26 февраля 2015 Финмаркет

Так, ЕК хочет получить значительную часть суверенных полномочий государств ЕС для проведения внешней энергополитики союза. "Когда ЕС обсуждает соглашения со странами, которые важны с точки зрения безопасности энергопоставок, Еврокомиссия намерена в приоритетном порядке обсуждать вопросы доступа к ресурсам",— говорится в документе. Показателен и список потенциальных партнеров ЕС. По мнению ЕК, союзу нужно добиться стратегического сотрудничества с Алжиром, Турцией, Азербайджаном, Туркменией и странами Ближнего Востока. Вице-президент ЕК по энергосоюзу Марош Шефчович даже заявил вчера, что в будущем надеется на поставки газа из Ирана (находится под санкциями, в том числе и европейскими) и Ирака. Трехсторонний меморандум о взаимопонимании по строительству Транскаспийского газопровода между Туркменией и Азербайджаном (с дальнейшим экспортом в Европу) ЕК собирается подписать уже в этом году.
Зато Россия — крупнейший поставщик нефти, нефтепродуктов и газа и один из крупнейших поставщиков угля и ядерного топлива в ЕС — в число стратегических партнеров не вошла. "ЕС рассмотрит переформатирование энергетических отношений с Россией, когда сложатся подходящие условия",— это единственное упоминание страны в документе.
Вместе с тем в нем подробнее всего освещены задачи диверсификации поставок именно в тех сферах, где зависимость от России наиболее велика. Так, уголь вообще не фигурирует, нефть упомянута вскользь. Основное внимание уделено газу, также ЕК предлагает ужесточить контроль над ядерными проектами и контрактами. Страны ЕС уже обязаны подробно информировать ЕК о деталях инвестиционных проектов в атомной сфере — например, при строительстве новых энергоблоков, рассказывает источник газеты на европейском энергорынке. Однако речь идет только об уведомлении.
Наиболее существенным для будущих отношений с РФ является желание ЕК на самой ранней стадии получать информацию о готовящихся межправительственных соглашениях в сфере энергетики между государствами ЕС и третьими странами. Сейчас ЕК получает копии таких соглашений только после их подписания. Комиссия хочет участвовать в переговорах и влиять на содержание соглашений — в частности, включать в них некие "стандартные условия".
Контроль ЕК над условиями контрактов может дать тот же эффект, что и гораздо менее реальная идея о консолидации закупок газа в ЕС. Похожий механизм уже несколько десятилетий действует в атомной отрасли: Euratom (работает с 1957 года) и входящее в него управление по поставкам (ESA) создавались, по сути, как единый закупщик ядерных материалов и технологий для стран, позднее составивших ЕС. На практике ESA работает по "упрощенной процедуре": контракты заключают компании или правительства, а управление их "соподписывает". Но ESA вправе корректировать контракты.
Источники "Коммерсанта" в отрасли и аналитики пока сомневаются, что все идеи ЕК будут реализованы.
"Еврокомиссия с помощью энергосоюза хочет получить больше полномочий во внешней политике, но очень сомнительно, что многие государства ЕС готовы отказаться от суверенитета в этой сфере",— говорит старший аналитик Vygon Consulting Мария Белова. По ее мнению, не найдет идея поддержки и в отрасли. Собеседники издания в европейских газовых компаниях действительно отнеслись к новому плану скептически, особенно их возмутило предложение публиковать условия контрактов. "Последние десять лет Брюссель говорил рынку, что нам нужно больше конкуренции и гибкости, а теперь нам предлагают нечто очень похожее на госрегулирование отрасли",— говорит один из источников.
http://www.finmarket.ru/ Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
