Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
НСПК: Мир во всем мире остается мечтой » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

НСПК: Мир во всем мире остается мечтой

1 июня 2015 Инвесткафе Болотов Николай
Национальная система платежных карт (НСПК) неделю назад получила гордое название Мир. Впрочем, как бы она ни называлась, обычные клиенты банков не почувствовали практически никаких изменений с ее появлением.

Ровно год назад, после того как ряд российских банков столкнулся с западными санкциями, власти задумались о необходимости создать платежную систему в противовес наиболее популярным во всем мире системам Visa и Mastercard. Действительно, клиенты некоторых банков, попавших под санкции, остались с по существу бесполезным «пластиком», и пусть наличные деньги не пропали, их можно было снимать только в отделениях и даже в банкоматах своего банка.

Создание международной платежной системы с нуля — дело долгое и затратное, а экономическая перспектива этого начинания неясна. Китайский UnionPay, конечно, пример успешный, но его путь на вершину быстрым не был: система была создана в 2002 году. А вот японской JCB, появившейся еще в 1961-м, далеко до Visa или Mastercard по популярности.

Тем не менее на волне заявлений о необходимости защиты финансовых данных НСПК была зарегистрирована 23 июля 2014 года. 100% этой организации принадлежит Центральному банку. Через несколько лет регулятор может выставить на продажу какую-то часть пакета или всю компанию.

Создание НСПК планировалось провести в три этапа.

НСПК: Мир во всем мире остается мечтой


До 31 марта все операции с отечественными картами должны обрабатываться НСПК на территории России. Mastercard удалось перевести процессинг по картам в НСПК в апреле 2015 года, а Visa завершила этот процесс буквально на днях. Почему же международные платежные системы согласились на перевод процессинга в Россию, ведь это потребовало серьезных финансовых затрат? Ответ лежит в экономической плоскости. В 2014 году в России было совершено 6,3 млрд операций на сумму в 7,1 трлн рублей по оплате товаров и услуг с помощью банковского «пластика». Для сравнения: в 2008 году те же операции оценивались в 877 млрд рублей. Таким образом, всего за семь лет оборот вырос в десять раз. Неудивительно, что с такого рынка не хочет уходить ни одна международная платежная система. Более того, потенциал огромен: ведь 2014 году из банкоматов российские пользователи сняли в 23,2 трлн рублей наличными. Если все эти средства сохранятся в безналичном виде и пойдут на оплату товаров и услуг, то доходы платежных систем вырастут многократно.

Потребителей интересует, что изменится для них с вводом НСПК, перехода к которой почти никто не заметил. И этот факт, кстати, свидетельствует об успешности работы системы. Хотя кое-какие сбои отмечались и, скорее всего, еще будут, однако не стоит ожидать серьезных проблем.

А что будет в следующем году? Сейчас банковский клиент имеет обычную карту международной платежной системы, обработка операций которой происходит в России. А в следующем году НСПК должна выпустить свои карты. Ажиотажа, конечно, не будет, системе придется потрудиться, чтобы ее карты подошли клиентам и банкам. Для бизнеса и банков она может предложить более низкие комиссии, и именно тогда станет выгодно продвигать карту для конечного потребителя.

Проблем с использованием карты в России не будет. А вот за рубежом и на зарубежных сайтах, пластик будет бесполезен. Не стоит надеяться, что кто-то за границей решит подключиться к НСПК. Однако вопрос будет решен довольно просто: будет кобрендинг НСПК с международными платежными системами. Карта клиента будет работать, например, и с помощью Visa, и с помощью НСПК. Соответственно, вряд ли ситуация для клиентов сильно поменяется, однако для банков возможно: если НСПК снизит комиссию, то международным платежным системам придется вступить в ценовую конкуренцию.

Название Мир было выбрано народным голосованием. До финального тура были отличные предложения по наименованию НСПК, например Матрешка, Медведь, Балалайка и т.д. Однако жюри не пустило эти варианты в финальный тур. Конечно, продвигать внутри России яркое название было бы проще, ведь продвижение за рубежом все-таки пока из области фантастики. Однако каждый россиянин в следующем году сможет подержать в руках Мир.

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу