Девальвация юаня – это ревальвация золота » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Девальвация юаня – это ревальвация золота

16 августа 2015 Живой журнал | Архив Лежава Александр
Когда Китай 11 августа 2015 года девальвировал свою национальную валюту, даже слепым стало видно, что валютные войны, бушующие уже, по меньшей мере, лет восемь - десять, вступили в свою новую фазу. Бегство ко дну начинает ускоряться и принимать новые масштабы. Какая страна или страны будут следующими, чтобы последовать китайскому примеру, в общем-то не имеет принципиального значения. Несмотря на то, что центральные банки пытаются каким-то образом координировать свои действия, когда дело станет действительно серьезным, каждый из них будет лгать почтеннейшей публике (это они умеют мастерски) и каждый будет сам за себя. Пытаясь спасти в первую очередь себя любимых, они неизбежно начнут обесценивать свои валюты, поэтому было бы опасной иллюзией тешить себя мыслью о том, что девальвация юаня приведет к укреплению американской, европейской, российской или какой-то иной валюты.

Все бумажные валюты без какого-либо исключения чуть раньше или чуть позже, но неизбежно придут к своей объективной ценности – нулю. Такое уже было не раз в истории человечества, и финал у всех бумажных валют был один и тот же. Они полностью теряли доверие тех, кто был вынужден ими пользоваться, и свою покупательную способность и неизбежно заменялись твердыми обеспеченными деньгами. Поэтому как поведут себя те или иные валюты в нынешней обстановке, интересно, пожалуй, лишь валютным спекулянтам, рассчитывающим заработать на колебаниях курсов. Для тех же, кто спекуляциями не занимается и заинтересован прежде всего в сохранении своих сбережений, интересным в китайских действиях может оказаться нечто иное, а именно, что ожидает в связи с подобными действиями драгоценные металлы – золото и серебро.

Вполне очевидным ответом на это является рост цены драгоценных металлов, выраженной в бумажной валюте. Причем это относится даже не только и не столько к юаню, сколько ко всему мировому рынку золота и серебра. Объявление о девальвации китайской валюты практически сразу же повысило цену золота на мировых рынках примерно на 20 американских дензнаков. Поскольку все остальные валюты фактически являются производными от валюты американской, естественным следствием этого станет рост цены золота также и в них. При этом не играет принципиального значения, какая валюта обращается в той или иной стране – европейская, российская, индийская, украинская или какая-то еще. На общую картину конечно могут накладываться местные особенности, но как-то существенно они ее не изменят. Золото (и серебро) было и остается деньгами де факто, и девальвацию той или иной бумажной валюты стоит рассматривать прежде всего не как их девальвацию относительно друг друга, а как девальвацию относительно твердых обеспеченных денег.

Фактически повторяется ситуация 1930-ых годов, когда ведущие мировые державы с помощью конкурентных девальваций и введения различных тарифных ограничений проводили политику, направленную на разорение своих конкурентов. Потеряв былое могущество и оказавшись неспособными на современном этапе развития удерживать мировое лидерство экономическими методами, США, судя по всему, решили вновь пойти по тому же самому пути. Именно этим можно объяснить американские действия, направленные как на попытки подрыва различными методами экономики России, Китая, Евросоюза, Украины, Бразилии и целого ряда других стран, так и на использование таких крайних средств, как развязывание войн и вооруженных конфликтов в различных странах, например, Ираке, Сирии или той же Украине. Подобные действия лишь повышают нестабильность и уровень рисков, снижая уровень доверия к бумажным валютам и повышая интерес к реальным деньгам.

С учетом существенного роста спроса на драгоценные металлы примерно с середины июня текущего года с большой долей уверенности можно ожидать, что действия Китая и вынужденная реакция на них других стран дополнительно подстегнут спрос на физическое золото и серебро, ускорив истощение имеющихся на Западе запасов драгоценных металлов. Особенно интересной в этой связи по своим последствиям может стать прямая девальвация Китаем своей национальной валюты относительно золота при формальном сохранении курсов с другими мировыми валютами. Это может повлечь за собой как увеличение притока драгоценных металлов в Поднебесную из-за рубежа, так и ответные шаги по девальвации валют других стран, включая и мировую резервную валюту, относительно золота. Как в одном, так и в другом случае это будет открытым признанием того, что золото – это не какой-то там «варварский пережиток», а самые наилучшие деньги.

Еще до девальвации юаня в последнее время в Китае ежедневно на бирже приобреталось по 13 тонн золота, а в текущих условиях объемы покупок могут существенно вырасти. Скорее всего примеру китайских покупателей драгоценных металлов последует и население других стран, что в условиях ограниченного предложения может уже до конца года вызвать рост выраженных в бумажных валютах цен на драгоценные металлы до уровней, которые совсем недавно еще казались трудно достижимыми. С учетом произошедших 11 и 12 августа 2015 года перемен вполне возможно, что текущий минимум цен на драгоценные металлы, так им и останется, а новая волна роста может начаться (или уже началась) без еще одной фазы снижения. Что же касается владельцев драгоценных металлов, то их сбережения хорошо защищены от различных рисков и неопределенностей, и они находятся в однозначно выигрышном положении вне зависимости от того, как будет развиваться общая финансово-экономическая ситуация. Единственное, о чем им следует помнить в условиях девальвации бумажных валют относительно золота, что свой финансовый результат им имеет смысл оценивать, принимая за единицу измерения не ту или иную обесценивающуюся бумажную валюту, а грамм или унцию твердых денег – золота или серебра.

О цене золота или цене в золоте

Оживление рынка драгоценных металлов примерно с середины июня и резкая девальвация юаня привели к тому, что появилась масса статей, посвященных ожиданиям и прогнозам цен на золото и серебро. Ничего плохого в этом, в общем-то, нет, поскольку они отражают более или менее квалифицированные ожидания тех или иных участников рынка. Официальные и оплаченные экономисты без устали твердят о том, что золото уйдет ниже уровня в 1000 американских дензнаков и упадет до 700, а то и до 350 американских дензнаков. Сторонники же золота ожидают, что уже в скором времени желтый металл уйдет вверх к отметкам в 8000 – 10000 американских дензнаков за унцию, а его младший брат серебро последует за ним к уровням в 400 – 1000 ам. дензнаков. Время покажет, по какому именно сценарию будут развиваться события, однако, и те, и другие ориентиры могут оказаться полностью бессмысленными.

Дело в том, что все привыкли к тому, что цена золота и всех прочих товаров определяется в мировой резервной валюте. Иными словами, цена денег, этого особого вида товаров, определяется на текущий момент в неких бумажных долговых обязательствах, которые никто и никогда никоим образом не собирается погашать или расплачиваться по ним, а их реальная стоимость определяется ценностью той бумаги, на которой они напечатаны. Конструкцию можно рассматривать как некую «схему» или финансовую пирамиду, существующую до тех пор, пока в нее верят и есть участники, готовые принимать некие бумажки или отражающие их безналичным путем электронные платежи в оплату своих реально поставляемых товаров или услуг. Здесь можно напомнить, что исторически в нормальных экономических условиях долги никогда деньгами не были. Поэтому в случае глобального краха бумажных валют и возврате к твердым обеспеченным деньгам, которыми исторически было золото (и серебро), в конечном итоге произойдет фактическое оздоровление мировой финансовой системы, что послужит основой для восстановления и нового витка развития экономики.

С учетом подобного возможного развития ситуации не играет особой роли, сколько будет стоить грамм или унция золота или серебра в той или иной бумажной валюте. Представляется гораздо более важным, сколько тех или иных товаров можно будет купить на этот грамм или унцию. Именно этот критерий оценки не грамма золота в кучке бумажной валюты, а количество килограммов, метров, штук и т.д. в граммах золота будет представлять особый интерес. Например, на текущий момент на унцию золота можно купить примерно 22,4 барреля нефти, этого важнейшего в современном мире энергоносителя и источника сырья для промышленности. Много это или мало? С учетом того, что исторически за унцию золота можно было купить примерно 16 баррелей нефти, для владельца денег нефть на 40% дешевле своего среднего значения. Упадет ли цена нефти еще ниже с переходом на расчеты в твердых обеспеченных деньгах? Возможно, да. Поскольку нефть хоть и ценный товар, но в отличие от денег она нужна далеко не всем. К тому же совершенствование технологии добычи и переработки обычно снижают себестоимость производимой продукции, а, следовательно, и ее цену относительно всеобщего мирового эквивалента - денег.

Если унция золота будет стоить, например, 350 ам. дензнаков, но на нее можно будет купить 35 баррелей нефти, для владельца денег это будет абсолютно то же самое, что и в случае, когда унция золота будет стоить 7000, а баррель нефти – 200 ам. дензнаков. Поэтому людям, у которых есть деньги, повторюсь, именно деньги, а не бумажная валюта, имеет прямой смысл оценивать уровень своего благосостояния и то, как он меняется, исходя не из некоего количества постоянно обесценивающейся бумажной валюты, а из вполне твердых и материальных граммов или унций золота и/или серебра, так как именно они являются надежными и неизменными мерами.

Спрос на серебро есть не только в Азии

По мере публикации различной статистики, появляются все новые и новые подтверждения, что в 2015 году спрос на драгоценные металлы, в целом, и, в частности, на серебро находится на высоком уровне. Если для Китая и Индии – это довольно характерно, и все уже к этому в значительной степени привыкли, то опубликованные данные по США лишь дополняют эту становящуюся всеобщей тенденцию. Если импорт серебра Индией составил в 2014 году примерно 7100 тонн (228 миллионов унций), то американцы за тот же период ввезли без малого 5000 тонн (160 миллионов унций).

За период с января по май (включительно) 2015 года США импортировали 2510 метрических тонн (81 миллион унций) серебра. По сравнению с тем же периодом прошлого года, когда было ввезено 1987 тонн, рост составил 523 тонны или более 26%. Основными странами-экспортерами серебра в США за первые пять месяцев этого года были Мексика, Канада и Польша. На них приходилось 1236, 778 и 119 тонн драгоценного металла соответственно. Всего же на них пришлось 85% импорта серебра в США.

При сохранении тех же объемов импорта в США до конца текущего года он может составить за год примерно 6000 тонн или примерно на 20% выше прошлогодних показателей. С учетом того, что по прогнозам импорт серебра в Индию и Китай может составить примерно по 9000 тонн, а мировая добыча серебра в 2014 году находилась на отметке примерно в 26,5 тысяч тонн серебра, на весь остальной мир может остаться всего лишь порядка 2500 тонн (или менее 10%) этого драгоценного металла.

Естественно возникает вопрос о том, кто является основными потребителями серебра в США. С учетом того, что за весь 2014 год в США на изготовление серебряных ювелирных украшений было использовано менее 400 тонн драгоценного металла, в значительной степени импорт идет на удовлетворение инвестиционного спроса как крупных организаций, так и физических лиц. В текущей обстановке на покупки серебра в США приходится более 80% от общего объема сделок с драгоценными металлами.

Что касается розничного спроса, то информацию о нем можно составить по объемам продаж серебряных монет монетными дворами различных стран и прежде всего Монетным двором США. В отношении же спроса на серебро оптовых покупателей в определенной степени можно полагаться на информацию, публикуемую биржей COMEX. И хотя главным образом на ней идут беспоставочные фьючерсные сделки с драгоценным металлом, в последнее время она оказывается вынужденной в значительных количествах отгружать имеющийся на ее складах физический металл. Так, в частности, в понедельник 10 августа 2015 года с ее складов забрали почти миллион (958531 унция) унций или без малого тридцать тонн физического серебра. И это всего за один день в относительно спокойных, до внезапной девальвации юаня, экономических условиях.

Уже сейчас наблюдаются определенные сложности с поставками драгоценных металлов. В условиях надвигающегося биржевого краха бегство в качество может приобрести ни с чем ранее несравнимые масштабы. В этих условиях для крошечного на текущий момент по своим размерам рынка драгоценных металлов переток даже 5% средств, обращающихся на фондовом рынке, будет означать не просто рост цен, но их переход на качественно иной уровень. Хотя, нельзя исключать, что рынок может оказаться на какое-то время просто парализован, поскольку будет масса желающих обменять имеющиеся у них фантики бумажной валюты на реальные деньги – золото и серебро, но не будет или практически не будет тех, кто захочет осуществить встречную сделку по продаже драгоценного металла за предлагаемую им бумагу.

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter