25 декабря 2014 Вести Экономика
К 2015 г. российская экономика подходит в очень тяжелом состоянии, что в значительной и наиболее фундаментальной степени обусловлено даже не санкциями и падением цен на нефть, а структурным кризисом. Возводимая с начала 2000-х гг. экономика государственно-монополистического капитализма, ориентированная преимущественно на освоение нефтегазовой выручки, начала давать недвусмысленные сигналы о сильнейшем структурном кризисе в 2012-2013 гг., когда обозначился тренд на затухание экономического роста.
Рецессия, в которую войдет экономика России в 2015 г., может продлиться и в 2016-2017 гг. даже в сценарии роста цен на нефть до $70 за баррель, говорится в периодическом обзоре Центра развития НИУ ВШЭ.
Центр развития представил в докладе свой прогноз экономического развития экономики на ближайшую трехлетку в двух сценариях - при среднегодовой цене нефти Urals $70 за баррель с 2015 по 2017 гг. (сценарий "70") и при цене нефти $50 (сценарий "50").
К 2015 г. российская экономика подходит в очень тяжелом состоянии, что в значительной и наиболее фундаментальной степени обусловлено даже не санкциями и падением цен на нефть, а структурным кризисом. Возводимая с начала 2000-х гг. экономика государственно-монополистического капитализма, ориентированная преимущественно на освоение нефтегазовой выручки, начала давать недвусмысленные сигналы о сильнейшем структурном кризисе в 2012-2013 гг., когда обозначился тренд на затухание экономического роста.
Повышение цены нефти с установившегося в декабре уровня $60 до $70 в среднем за 2015 г. лишь несколько смягчит падение экономики. Во-первых, новый уровень цен на нефть останется на 35% ниже первого полугодия 2014 г. Во-вторых, начнут проявляться основные последствия западных санкций.
Сохранение оттока капитала на высоком уровне не позволит рублю укрепиться. Девальвировавший рубль, разогнавший инфляцию в 2014 г. до 10%, не даст ей опуститься ниже этого уровня и в 2015 г. Лишь в 2016 г. инфляция, при стабильном курсе рубля и проведении Банком России политики инфляционного таргетирования, опустится до 5-6%, а затем и до 4%.
Инфляционная волна 2014-2015 гг. вкупе с общеэкономическим спадом и низкими темпами индексации зарплат бюджетников приведет к падению зарплат в реальном выражении в 2015 г. примерно на 6%, в 2016 г. - на 4%, с последующим выходом на стабильный уровень.
Падение доходов населения и сворачивание потребительского кредитования не позволит поддерживать прежний уровень потребления товаров и услуг. Розничный товарооборот упадет за 2015 г. на 5-6% и на 3% в 2016 г. Аналогично, хотя, скорее всего, и не так сильно, снизится объем платных услуг населению.
По оценке ВШЭ, падение ВВП РФ в сценарии "70" составит 3,6% в 2015 г., 2,9% в 2016 г. и 1% в 2017 г.
"Таким образом, при ценах на нефть $70 рецессия может принять затяжной характер. За три года совокупный выпуск экономики сократится примерно на 7% и вернется к уровням 2010-2011 гг. Уровень средней зарплаты в реальном выражении за три года опустится примерно на 10% до уровней 2011-2012 гг., считают эксперты Центра развития ВШЭ.
Содержательно ход развития кризиса в сценарии "50" практически не отличается от сценария "70", меняется лишь глубина падения и масштабы вынужденного использования средств ФНБ для поддержки экономики.
При цене нефти Urals в $50 трехлетнее падение ВВП будет еще более сильным, чем в сценарии "70". По прогнозу ВШЭ, самое существенное падение придется на 2015 г., когда ВВП сократится на 6,5%. В 2016 г. темп падения замедлится до 4,4%, а в 2017 г. - до 0,6%. "Всего же за три года российская экономика сократится на 10-12% и вплотную приблизится к уровням кризисного дна 2009 г. Уровень средней зарплаты в экономике за три года сократится на 15-20% и вернется к уровню 2010 г.
Вероятность двух-трехлетней рецессии столь велика, и получающийся в прогнозе спад столь велик, что Россия может кардинально ухудшить свое положение в мире не только как выгодного рынка, но хотя бы как перспективного.
Полученные в ходе оценки сценариев результаты указывают то, что российская экономика попала в такие внешние и внутренние условия, в рамках которых ей по-настоящему трудно будет развиваться (перед этим откатившись назад на 5 лет). Обращаясь к опыту прошлых кризисов - дефолту 1998 г., финансовому кризису 2008-2009 гг., - можно было бы легкомысленно допустить, что даже при весьма драматическом развитии событий и из нынешнего кризиса вероятен быстрый, за один год, выход с последующим ростом. У нас есть серьезные опасения на этот счет.
По мнению аналитиков Центра развития, в отношении кризиса, начинающегося в 2014 г., сразу несколько признаков указывают на низкую вероятность его скорого разрешения.
Во-первых, нам видится маловероятным отход российской экономики от действующей уже почти 15 лет модели роста, основанной на освоении сырьевой ренты, в сторону диверсификации экономики. Во-вторых, поскольку вектор внешней политики России под влиянием санкций не изменился, вероятность их сохранения или даже ужесточения в ближайшие годы очень велика.
В-третьих, падение цен на нефть, значительно увеличивающее глубину предстоящего экономического спада, обусловлено не временным дисбалансом спроса и предложения, как это было в 1998 и 2008-2009 гг., а спровоцированным сланцевой революцией завершением 40-летней вехи монополизма ОПЕК на мировом рынке нефти.
Тем не менее период низких цен на нефть дает и шанс для естественной адаптации структуры экономики, постепенного избавления от эффекта ресурсного проклятия благодаря относительному снижению издержек и повышению ценовой конкурентоспособности отечественных производителей. Однако воспользоваться этими возможностями удастся лишь на траектории движения от государственно-монополистического капитализма в сторону конкурентной рыночной экономики, характеризующейся низким уровнем регулирования, усилением правовых институтов и экономических контактов с передовыми странами.
http://www.vestifinance.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу