1 октября 2015 Вести Экономика
В 1950-х гг. деревня Кайонг (тогда пригород Шанхая) стала одним из первых в Китае образцовых поселений для "героических социалистических рабочих". Тысячи людей переехали в простые однотипные дома, став работниками государственной ткацкой фабрики.
Сегодня на месте когда-то скромных улиц возвышается поражающее своим размером и аляповатостью здание, построенное для новых образцовых граждан: потребителей.
Global Harbor входит в число крупнейших в мире торговых центров (его общая площадь равна почти 70 футбольным полям). Он сочетает в себе эрзац европейской архитектуры и ярко выраженное предпочтение азиатским магазинам.
Под сводами стеклянных куполов и фресок в стиле эпохи Возрождения разместилось кафе Hello Kitty, полдюжины лапшичных ресторанов быстрого обслуживания, завешанные золотыми изделиями ювелирные магазины, а также театр, в котором проводятся соревнования по караоке.
Не будет большим преувеличением сказать, что экономическое будущее Китая во многом зависит от таких торговых центров, как Global Harbor. Фиксируя стремительное замедление инвестиционного бума, продолжавшегося последние десять лет, Поднебесная надеется, что потребление станет новым двигателем роста.
О перебалансировании разговоры идут уже не один год, но оно стало как никогда актуальным на фоне обвала промышленного производства в Китае. Строительный ажиотаж, еще недавно наблюдавшийся по всей стране, практически сошел на нет, заводы не используются на полную мощность из-за недостатка заказов, а северные индустриальные регионы Китая находятся на грани рецессии.
На этой неделе индекс деловой активности в промышленности зафиксировал самый низкий месячный показатель за последние шесть лет и седьмое последовательное снижение, отмечает британский журнал The Economist.
На фоне чрезвычайного пессимизма по поводу китайской экономики в последние месяцы так и хочется констатировать, что перебалансирование провалилось. Стоит лишь взглянуть на авторынок, который обычно является хорошим индикатором потребительского спроса. Продажа автомобилей упала на 3,4% в августе по сравнению с прошлым годом, это третье падение подряд.
Однако набирают темпы другие формы потребления. Восстановление рынка недвижимости подстегивает спрос на мебель, бытовую технику, электронику и материалы для ремонта.
Продажи по этим категориям товаров взлетели в августе в среднем на 17% по сравнению с прошлым годом. В последние месяцы китайцы также больше тратят на ювелирные изделия и на традиционную китайскую медицину.
Продажи смартфонов снизились по объемным показателям, но резко выросли в денежном выражении, так как потребители чаще покупают более дорогие модели.
В целом товарооборот розничной торговли в Китае вырос на 10,5% в реальном выражении в этом году, что намного выше темпов роста экономики (официально на 7%, но ближе к 6%, по мнению многих экспертов). Все это означает, что потребление может компенсировать какую-то часть промышленного спада.
Устойчивый рост доходов - основная причина стойкости китайских потребителей. Зарплаты рабочих-мигрантов выросли на 10% во II квартале по сравнению с прошлым годом (быстрее, чем средний общенациональный показатель в 7%).
Структурные факторы также играют свою роль. Из-за того что трудоспособная часть населения Китая уменьшается, налицо недостаток рабочих рук, что позволяет работникам требовать более высокую зарплату. Норма сбережений китайских домохозяйств почти в 30% (один из самых высоких показателей в мире) также начинает снижаться, так как население стареет, а пожилые люди тратят свои сбережения.
Доля потребления домохозяйств в ВВП снизилась до 35,9% в 2010 г. (необычно низкая цифра даже для Азии), но с тех пор она неуклонно увеличивается.
Означает ли это, что китайские потребители могут стать локомотивом мировой экономики, точно так же как их легендарные американские коллеги?
В какой-то степени это уже произошло. Количество китайских туристов, выезжающих за границу, увеличилось на 19,5% в прошлом году, достигнув в общей сложности 107 млн человек. Более того, китайские туристы тратят намного больше, чем другие иностранцы.
Но даже если потребление китайцев сохранится на высоком уровне, оно не сможет оживить глобальную экономику. Ориентированные на экспорт сырья страны, добившиеся успеха в последние десять лет благодаря Китаю, скорее всего, проиграют, так как почти ничего не производят, что могло бы заинтересовать китайских потребителей.
Не очень радужные перспективы в Китае и у стран-экспортеров потребительских товаров. Поднебесная активно проводит политику импортозамещения. Согласно данным консалтинговой фирмы Bain из 26 категорий дешевых потребительских товаров иностранные бренды в прошлом году потеряли долю рынка по 18 категориям, включая такие как крем для кожи, молоко, зубная паста и кондиционер для белья.
По более сложным техническим товарам местные компании также теснят иностранных конкурентов, которые еще недавно доминировали на местном рынке. На автомобили китайских марок приходится 41% всех продаж в этом году: увеличение доли рынка на 3,5%. Рост потребления услуг, будь это пластическая хирургия или ужин в ресторане, только подчеркивает преимущество местных компаний.
Потребительский бум в Китае - реальность. Но не рассчитывайте, что он потянет за собой глобальную экономику.
http://www.vestifinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба