Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Новая мера в Китае оставляет некоторых заёмщиков снова ни с чем » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Новая мера в Китае оставляет некоторых заёмщиков снова ни с чем

24 ноября 2014 Saxo Bank Loong Pauline
Поскольку китайский рынок недвижимости не входит в программу государственного инвестирования, домовладельцам, вероятно, придётся получить кредит в других местах. Фото: Thinkstock

Снижение затрат на финансирование вызовет рост «политической» ликвидности
Заемщики в отраслях, не одобренных политикой, по-прежнему остаются ни с чем
Эффект мультипликатора снижения процентных ставок в командной экономике ограничен

Парадокс кредитования

В минувшие выходные Китай неожиданно понизил свои ключевые процентные ставки. Так, центробанк снизил процентную ставку по годовым кредитам на 40 базисных пунктов до 5,6 процента, а также ставку по годовым депозитам на 25 базисных пункта – до 2,75 процента.
Мгновенно приподнятое настроение рынка длилось недолго, за чем вспыхнула обеспокоенность относительного того, что этой меры будет недостаточно, чтобы поддержать угасающий рост. Также прошли слухи о дополнительном понижении процентных ставок в будущем.
Однако беспокойства вызывает не высокая стоимость финансирования. Средства имеются и они доступны для отдельных заемщиков, в то время как отрасли, негативно влияющие на благосостояние общества или сбалансированное развитие экономики, не получают достаточного финансирования. И вряд ли ситуация изменится, несмотря на снижение ставок.
Видит око, да зуб неймёт

Того, что может быть названо «политической» ликвидностью, в Китае более чем достаточно. Секторы, поддерживаемые политикой, имеют лёгкий доступ к кредитованию, и часто по льготным ставкам. Банки занимаются финансированием приоритетных с позиции государства областей, таких как рынка доступного жилья и производства электроэнергии для малых и средних предприятий (СМП), которые главным образом заняты в производственном секторе, обеспечивающим население рабочими местами. Всё это оказывает давление на кредитную политику, в связи с чем крупные государственные банки чувствуют необходимость информировать о величине кредитования, предназначенного для малого бизнеса.

Но отраслям, которые находятся в «чёрном списке», приходится бороться за доступ к кредитам. Кредитование областей с «устаревшим» материально-техническим обеспечением, «избыточными производственными мощностями» и тех, что «потребляют слишком много энергии и загрязняют окружающую среду» очень не рекомендовано. До недавнего времени сектор недвижимости также был в «чёрном списке».

С начала этого десятилетия правительство жёстко контролировало сектор недвижимости в попытке сбить «недоступные» цены на жилье. Но ситуация, похоже, меняется. В начале этого месяца регуляторы понизили ставки по ипотечным кредитам, сделав их более доступными для покупателей жилья, и расширили список заемщиков, подпадающих под льготный режим.

Спрос присутствует, но не там где нужно

Спрос в растущей экономике есть. Желающие получить кредитование имеются. Но вот чего не достаёт – так это подходящих под параметры государства заемщиков с жизнеспособными проектами. Некоторые отрасли, входящие в утвержденный список, такие как биотехнологии и ИТ нового поколения, казалось бы, больше подходят для венчурного финансирования, чем для банковского кредитования.

«Кредит особо нуждающимся» – экономически обоснованный «проект», но он тоже в «чёрном списке». Заемщики этой категории прибегают к незарегистрированным или нелегальным рынкам – организациям, занимающимся теневой банковской деятельностью или к тротуарным кредиторам, предлагающим астрономически высокие процентные ставки.
Рыночные ставки выходят за пределы верхней (кредитной) границы официальных каналов (не эталонная ставка). Согласно докладу Совета по финансовой стабильности прошлого месяца, теневой банковский сектор Китая в настоящее время является третьим по величине в мире. По данным китайских «мозговых центров», текущие активы сектора оцениваются в 4,9-6,5 триллиона долларов относительно ВВП в 9,2 триллиона по состоянию на 2013 год.

(Теневой банковский сектор представляет собой обширную сеть кредитования, существующую вне официальных каналов китайской банковской системы. Так, финансирование осуществляется посредством онлайн-платформ, агентств кредитных гарантий, микрокредитных организаций и даже самих банков, которые проводят операции, не отражая их на балансе, что часто проделывается за счёт «продуктов управления капиталом» (WMP) и даже кредитных писем).

Эффект мультипликатора в командной экономике выражен слабо

На минувших выходных Китайский центральный банк опубликовал заявление, в котором говорилось, что экономика находится под давлением и что встала необходимость решать непростые финансовые задачи, направленные на стабилизацию роста и поддержку малого бизнеса. Целью снижения ставок является «возвращение реальных процентных ставок к желаемому уровню и сокращение расходов на финансирование, с которыми приходится сталкиваться многим предприятиям».

Но как долго мера снижения ставок сможет генерировать рост, оказывать поддержку среднему и малому бизнесам, создавать новые рабочие места и увеличивать активность потребителей (как подчёркивается в заявлении), пока неизвестно, учитывая своеобразие финансовой среды Китая.

Эффект мультипликатора «дешёвых денег» выражен слабо в той экономике, где:

• Государственные приоритеты и политический статус открывают двери для получения кредита
• Нелегальный банковский сектор финансирует значительную часть реальной экономики
• Кредиты играют относительно маленькую роль для сектора частного потребления Китая
• Кредиторы больше не горят желанием брать на себя расходы по финансированию социальной политики

Банки в Китае всегда были и остаются посредниками в государственной политике. В 2008 году они с энтузиазмом принялись за это дело. Помощь правительству в реализации масштабного пакета мер по стимулированию экономики обещало существенный рост кредитования и крупную прибыль.

Но сейчас всё меняется. Сегодня соблюдение директив часто подразумевает под собой кредитование с высоким риском и низкой степенью доходности заёмщиков и гораздо больше бумажной работы, чем прибыли.

Учитывая, что банки не гонятся за высокорисковым бизнесом с низким уровнем прибыли, а государственная задолженность продолжает расти, снижение ставок в выходные вряд ли сможет вызвать столь желанный рост кредитования без таких дополнительных мер, как активное вмешательство правительства.

В действительности, объёмы нового кредитования снизились, даже несмотря на начало «скрытого» монетарного стимулирования и понижение ставок по ипотечным кредитам. В первом полугодии размер новых кредитов в юанях вырос на 13 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но за четыре месяца, завершившихся октябрём, сократился на 7,8 процента в годовом исчислении. За первые 10 месяцев года индикатор роста кредитования поднялся до 5,7 процента относительно показателя в 7,7 процента, зафиксированного за тот же период в 2013 году.

Структурное реформирование – ключ к устойчивому росту. Но для этого необходимы время и, что более важно, политический консенсус. Для достижения «новой нормы» в показателе экономического роста Китаю может потребоваться ещё несколько лет.

http://ru.tradingfloor.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу