27 февраля 2015 Однако
Чуть менее года назад мы обсуждали начавшуюся тогда реформу «Нафтогаза», которая подразумевала, в том числе, и вывод газотранспортного подразделения в отдельную компанию. И хотя были основания предполагать, что процесс пойдёт под иностранным руководством, скорее положительно оценивали эти изменения.
Основная причина для оптимизма (которая перевешивала бы негатив) была следующая: после реформирования «Нафтогаза» по образцу европейского газового рынка «Газпром» сможет заключать договора на поставки газа не для всей Украины, а для конкретных субъектов экономической деятельности. А значит — через дифференциацию цен сможет влиять на экономические взаимосвязи тех или иных областей или предприятий с Россией.
Вскоре начались известные военные события, газовый спор между «Газпромом» и «Нафтогазом» и т.д., и т.п. Реформа по понятным причинам застопорилась, хотя буквально на днях разговоры о реорганизации «нефтегазового монстра» на Украине возобновились.
Так или иначе, хотя реформа «Нафтогаза» так и не была проведена, через год к новой схеме взаимодействия с частью украинской территории (ДНР/ЛНР) «Газпром» всё же пришёл — с поправкой на текущую особую ситуацию.
Напомним кратко канву событий последней недели, когда противостояние на газовом фронте усилилось.
Сначала «Нафтогаз» под вымышленным или реальным (не так важно) предлогом перекрывает поставки газа в ДНР/ЛНР. В ответ «Газпром» начинает экспорт газа в этот регион через пункты «Платово» и «Прохоровка», находящиеся на границе России и Луганской/Донецкой областей. В последние годы эти пункты не использовались — не было необходимости.
Кроме того, российская монополия ещё немного «потроллила» «Нафтогаз», заявив, что будет учитывать поставляемый напрямую в ДНР/ЛНР газ в общем объёме украинских поставок.
В ответ «Нафтогаз» делает суточную заявку на поставку — 114 млн кубометров — это максимальный суточный объём по «зимнему пакету». А до этого средний суточный импорт составлял около 40–50 млн кубометров. «Газпром» заявку не выполняет в полном объёме, аргументируя, что тогда предоплата сразу закончится, а новой пока не поступало.
Действительно, у «Нафтогаза» заканчиваются объёмы предоплаты за газ. Вносить новую порцию денег Киев отказывается, по крайней мере, до тех пор, пока «Газпром» будет осуществлять прямые поставки в ДНР и ЛНР.
Всё это происходит на фоне снижения запасов в укрПХГ, а суточные отборы снизились до уровня в 28 млн кубометров в сутки: неясно — это уже ограничения хранилищ или больше сейчас просто не нужно. С «реверсами» — пока всё нормально.
Но теперь уже и европейские хранилища (как и ожидалось) сильно опустели. В абсолютных значениях газа там меньше, чем год назад в конце отопительного сезона — а до этого ещё месяц. ЕС боится сбоев в транзите.
В результате Еврокомиссия занервничала и предложила считать поставки на Донбасс отдельно от украинских. Хотя, конечно, с политической точки зрения — это удар по украинскому суверенитету.
В свою очередь, «Газпром» согласился вывести за рамки обсуждения поставки газа на Донбасс. Одновременно объявлено, что рассматривается возможность бесплатных поставок газа в этот регион.
Скажем прямо — в «обмене любезностями» между двумя газовыми компаниями не просматривается явной логики. Какие цели преследовал «Нафтогаз», принимая описанные выше решения, — строго говоря, неясно (хотя спекуляций можно придумать массу).
Действительно ли был настроен «Газпром» перевести Донбасс на «гуманитарный газ» — или монополия хотела бы, чтобы за поставки в ДНР/ЛНР по-прежнему отчитывался «Нафтогаз»?
Но по факту — ситуация разрешилась наиболее благоприятным образом.
А «газовый отрыв» — который, повторимся, обсуждался нами год назад как разумная стратегия реинтеграции Украины в зону российского влияния — произошёл, хотя и в условиях чрезвычайной ситуации.
Так или иначе создаётся важный прецедент — когда цена на газ на территории Украины для той или иной группы потребителей определяется без посредника в виде «Нафтогаза». И с ухудшением экономической ситуации, ростом цен на газ всё больше областей/предприятий задумаются о том, что возможны и поставки более дешёвого газа. Правда, почему-то не из Европы.
Цена вопроса (российских финансовых потерь) уже озвучена. При гуманитарных поставках 12 млн кубометров в день (около 4,5 млрд кубометров в год) — это 4 млн долларов в день. Но это бухгалтерский счёт.
С одной стороны, «лишнего» газа (свободных добычных мощностей) у «Газпрома» на уже запущенных месторождениях хватает. А операционные затраты на добычу и транспортировку — невелики.
С другой стороны, смог бы «Газпром» получить деньги за поставленный на Донбасс газ? И если бы смог, то нужно ли это делать?
«Нафтогаз», который практически банкрот, обвиняет территорию ДНР/ЛНР в неплатежах. А значит, в какой-то момент, чтобы спасти своё финансовое положение, будет просто отключать неплательщиков (как и в других регионах). Если же непризнанные республики будут платить, то это ляжет дополнительным бременем на разрушенный регион.
Остаётся вопрос — почему решение об альтернативном канале поставок принято именно сейчас, когда руководством нашей страны всё же взята установка проводить курс на сохранение «единой Украины», пусть и со значительной автономией регионов.
А ведь ещё несколько месяцев назад, когда казалось, что субъектность ДНР и ЛНР будет только увеличиваться, да и разговоры об альтернативной трубе из России для ДНР/ЛНР в блоггерских кругах шли вовсю, этого сделать не удалось. Хотя указанные газоизмерительные станции существовали уже давно.
Один из ответов — возможные прямые поставки российского газа в ДНР/ЛНР были бы восприняты Западом как нарушение украинского суверенитета и повлекли бы новые жёсткие санкции.
В таком случае вышеописанная канва событий этой недели — либо удачное совпадение, либо качественная многоходовка, позволившая наладить прямые поставки российского газа на Донбасс фактически с согласия Еврокомиссии.
Но, возможно, есть ещё один фактор.
Если взглянуть на карту, видно, что газ на газоизмерительные станции «Платово» и «Прохоровка» поступает из южных регионов РФ. Ещё недавно юг России был дефицитный по газу из-за недостатка трубопроводных мощностей — на той же карте виден транзитный трубопровод через восток Украины с севера на юг России.
Но сейчас постепенно достраиваются и запускаются в строй элементы «Южного коридора» — сухопутной части «Южного/Турецкого потока». В задачи «Южного коридора», помимо экспортной составляющей, входит и создание необходимого объёма трубопроводных мощностей для внутреннего спроса. Это приведёт к достатку газа на юге России, а потому позволит запустить альтернативное газоснабжение восточных регионов Украины.
Основная причина для оптимизма (которая перевешивала бы негатив) была следующая: после реформирования «Нафтогаза» по образцу европейского газового рынка «Газпром» сможет заключать договора на поставки газа не для всей Украины, а для конкретных субъектов экономической деятельности. А значит — через дифференциацию цен сможет влиять на экономические взаимосвязи тех или иных областей или предприятий с Россией.
Вскоре начались известные военные события, газовый спор между «Газпромом» и «Нафтогазом» и т.д., и т.п. Реформа по понятным причинам застопорилась, хотя буквально на днях разговоры о реорганизации «нефтегазового монстра» на Украине возобновились.
Так или иначе, хотя реформа «Нафтогаза» так и не была проведена, через год к новой схеме взаимодействия с частью украинской территории (ДНР/ЛНР) «Газпром» всё же пришёл — с поправкой на текущую особую ситуацию.
Напомним кратко канву событий последней недели, когда противостояние на газовом фронте усилилось.
Сначала «Нафтогаз» под вымышленным или реальным (не так важно) предлогом перекрывает поставки газа в ДНР/ЛНР. В ответ «Газпром» начинает экспорт газа в этот регион через пункты «Платово» и «Прохоровка», находящиеся на границе России и Луганской/Донецкой областей. В последние годы эти пункты не использовались — не было необходимости.
Кроме того, российская монополия ещё немного «потроллила» «Нафтогаз», заявив, что будет учитывать поставляемый напрямую в ДНР/ЛНР газ в общем объёме украинских поставок.
В ответ «Нафтогаз» делает суточную заявку на поставку — 114 млн кубометров — это максимальный суточный объём по «зимнему пакету». А до этого средний суточный импорт составлял около 40–50 млн кубометров. «Газпром» заявку не выполняет в полном объёме, аргументируя, что тогда предоплата сразу закончится, а новой пока не поступало.
Действительно, у «Нафтогаза» заканчиваются объёмы предоплаты за газ. Вносить новую порцию денег Киев отказывается, по крайней мере, до тех пор, пока «Газпром» будет осуществлять прямые поставки в ДНР и ЛНР.
Всё это происходит на фоне снижения запасов в укрПХГ, а суточные отборы снизились до уровня в 28 млн кубометров в сутки: неясно — это уже ограничения хранилищ или больше сейчас просто не нужно. С «реверсами» — пока всё нормально.
Но теперь уже и европейские хранилища (как и ожидалось) сильно опустели. В абсолютных значениях газа там меньше, чем год назад в конце отопительного сезона — а до этого ещё месяц. ЕС боится сбоев в транзите.
В результате Еврокомиссия занервничала и предложила считать поставки на Донбасс отдельно от украинских. Хотя, конечно, с политической точки зрения — это удар по украинскому суверенитету.
В свою очередь, «Газпром» согласился вывести за рамки обсуждения поставки газа на Донбасс. Одновременно объявлено, что рассматривается возможность бесплатных поставок газа в этот регион.
Скажем прямо — в «обмене любезностями» между двумя газовыми компаниями не просматривается явной логики. Какие цели преследовал «Нафтогаз», принимая описанные выше решения, — строго говоря, неясно (хотя спекуляций можно придумать массу).
Действительно ли был настроен «Газпром» перевести Донбасс на «гуманитарный газ» — или монополия хотела бы, чтобы за поставки в ДНР/ЛНР по-прежнему отчитывался «Нафтогаз»?
Но по факту — ситуация разрешилась наиболее благоприятным образом.
А «газовый отрыв» — который, повторимся, обсуждался нами год назад как разумная стратегия реинтеграции Украины в зону российского влияния — произошёл, хотя и в условиях чрезвычайной ситуации.
Так или иначе создаётся важный прецедент — когда цена на газ на территории Украины для той или иной группы потребителей определяется без посредника в виде «Нафтогаза». И с ухудшением экономической ситуации, ростом цен на газ всё больше областей/предприятий задумаются о том, что возможны и поставки более дешёвого газа. Правда, почему-то не из Европы.
Цена вопроса (российских финансовых потерь) уже озвучена. При гуманитарных поставках 12 млн кубометров в день (около 4,5 млрд кубометров в год) — это 4 млн долларов в день. Но это бухгалтерский счёт.
С одной стороны, «лишнего» газа (свободных добычных мощностей) у «Газпрома» на уже запущенных месторождениях хватает. А операционные затраты на добычу и транспортировку — невелики.
С другой стороны, смог бы «Газпром» получить деньги за поставленный на Донбасс газ? И если бы смог, то нужно ли это делать?
«Нафтогаз», который практически банкрот, обвиняет территорию ДНР/ЛНР в неплатежах. А значит, в какой-то момент, чтобы спасти своё финансовое положение, будет просто отключать неплательщиков (как и в других регионах). Если же непризнанные республики будут платить, то это ляжет дополнительным бременем на разрушенный регион.
Остаётся вопрос — почему решение об альтернативном канале поставок принято именно сейчас, когда руководством нашей страны всё же взята установка проводить курс на сохранение «единой Украины», пусть и со значительной автономией регионов.
А ведь ещё несколько месяцев назад, когда казалось, что субъектность ДНР и ЛНР будет только увеличиваться, да и разговоры об альтернативной трубе из России для ДНР/ЛНР в блоггерских кругах шли вовсю, этого сделать не удалось. Хотя указанные газоизмерительные станции существовали уже давно.
Один из ответов — возможные прямые поставки российского газа в ДНР/ЛНР были бы восприняты Западом как нарушение украинского суверенитета и повлекли бы новые жёсткие санкции.
В таком случае вышеописанная канва событий этой недели — либо удачное совпадение, либо качественная многоходовка, позволившая наладить прямые поставки российского газа на Донбасс фактически с согласия Еврокомиссии.
Но, возможно, есть ещё один фактор.
Если взглянуть на карту, видно, что газ на газоизмерительные станции «Платово» и «Прохоровка» поступает из южных регионов РФ. Ещё недавно юг России был дефицитный по газу из-за недостатка трубопроводных мощностей — на той же карте виден транзитный трубопровод через восток Украины с севера на юг России.
Но сейчас постепенно достраиваются и запускаются в строй элементы «Южного коридора» — сухопутной части «Южного/Турецкого потока». В задачи «Южного коридора», помимо экспортной составляющей, входит и создание необходимого объёма трубопроводных мощностей для внутреннего спроса. Это приведёт к достатку газа на юге России, а потому позволит запустить альтернативное газоснабжение восточных регионов Украины.
http://www.odnako.org/ Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба