняв программу помощи агентствам, чтобы не допустить панической распродажи облигаций: если бы последняя всё же случилась, то и без того высокие рыночные ставки и вовсе взлетели бы в небеса. Пока паники удалось избежать – поглядим, что будет дальше.


Ещё любопытнее было развитие событий вокруг Citigroup и продававшихся ею на специализированных аукционах ценных бумаг – в середине февраля этот рынок сколлапсировал, так что владельцы оных бумаг оказались обладателями неликвидов, тогда как им нужны живые деньги: как правило, это благотворительные организации, индивидуальные инвесторы, малый бизнес, студенческие союзы, пенсионные фонды и т.д. – они пользовались этим инструментом, т.к. все покупаемые ими бумаги плотно котировались ведущими банками, выступавшими в роли основных эмитентов на аукционах; собственно, коллапс этого рынка состоял именно в том, что оные банки просто испарились, оставив инвесторов в бесполезных бумагах. И вот теперь им пришла расплата: генеральный прокурор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо вкупе с разными регуляторами начал возбуждать дела против банков по обвинению в мошенничестве – так что те вынуждены были срочно искать пути откупиться: первым успела именно Citigroup – ей вся эта история будет стоить примерно 7 млрд. уже в ближайшие месяцы. Условиями мирового соглашения предусмотрено, что банк должен будет до ноября сего года выкупить по «справедливой» цене проданные им ранее на аукционах бумаги на вышеназванную сумму, а вдобавок к тому заплатить штраф 100 млн. баксов за плохое поведение; в 2009 году Сити надо будет откупить облигации ещё на 5 млрд. И это только начало – на очереди Morgan Stanley, UBS, Merrill Lynch, Wachovia и прочие злодеи. Либерастические аналитики в ярости; они вопят, что инвесторам самим надо думать, что они покупают – однако правительству на это наплевать: оно явно настроено на то, чтобы во всех спорных случаях спасать домохозяйства и мелкий бизнес за счёт финансистов – в данном случае власти попросту заявили, что пострадали не спекулянты, а вполне простодушные долгосрочные инвесторы, обманывать которых нехорошо; поклонники невидимой руки рынка пребывают по сему поводу в глубоком шоке. В прострации, похоже, ныне находится и Фед, ибо инфляция требует агрессивного монетарного ужесточения, однако Бернанке прекрасно понимает, что в этом случае дефляционный коллапс неизбежен – поэтому ставка остаётся на месте, а текст меморандума по сути говорит «мы не знаем, что делать – и надеемся, что всё как-нибудь само рассосётся»; на что бывший глава ФРС Алан Гринспен в статье в Financial Times уверенно заявил, что если и рассосётся, то очень и очень не скоро…


Хорошей вам недели.


Динамика цен за прошедшую неделю