23 декабря 2014 Вести Экономика
Сильное падение цен на нефть означает, что инфляция в США упадет даже ниже 2%, хотя это целевой уровень ФРС. В теории это должно означать усиление угрозы дефляции, но вот риски для экономики не такие уж высокие.
В теоретических моделях экономистов инфляция, как правило, рассматривается как состояние, при котором заработные платы и цены на потребительские товары растут одинаково. Для данной номинальной процентной ставки чем ниже инфляция, тем выше стоимость заимствования.
С краткосрочной номинальной процентной ставкой, которая все еще находится вблизи нуля, снижение инфляции может препятствовать росту расходов, чего ФРС явно не хочет в нынешней экономической ситуации.
Но, как правило, для потребителей инфляция означает другой процесс. Когда люди говорят об инфляции, они думают, что это ситуация, когда стоимость товаров и услуг растет в отличие от заработной платы. Поэтому неудивительно, что граждане не понимают чиновников ФРС, которые говорят о необходимости усиления инфляционных процессов.
И падение цен на нефть этой осенью может быть угрозой для планов ФРС. Средняя розничная цена бензина сейчас составляет около $2,4 за галлон. В прошлом году американские потребители и компании купили 135 млрд галлонов бензина по средней цене $3,6.
Если стоимость бензина сейчас не будет меняться, а американцы купят столько же бензина, то это сэкономит населению около $160 млрд, и эти средства могут пойти на другие цели. Если рассмотреть эту сумму с точки зрения американских домохозяйств, то на каждое из 116 млн домохозяйств приходится $1400.
Особенно это хорошо для семей с низкими доходами, которые тратят гораздо большую часть своих средств на энергоносители.
Исторически потребители реагируют на такие обстоятельства достаточно своеобразно. В частности, они все более активно совершают дорогостоящие покупки, а это играет огромную роль в циклических экономических колебаниях.
Получается, что любая дефляция, связанная с падением цен на бензин, не будет препятствовать совокупному спросу. Это также дает ФРС определенное пространство, чтобы повременить с повышением ставок для стимулирования инфляции.
Цены на бензин в США в прошлом месяце рухнули на 6,6% - это самое значительное снижение с декабря 2008 г. В результате в ноябре 2014 г. потребительские цены упали на 0,3% в месячном выражении. И это самое сильное падение с декабря 2008 г.
Рост потребительских цен в годовом выражении составил 1,3%, став минимальным с февраля, при ожидавшемся экспертами повышении на 1,4%.
Цены без учета стоимости энергоносителей и продуктов питания (индекс Core CPI) в ноябре увеличились на 0,1% относительно предыдущего месяца и на 1,7% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Экономисты ожидали повышения первого показателя на 0,1%, второго - на 1,8%.
Устойчиво низкая инфляция в США позволяет Федеральной резервной системе (ФРС), которая в среду завершает очередное заседание, не спешить с подъемом базовой ставки, остающейся около нулевого уровня с 2008 г.
Почти 70% от экономики США, размер которой составляет $16,8 трлн, приходится на потребительские расходы. Очевидно, что экономика должна получить ощутимый импульс.
Большинство руководителей ФРС считают, что инфляция снизится в краткосрочной перспективе отчасти в связи с падением цен на нефть. Однако, несмотря на это, FOMC ожидает движения инфляции в сторону целевого уровня в 2% в среднесрочной перспективе.
Более того, рост экономики США может оказаться намного ниже ожиданий. Одной из главных причин замедления восстановления экономики является крепкий доллар.
Ситуация в Европе
В связи с сильным падением цен на бензин и дизельное топливо автомобилисты потратили на заправку в этом году примерно на 5 млрд евро меньше, чем в 2013 г., пишет газета Bild am Sonntag.
При этом рост потребительских цен в валютном блоке держится ниже 1% уже 14 месяцев подряд, причем с июля показатель остается ниже 0,5%. Европейский центральный банк таргетирует инфляцию на уровне "чуть ниже 2%".
Руководство ЕЦБ с июня 2014 г. пошло на масштабные шаги для предотвращения дефляции в регионе и стимулирования экономического подъема.
ЕЦБ уже предпринимал неоднократные усилия, периодически вбрасывая в систему свежие деньги в том или ином виде. Ставки также находятся на рекордно низком уровне, но все это не имеет никакого эффекта. Экономика продолжает замедляться.
Снижение зарплат и общее дефляционное давление в еврозоне сводят на нет все попытки ЕЦБ разогнать инфляцию. И хотя многие еще с нетерпением ждут от ЕЦБ новых стимулов, ясно, что каждый раз отдача от потраченных средств уменьшается.
На следующем графике изображена динамика стоимости оплаты труда и инфляции, которая наглядно показывает растущие сложности, стоящие перед европейской экономикой.
Еще одна проблема европейской программы QE - Германия. Большая часть финансирования таких стимулов падает на плечи именно этой страны, и глава Бундесбанка Йенс Вайдман пытается всячески препятствовать запуску стимулов.
http://www.vestifinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
В теоретических моделях экономистов инфляция, как правило, рассматривается как состояние, при котором заработные платы и цены на потребительские товары растут одинаково. Для данной номинальной процентной ставки чем ниже инфляция, тем выше стоимость заимствования.
С краткосрочной номинальной процентной ставкой, которая все еще находится вблизи нуля, снижение инфляции может препятствовать росту расходов, чего ФРС явно не хочет в нынешней экономической ситуации.
Но, как правило, для потребителей инфляция означает другой процесс. Когда люди говорят об инфляции, они думают, что это ситуация, когда стоимость товаров и услуг растет в отличие от заработной платы. Поэтому неудивительно, что граждане не понимают чиновников ФРС, которые говорят о необходимости усиления инфляционных процессов.
И падение цен на нефть этой осенью может быть угрозой для планов ФРС. Средняя розничная цена бензина сейчас составляет около $2,4 за галлон. В прошлом году американские потребители и компании купили 135 млрд галлонов бензина по средней цене $3,6.
Если стоимость бензина сейчас не будет меняться, а американцы купят столько же бензина, то это сэкономит населению около $160 млрд, и эти средства могут пойти на другие цели. Если рассмотреть эту сумму с точки зрения американских домохозяйств, то на каждое из 116 млн домохозяйств приходится $1400.
Особенно это хорошо для семей с низкими доходами, которые тратят гораздо большую часть своих средств на энергоносители.
Исторически потребители реагируют на такие обстоятельства достаточно своеобразно. В частности, они все более активно совершают дорогостоящие покупки, а это играет огромную роль в циклических экономических колебаниях.
Получается, что любая дефляция, связанная с падением цен на бензин, не будет препятствовать совокупному спросу. Это также дает ФРС определенное пространство, чтобы повременить с повышением ставок для стимулирования инфляции.
Цены на бензин в США в прошлом месяце рухнули на 6,6% - это самое значительное снижение с декабря 2008 г. В результате в ноябре 2014 г. потребительские цены упали на 0,3% в месячном выражении. И это самое сильное падение с декабря 2008 г.
Рост потребительских цен в годовом выражении составил 1,3%, став минимальным с февраля, при ожидавшемся экспертами повышении на 1,4%.
Цены без учета стоимости энергоносителей и продуктов питания (индекс Core CPI) в ноябре увеличились на 0,1% относительно предыдущего месяца и на 1,7% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Экономисты ожидали повышения первого показателя на 0,1%, второго - на 1,8%.
Устойчиво низкая инфляция в США позволяет Федеральной резервной системе (ФРС), которая в среду завершает очередное заседание, не спешить с подъемом базовой ставки, остающейся около нулевого уровня с 2008 г.
Почти 70% от экономики США, размер которой составляет $16,8 трлн, приходится на потребительские расходы. Очевидно, что экономика должна получить ощутимый импульс.
Большинство руководителей ФРС считают, что инфляция снизится в краткосрочной перспективе отчасти в связи с падением цен на нефть. Однако, несмотря на это, FOMC ожидает движения инфляции в сторону целевого уровня в 2% в среднесрочной перспективе.
Более того, рост экономики США может оказаться намного ниже ожиданий. Одной из главных причин замедления восстановления экономики является крепкий доллар.
Ситуация в Европе
В связи с сильным падением цен на бензин и дизельное топливо автомобилисты потратили на заправку в этом году примерно на 5 млрд евро меньше, чем в 2013 г., пишет газета Bild am Sonntag.
При этом рост потребительских цен в валютном блоке держится ниже 1% уже 14 месяцев подряд, причем с июля показатель остается ниже 0,5%. Европейский центральный банк таргетирует инфляцию на уровне "чуть ниже 2%".
Руководство ЕЦБ с июня 2014 г. пошло на масштабные шаги для предотвращения дефляции в регионе и стимулирования экономического подъема.
ЕЦБ уже предпринимал неоднократные усилия, периодически вбрасывая в систему свежие деньги в том или ином виде. Ставки также находятся на рекордно низком уровне, но все это не имеет никакого эффекта. Экономика продолжает замедляться.
Снижение зарплат и общее дефляционное давление в еврозоне сводят на нет все попытки ЕЦБ разогнать инфляцию. И хотя многие еще с нетерпением ждут от ЕЦБ новых стимулов, ясно, что каждый раз отдача от потраченных средств уменьшается.
На следующем графике изображена динамика стоимости оплаты труда и инфляции, которая наглядно показывает растущие сложности, стоящие перед европейской экономикой.
Еще одна проблема европейской программы QE - Германия. Большая часть финансирования таких стимулов падает на плечи именно этой страны, и глава Бундесбанка Йенс Вайдман пытается всячески препятствовать запуску стимулов.
http://www.vestifinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу