Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Российскому фондовому рынку необходима жадность » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Российскому фондовому рынку необходима жадность

Сегодня, 13 августа, в пресс-центре РИА Новости эксперты обсудили экономический аспект грузино-осетинского конфликта. Главный вывод, к которому они пришли, - последствия этой краткосрочной войны Россия будет ощущать еще долго. В частности, мировое сообщество может поставить под сомнение проведение в 2014 году олимпиады в Сочи, а международный финансовый центр в нашей стране если и появится, то не через 10, а как минимум через 15 лет
13 августа 2008 БКС Экспресс
Сегодня, 13 августа, в пресс-центре РИА Новости эксперты обсудили экономический аспект грузино-осетинского конфликта. Главный вывод, к которому они пришли, - последствия этой краткосрочной войны Россия будет ощущать еще долго. В частности, мировое сообщество может поставить под сомнение проведение в 2014 году олимпиады в Сочи, а международный финансовый центр в нашей стране если и появится, то не через 10, а как минимум через 15 лет.

И все же пока на первом плане стоит проблема ухода инвесторов-нерезидентов с российского фондового рынка. «Мы понизили наш прогноз притока чистого иностранного капитала с $40 млрд до $30 млрд в этом году. Надеемся, что в третьем квартале, ближе к четвертому кварталу ситуация восстановится, но тем не менее неприятный осадок останется», - заявил Евгений Надоршин, главный экономист Банка «Траст».

Впрочем, как отметил Скотт СЕМЕТ, руководитель департамента рыночных исследований ИК «КапиталЪ», грузино-осетинский конфликт для западных инвесторов был последней каплей. Не стоит забывать, что российская экономика интегрирована с мировой экономикой. «Год назад начался финансовый кризис, - продолжает господин Семет. – Западные банки стали неохотно выдавать кредиты, в том числе и друг другу. Российские активы более рискованные, поэтому у многих российских игроков возникли проблемы с привлечением средств на Западе. Сейчас появились политические риски. Как известно, рынком правят две эмоции – жадность и страх. Долгое время на российском рынке преобладала жадность. Ситуация не изменилась даже когда началось дело Ходорковского. Однако сейчас преобладает страх. Драйвером перемены настроения инвесторов и стал военный конфликт. Теперь нужно все, чтобы жадность вернулась на российский рынок».

Причем важную роль для нерезидентов сыграл не столько сам конфликт, сколько его информационное сопровождение. «Российские власти не сделали практически ничего для того, чтобы успокоить западного инвестора, - говорит Евгений Надоршин. – В первые дни конфликта президент Грузии Михаил Саакашвили неоднократно появлялся на телеэкране CNN. А наше руководство выступало только перед своими согражданами. А ведь для западного мира Южная Осетия – часть территории Грузии, и во всех западных СМИ речь шла именно о вторжении России на территорию Грузии».

У российской экономики сильные фундаментальные показатели. И с точки зрения масштабов нашей экономики это всего лишь локальный конфликт. Но до этого в России происходили достаточно бурные корпоративные конфликты, была ситуация с Мечелом, потом вооруженный конфликт. Теперь нужно приложить достаточно усилий, чтобы развеять сомнения западных инвесторов.

Возникает закономерный вопрос: как это сделать? И тут все эксперты сошлись во мнении, что необходимо оставить эмоции и не делать вид, что Грузии не существует. «Инвесторы пока вздохнули с облегчением, - констатирует Владимир Петровский председатель правления Российской Ассоциации политических наук. – Но сейчас и Россия, и ее партнеры находятся на развилке: должна решаться дальнейшая судьба непризнанных республик. Главное, чтобы вся риторика по этому вопросу была публичной. Нужно обсуждать статус Южной Осетии и Абхазии, при этом учитывать территориальную целостность Грузии. Нужно говорить с Саакашвили, так как он партнер. Если такого диалога не будет, то степень риска будет увеличиться».

Причем, как считают эксперты, диалог нужно начинать как можно быстрее. Российский фондовый рынок рано или поздно начнет расти. Скот Семет напоминает, что в 90-е годы в мире было принято считать российские активы токсическими отходами, но затем начался подъем. Так что потенциал роста сохраняется, и он вполне ожидаем. А вот другие экономические задачи могут встать под угрозу из-за затягивания кавказского конфликта.

Евгений Надоршин говорит, что пока про ВТО нам надо будет забыть. Конечно, членство в этой организации не волне однозначно. Однако оно могло бы помочь нам воплотить в жизнь планы по диверсификации российского экспорта, выйти на новые рынки с новыми товарами.

Еще один повод для беспокойства – олимпиада в Сочи. После грузино-осетинской войны установить мир в Южной Осетии и Абхазии в короткие сроки будет достаточно сложно. Согласится ли мировое сообщество проводить олимпиаду в городе, который находится рядом с границей Абхазии? И дело не только в олимпиаде. Ведь как говорят российские власти, главная цель сочинского строительства создание туристической зоны. «Но кто поедет на пляж, где падают бомбы», - восклицает главный экономист Банка «Траст». И наконец, создание мирового финансового цента в России теперь тоже под вопросом. Аналитики полагают, что воплощение этой идеи, ранее планировавшееся на 2018-2020 годы, теперь отодвинулось лет на пять.

Военный конфликт поднял еще один вопрос – целесообразность существования СНГ в том виде, в котором оно существует сейчас. Известно, что эта организация так и не выразила своего отношения к грузино-осетинскому конфликту, а Грузия объявила о своем выходе из СНГ. Российские эксперты подчеркивают, что этим шагом Грузия вскрыла проблему, которая назревала уже давно. «Слишком трудно организовать единое экономическое пространство среди столь различных между собой государств, - говорит Владимир Петровский. – Более эффективны субрегиональные образования. А на постсоветском пространстве вполне можно организовать гуманитарную интеграцию. Об этом давно уже говорил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Речь идет о безвизовом режиме, признание дипломов о высшем образовании и так далее. То есть нужно сохранить человеческие отношения».

Скот Семет также согласен с этим утверждением. Он напомнил, какие противоречия сейчас существуют в Европейском Союзе. Например, разные страны имеют противоположные взгляды на то, какой должна быть ставка рефинансирования Европейского центрального банка. Испания, где уже началась рецессия, требует снижение ставки. Германия выступает против, так как экономика там чувствует себя нормально, однако власти опасаются раскручивания инфляции.

Получается, что российским властям нужно выработать достаточно четкую, ориентированную на долгосрочную перспективу региональную политику. Очень много сложных вопросов вытащил на поверхность кавказский конфликт. Так что у наших дипломатов наступают сложные будни. И именно будни, а не работа в экстремальных условиях. Во всяком случае, этого хотели бы инвесторы.

Елена Калиновская