Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Счетная палата выявила необоснованные траты министерств и невыполнение "майских указов" » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Счетная палата выявила необоснованные траты министерств и невыполнение "майских указов"

22 мая 2015 Однако
Счётная палата выявила ряд нарушений при расходовании бюджета на полтриллиона рублей. Во главе «чёрного списка»: Рослесхоз, Россельхознадзор, Ространстуризм, Росавтодор, Ростуризм, Госфильмофонд. Нарушения связаны с завышением стоимости закупок, необоснованными контрактами. По количеству уголовных дел, возбуждённых по результатам проверок аудиторов, лидируют ФСИН, Минздрав и Минобороны. Результаты доклада Счётной палаты о работе за 2014 год сегодня депутатам лично представила Татьяна Голикова.
Кратко в цифрах

Согласно отчёту, который уже опубликован на сайте ведомства, Счётная палата провела 445 контрольных проверок и выявила 2587 «нарушений и недостатков» на общую сумму 524,5 млрд рублей. Из них 65,4% — нарушения бюджетного законодательства (342,8 млрд рублей), 7,6% — законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (39,6 млрд рублей). Неэффективное использование бюджетных средств составило 173,1 млрд рублей.

Выявлено также нецелевое использование бюджетных средств на 9,1 млрд рублей. Из них — 7,4 миллиарда приходится на предприятия и организации, входящие в Объединённую авиастроительную корпорацию.

В следственные органы и прокуратуру направлено 158 материалов. По выявленным Счётной палатой фактам нарушений возбуждены 24 уголовных дела, 26 материалов приобщено к материалам предварительного следствия и по пяти проводятся оперативно-розыскные мероприятия.

Лидером по количеству возбуждённых дел является Федеральная служба исполнения наказаний: тут по итогам трёх проверок возбуждено пять уголовных дел, второе и третье места делят Министерство обороны и Министерство здравоохранения, по итогам проверки которых возбуждено по четыре уголовных дела.

В бюджет страны благодаря Счётной палате в прошлом году было возвращено 977 млн рублей.
«Майские указы» выполнены на две трети

Регионам не выделяют достаточно средств из федерального центра на выполнение «майских указов», следует из доклада Счётной палаты. В прошлом году объём недофинансирования вырос вдвое.

В частности, не выполнена часть указов, которая касается снижения смертности населения от дорожно-транспортных происшествий, обеспечения доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, нет изменений и в части сокращения времени ожидания в очереди для получения госуслуг. Прогнозы по исполнению «майских указов» тоже неутешительны.

Прогнозируемая динамика на период 2015–2017 годов по созданию высокопроизводительных рабочих мест, увеличению доли инвестиций в объёме ВВП, росту производительности труда «позволяет сделать вывод о рисках их недостижения в установленные сроки». К 2018 году по указу Владимира Путина было запланировано создание 25 тыс. высококвалифицированных рабочих мест.

В 2014 году наименьший уровень обеспеченности финансовыми ресурсами за счёт всех источников отмечается в сфере образования и науки (63,8%) и по указу об обеспечении граждан доступным и комфортным жильём и повышении качества жилищно-коммунальных услуг (55,2%).

На выполнение указа по реализации государственной социальной политики приходится третья часть общей потребности в финансовых ресурсах. По оценке регионов, обеспеченность этого указа финансовыми ресурсами в 2014 году составила 96,9%.

Кроме того, многие госпрограммы не увязаны с указами президента. Госпрограммы «неконкретны, содержат нечёткие формулировки, допускающие произвольное толкование, что не позволяет обеспечить проверку их достижения». Это замечание справедливо относительно таких программ, как «Информационное общество (2011–2020 годы)», «Управление федеральным имуществом», «Региональная политика и федеративные отношения», «Юстиция», следует из доклада.

В этом году Счётная палата продолжит работу по анализу реализации мероприятий, определённых «майскими указами» президента.
Развитие ОПК тормозят законы

Нарушения, выявленные в ходе проверок, показывают, что нормативно-правовая база не обеспечивает в полной мере проведение эффективной государственной политики по развитию ОПК. К примеру, сложившаяся практика авансирования предприятий-исполнителей ГОЗов без учёта их финансового состояния приводит к тому, что на отдельных предприятиях аккумулируются большие деньги, которые размещаются на депозитах и не используются на те цели, на которые были выделены.

Действующий порядок господдержки ОПК — субсидии предприятиям на погашение процентов по банковским кредитам — недостаточно эффективен, поскольку субсидии ведут к дополнительным, «непродуктивным» расходам федерального бюджета на обслуживание кредита и не покрывают всех затрат предприятий, привлекающих кредитные средства для выполнения ГОЗов. Уровень рентабельности предприятий, выполняющих военные заказы, при этом не даёт возможности в полной мере возместить указанные расходы за счёт собственных средств, что вызывает необходимость привлечения новых займов, ухудшая финансовые показатели деятельности.

Кроме того, Счётная палата считает, что необходимо прекратить практику привлечения единственных исполнителей для выполнения проектных, строительных и ремонтных работ в рамках гособоронзаказа и разработать механизм, исключающий неэффективное использование бюджетных средств на эти цели.
Оператор «Сахалина-2» возместил 3 млрд рублей

Компания Sakhalin Energy, оператор проекта «Сахалин-2», после проведённых Счётной палатой проверок возместила бюджету 3 млрд рублей в счёт недоплаченной суммы роялти за 2011–2013 годы, говорится в отчёте Счётной палаты.

В рамках новых расчётов по соглашению о разделе продукции до 2041 года Россия получит дополнительный доход от использования объекта в 20 млрд рублей.

Оператором проекта «Сахалин-2» является компания Sakhalin Energy, в которой «Газпрому» принадлежит 50% плюс одна акция, Shell — 27,5 минус одна акция, Mitsui & Co. Ltd — 12,5%, Mitsubishi Corporation — 10%. Проект «Сахалин-2» предусматривает разработку двух шельфовых месторождений — Пильтун-Астохского и Лунского. В 2009 году в рамках «Сахалина-2» введён в эксплуатацию первый в России завод по производству СПГ, начались поставки российского СПГ зарубежным потребителям.
Минэнерго устранило не все недостатки

Минэнерго России в 2014 году устранило 7 из 12 недостатков, выявленных в ходе контрольных мероприятий Счётной палаты по реализации соглашений о разделе продукции, остальные недостатки предполагается устранить в 2015 году, констатировали аудиторы.

В частности, установлено, что не решён вопрос о передаче в собственность РФ созданного при реализации СРП имущества стоимостью 45,1 млрд долларов. Впоследствии Минэнерго совместно с Росимуществом выработали пошаговый алгоритм, установлены сроки передачи в федеральную собственность этого имущества. «Первоочередной передаче подлежит имущество, созданное в рамках проектов «Сахалин-1» и «Харьягинское месторождение». Из возмещаемых затрат исключены 1,8 миллиона долларов», — отмечается в докладе.
СП предлагает вернуть госплан

Несмотря на все усилия, бюджет так и не стал программным — то есть таким, когда за каждой бюджетной программой закрепляются цели, достижение которых измеряется показателями результативности. Он по-прежнему остался «ведомственным» — то есть деньги выделяются не на решение проблемы, а ведомству, которое распределяет суммы. При этом невозможно измерить результативность тех или иных бюджетных трат. А между тем внедрение программного бюджета идёт более 10 лет.

По мнению аудиторов Счётной палаты, механизм формирования госпрограмм нуждается в существенной корректировке. В качестве решения проблемы аудиторы видят создание некоего аналога советского госплана — «системы стратегического планирования», которая будет отвечать за создание и мониторинг выполнения государственных программ.