23 октября 2014 Financial Times
Это предсказуемое, но неудачное решение. Из-за волатильности, которая в последнее время отмечается на финансовых рынках, все большее число участников рынка призывает ФРС США внедрить «четвертый этап количественного ослабления» - новую программу покупки ценных бумаг, призванную успокоить рынки и укрепить падающие цены на акции, корпоративные облигации и сырье. Однако такой политический шаг имеет серьезные препятствия; так и должно быть, если данная мера не будет сопровождаться комплексными ответными мерами из Вашингтона. Переполох на финансовых рынках, произошедший в этом месяце, вызван стечением крайне неблагоприятных обстоятельств: первое – пересмотр прогноза по росту в сторону понижения с учетом экономических и неэкономических факторов; второе – признаки внешних и внутренних противоречий, связанных с внедрением более агрессивных монетарных стимулов Европейским центральным банком; и третье – разрушительные технические последствия роста волатильности на валютных рынках, вызванные разбросом в политике, проводимой крупнейшими мировыми центробанками.
В совокупности эти факторы подрывают «базовые отношения» рынков, что связано с двумя аспектами, приведшими к чрезмерному принятию риска и всеобщей самоуверенности: плохо сбалансированный рост, который минимизирует прибыльность рецессии и инфляционного бума; а также возможность и стремление центральных банков не подавлять рыночную волатильность, тем самым поддерживая цены на активы. В результате трейдеры стараются изменить свои позиции. При этом они снова обнаруживают, что ликвидность рынка не столь велика, как они надеялись, и вызывает резкие ценовые колебания даже в самых традиционных классах активов (вспомните, например, скорость и масштаб недавнего колебания цен на американские акции и казначейские облигации). Исходя из прошлой реакции ФРС на дестабилизацию ситуации на финансовом рынке, включая прошлогодние меры в ответ на приступ, случившийся у рынков из-за сокращения программы количественного ослабления, все большее число участников рынка призывает американский центральный банк к вмешательству и ждет его. Причем они призывают сделать это, введя новую программу закупки активов («четвертый этап количественного ослабления») на смену третьему этапу, который завершится в скором времени.
Доводы в пользу четвертого этапа количественного ослабления связаны со следующими аспектами. Хотя американская экономика уверенно восстанавливается и делает это гораздо быстрее большинства других развитых экономик, ей еще предстоит достичь скорости отрыва. Соответственно она остается уязвимой перед препятствиями, ограничивающими фактические и потенциальные темпы роста; при этом сохраняется некоторый риск разрушительной дефляции. Связанные с этим проблемы сильно усложнились бы, если бы сейчас нестабильность финансового рынка подорвала корпоративное и потребительское доверие, увеличивая проблемы, связанные с ослабевающей мировой экономикой, страхом перед лихорадкой Эбола и неспокойной геополитической обстановкой на Ближнем Востоке и Украине.
Несмотря на кажущуюся привлекательность, данная мера не является всеобъемлющей. Основной целевой показатель QE4 – процентные ставки по государственным облигациям, новые ипотечные кредиты и погашение жилищных кредитов за счет новых займов – уже находится на очень низком уровне (в особенности после недавнего стремления финансовых рынков к переводу средств в первоклассные активы). Банки по-прежнему хранят огромные избыточные резервы в ФРС. Нет практически никаких признаков уменьшения раскола в американском Конгрессе относительно принятия ФРС комплексных политических мер, которые остро необходимы для укрепления американской экономики и сферы занятости, а также для борьбы с чрезмерным неравенством. С другой стороны большинство компаний и домохозяйств смогут извлечь выгоду из недавнего резкого падения цен на энергоресурсы.
Все это говорит о том, что шаткое политическое равновесие вокруг количественного ослабления – которое в августе 2010 г. тогдашний председатель ФРС Бен Бернанке описал как «преимущества, расходы и риски» - далеко не убедительно. Ожидаемые преимущества были бы незначительными в плане обеспечения достаточно надежного и сбалансированного прироста. И если более устойчивый рост по-прежнему будет труднодостижимым, американская экономика могла бы в дальнейшем пострадать в результате еще одного раунда искусственного стимулирования цен на активы и сопутствующего этому чрезмерного принятия рисков. Поэтому при внедрении QE4, скорее всего, возникнут серьезные препятствия. Но это не значит, что чиновники ФРС останутся в стороне. Они попытаются успокоить рынки и убедить их, что процентные ставки будут оставаться низкими в течение долгого времени. Они даже могут намекнуть на возможность некоторой отсрочки выхода из третьего этапа программы количественного ослабления, который ожидается в ближайшее время (хотя сейчас, когда эта программа сокращена всего до 15 млрд. долларов ежемесячных закупок, это скорее было бы просто символично, а не сыграло бы решающую роль).
После периода чрезмерного принятия рисков и продолжительного состояния удовлетворенности рынкам, возможно, понадобится время для перенастройки – это изменчивый процесс, связанный с изменениями фундаментальных и технических условий торговли. Призывы участников рынка к QE4, вполне понятны, но обманчивы. Само по себе возобновление подобной интервенции ФРС обеспечило бы недостаточный рост, сделав последующую коррекцию рынка более опасной для мелких игроков.
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу