Сбербанк догнал JP Morgan по стоимости бренда
Бренд Сбербанка, по оценкам агентства V-RATIO, стоит 6,2 млрд долл. — столько же, сколько стоил бренд JP Morgan, когда в 2000 году его покупал Chase Manhattan. По словам оценщиков, стоимость бренда — параметр, который легко рассчитать исходя из экономических характеристик банка. Однако участники рынка считают, что значительную долю в стоимости бренда Сбербанка составляет более чем столетняя история банка, бухгалтерской оценке поддающаяся с трудом.
Основанное в 1991 году агентство V-RATIO Business Consulting Company специализируется на оказании консалтинговых услуг в области управления стоимостью компаний. Стоимость брендов оценивается по специально разработанной методике. По данным компании, ее клиентами являются администрация президента, Банк России, Минфин, МНС, правительство Москвы, ЛУКОЙЛ, группа «Альфа», «Интеррос», АФК «Система» и другие.
В прошлую пятницу консалтинговая компания V-RATIO опубликовала результаты исследования по стоимости брендов российских банков и компаний за 2006 год. Управляющий партнер V-RATIO Олег Чернозуб пояснил РБК daily: «Для оценки стоимости брендов мы использовали метод дисконтированных денежных потоков, по которому предметом исследования являлась стоимость экономических эффектов будущих периодов. То есть мы изучали, сколько сможет заработать этот бренд в будущем для своего собственника».
Согласно исследованию стоимость бренда Сбербанка оценивается в 6,2 млрд долл. Оценка бренда Сбербанка агентством V-RATIO значительно превышает оценки других компаний. Так, например, брендинговая компания Interbrand Zintzmeyer & Lux AG оценила в 2006 году бренд Сбербанка примерно в 380 млн долл., а бренд Росбанка — в 52,7 млн долл., то есть всего в 7,2 раза меньше стоимости бренда Сбербанка. Агентство V-RATIO в свою очередь оценило бренд Росбанка в 288 млн долл., то есть в 21,5 раза меньше, чем бренд Сбербанка. В то же время в пятницу по итогам закрытия торгов на бирже РТС рыночная капитализация Сбербанка составила 69,73 млрд долл., а Росбанка — 4,3 млрд долл., то есть в 16,2 раза меньше капитализации Сбербанка.
Участники рынка затрудняются в оценке предложенной V-RATIO стоимости бренда Сбербанка. «Сложно сказать, 6,2 млрд долл. для бренда Сбербанка — это много или мало, — говорит председатель правления Оргрэсбанка Игорь Коган. — Это лучше, чем 5 млрд долл., но хуже, чем 7 млрд долл.».
Директор управления по работе с частным капиталом Credit Suisse Алексей Родзянко считает, что справедливая оценка бренда — задача трудная, если вообще выполнимая. «Сказать, что бренд оценили справедливо, можно было бы только в том случае, если бы существовали прецеденты покупки только имени банка, когда все активы оставались бы прежним владельцам, — отмечает г-н Родзянко. — Однако в мировой банковской истории таких случаев не было или по крайней мере они мне неизвестны. Поэтому оценка бренда — это всегда в каком-то смысле теоретический эксперимент». Тем более, по его словам, трудно оценить бренд Сбербанка, «ведь Сбербанк — банк уникальный в России, а Россия — особая страна».
И все же некоторые исторические параллели провести можно. «В 2000 году происходило слияние Chase Manhattan Corp. и JP Morgan & Co., и Chase Manhattan заплатил за покупку JP Morgan 36 млрд долл., в то время как рыночная капитализация банка составляла 30,24 млрд долл. То есть фактически почти 6 млрд долл. Chase Manhattan заплатил за бренд JP Morgan, который остался в названии новой корпорации и JP Morgan Chase», — считает Алексей Родзянко.
При этом участники рынка полагают, что последняя оценка бренда Сбербанка вполне справедлива, однако оправдывается в основном нефинансовыми параметрами банка. «Для Сбербанка такая оценка бренда вполне адекватная и нисколько не заниженная. Ведь за Сбербанком стоит огромная история», — полагает исполнительный директор финансовой корпорации «Уралсиб» Александр Вихров. «Это единственный в своем роде исторический банковский бренд в России, стоимость которого заработана многими и многими годами работы. Всем гражданам России, да и СССР известно имя «Сберкасса», преемником которой стал Сбербанк», — добавляет начальник управления по торговле с акциями МДМ-Банка Деррик Перлин.
Наконец, по мнению главного управляющего директора УК «Альфа-Капитал» Валерия Петрова, значительная доля успеха бренда Сбербанка приходится на его известность за рубежом. «Сбербанк — одна из крупнейших компаний мира по рейтингу Fortune 500. Мировая известность фактически мультиплицирует стоимость бренда в несколько раз. Без этого банк не имел бы столь успешной истории на фондовом рынке», — объясняет Валерий Петров.
НАТАЛЬЯ СТАРОСТИНА, БОРИС ДЕРЕВЯГИН