25 октября 2014 Saxo Bank Courtenay Adam
Эффективная организация цепи поставок – залог успеха компании
В официальном списке поставщиков Apple числится 156 имен
Маржа поставщиков Apple составляет всего 10 процентов
Apple только что опубликовала свои «праздничные» квартальные результаты – 16-процентный рост продаж iPhone превысил ожидания. Кроме того, был обнародован сильнейший за последние годы показатель реализации компьютеров Mac. Все целевые значения, установленные на Уолл-стрит, были превзойдены. Как обычно, в ближайшее время мы увидим детальный анализ таких показателей, как маржа прибыли, рентабельность продаж, конкурентная позиция, доходность капвложений и соотношение заёмного капитала к собственному – всё, кроме способности компании контролировать свои цепочки поставок, о чём аналитики говорят крайне редко.
Если компания производит наиболее продаваемый продукт при наличии сотен поставщиков, это говорит об отличной организации её работы. При этом эта зависимость делает компанию восприимчивой к ошибкам – одна «ошибка» в цепочке поставок и вся цепь может легко распасться.
«Apple» приходит на ум, когда вы думаете о компании с возможно самой высокой организацией розничных продаж на рынке. Ведь очень непросто удовлетворить мировой спрос на iPhone или iPad в количестве 150 миллионов единиц (плюс наборы приспособлений и устройств), причём обеспечить доставку к назначенному времени и в заданное место. Должно быть, схема логистики тут очень непроста. Но чтобы понять, что всё на самом деле не так сложно, нужно узнать, как это происходит.
Мне посчастливилось поучаствовать в исследованиях доцента на факультете бизнеса в Баптистском университете в Гонконге д-ра Нил О'Коннор (Neale O’Connor), который в вот уже на протяжении нескольких лет занимается изучением цепочек поставок в Китае. Логистика iPhone и iPad компании Apple потрясает своей высокой организацией.
В последнем списке поставщиков Apple числится 156 имен, в их числе такие крупные компании, такие как Samsung, Toshiba, и Foxconn, которые известны (порой, не без дурной славы) как сборщики «айфонов». При этом существуют и сотни организаций второго и третьего эшелона, которые работают от имени Apple и о которых вы никогда даже не слышали.
Apple контролирует практически каждый участок этой сложной сети, используя свой масштаб и влияние с целью достижения положительного конечного результата. Последние версии iPhone 6 и iPhone 6 Plus состоят из 200 отдельных компонентов, требующих 90 шагов в их объединении, не все из которых могут быть автоматизированы. Все это было бы невозможно сделать без абсолютного контроля, – говорит О'Коннор.
При поиске новых поставщиков Apple обращает внимание прежде всего на качество работы, технологические возможности и предельно допустимые объёмы производства. Цена второстепенна. Стать поставщиком Apple не так просто, тем не менее конкуренция здесь очень высока, поскольку выбор Apple сродни признанию высокого производственного качества.
Apple огромное внимание уделяет процессу контроля – её штат технических работников численностью в 600+ человек в Китае и на Тайване не только обеспечивают контроль за качеством, но и за используемым сырьём, объёмом выпущенной продукции и общей доходностью даже самого малого из производителей.
В некоторых случаях Apple устанавливает своё оборудование, которое поставщик обязуется использовать в производственном процессе. «Затем будет сказано производственной компании использовать 60% мощности, остальная часть принадлежит им», – говорит О'Коннор.
По ожиданиям Apple, каждые три месяца расходы в различных секторах в среднем будут сокращаться на 5 процентов. Так, если поставщик в какой-либо квартал производит компонент за 10 долларов, то в следующем квартале затраты на производство этого же компонента будут составлять 9,50 доллара. Это происходит по закону жизненного цикла товара.
Почти все поставщики связаны с главным сборщиком компонентов Foxconn через Apple. Крупнейший завод этой компании находится в Чжэнчжоу, что в Китае, на котором работают 250 тысяч человек. Во время пика производства «айфонов» последней модели рабочие были заняты на ста производственных линиях, работавших 24 часа в сутки.
С такими масштабами, впрочем, неудивительно, что в 2012 году и Apple, и Foxconn были раскритикованы за рабочие условия на заводах Foxconn. Все проблемы, по имеющимся сведениям, были устранены. Ответным ходом Apple на критику стало заключение контракта с тайваньским Pegatron для большей уверенности, что производство не будет зависеть полностью от Foxconn.
О’Коннор дал несколько позитивных комментариев, сказав, что Apple является лидером и наглядным примером, как можно управлять большой цепочкой поставок. Большинство покупателей просит поставщиков выслать им образцы. Apple будет контролировать весь производственный процесс и, возможно, оценивать менеджмент компании. Apple не работает лишь с одним производителем; напротив, компания старается вести свой бизнес таким образом, чтобы в любой момент можно было бы переключиться на альтернативный вариант при лучшем предложении соотношения качества и цены.
О’Коннор добавил, что это приводит к заключению новых контрактов – ход, который помогает решить вопрос бракованных товаров и требования скидок за позднюю доставку. Компания проверяет компоненты на различных этапах их производства вплоть до самой поставки. Уже сформировавшаяся линия коммуникации включает в себя отзыв, который крайне необходим, чтобы избежать недоразумений и проблем ещё до того, как они примут серьёзные размеры, – говорит О’Коннор. Какими же будут итоговые результаты Apple при такой эффективной цепи поставки?
По подсчётам О’Коннора, производство и поставка «айфона» обойдётся компании в 120-150 долларов, и в среднем маржа поставщиков Apple на единицу продукции составит всего 10 процентов. Последняя модель iPhone 6 в США стоит 649 долларов. Величина маржи 450 процентов. Похоже, тотальный контроль Apple достаточно эффективен.
http://ru.tradingfloor.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу