Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Братская могила » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Братская могила

Инвестиционный гигант Lehman Brothers, появившийся на свет полтора века тому назад, "сгорел на работе" за одну неделю. Хоронить монстра придется всем финансовым миром
25 сентября 2008
Инвестиционный гигант Lehman Brothers, появившийся на свет полтора века тому назад, "сгорел на работе" за одну неделю. Хоронить монстра придется всем финансовым миром

Братская могила


Менеджеры Lehman Brothers пали жертвами изобретенных ими же хитроумных финансовых схем
(Фото: Louis Lanzano/AP)

Lehman Brothers, четвертый по величине инвестиционный банк США, приказал долго жить. Его банкротство эксперты сравнивают с потрясением, которое случается раз в столетие, и предсказывают цепную реакцию крахов на Уолл-стрит и во всей мировой финансовой системе. Когда полгода назад за сутки рухнул хеджевый фонд Bear Stearns, многие в Америке совершенно не удивились. "Хорошо известно, что эти ребята (менеджеры фонда. - "Итоги") вели себя как киношные ковбои и все время играли на грани фола, - сказала независимый вашингтонский эксперт Антония Боднар. - А про их босса Джимми Кейна все знали, что он проводит больше времени за карточным столом, чем за рабочим". Другое дело Lehman Brothers. Его бесславный конец многим представляется какой-то жуткой аномалией, вогнавшей Америку в шок.

Невероятно, но факт

Сегодня все задаются вопросом, как такое могло произойти. Почтенный банк со 158-летней историей. С выдающимся послужным списком. С неутомимым трудоголиком Диком Фалдом во главе, сделавшим свое учреждение иконой Уолл-стрита и авторитетным участником международных финансовых рынков. "Нет, нет, даже летом, когда уже стали циркулировать слухи о сложностях внутри банка, - говорит г-жа Боднар, - мне и в голову не приходило, что все может обернуться таким драматическим образом". Тем более что в истории Lehman Brothers было немало кризисов типа обвала ценных бумаг железных дорог второй половины ХIХ века, Великой депрессии, инфляционных кризисов 70-х годов прошлого века. И он с ними справлялся. Даже после теракта 11 сентября 2001 года, уничтожившего штаб-квартиру корпорации в ВТЦ, компания уже через два дня возобновила деятельность в новых помещениях в Нью-Йорке и Нью-Джерси.

Действительно, в стремительное падение Lehman Brothers трудно поверить, если вспомнить, что банк завершил 2007 год в зените славы. Журнал Fortune поставил его на первое место в списке "Самых привлекательных фирм, работающих с ценными бумагами". На Лондонской бирже Lehman Brothers третий год подряд вышел в лидеры по объемам торговли. Наивысшие результаты были получены по таким показателям, как прибыль, чистый доход и дивидендные выплаты на каждую акцию. Недавно в качестве финансового советника Lehman Brothers принял участие в крупнейшей в истории финансовых институтов сделке - приобретении банка ABN AMRO международным консорциумом в составе Royal Bank of Scotland, Santander и Fortis за 98 миллиардов долларов.

И тем не менее факт остается фактом - перед кредитно-ипотечным кризисом, жестоко трясущим Соединенные Штаты с конца прошлого года, этот столп Уолл-стрита не устоял, и с 15 сентября его деловая активность переместилась из корпоративной штаб-квартиры по адресу: Седьмая авеню, дом № 745, в нью-йоркский суд по банкротствам, расположенный неподалеку от знаменитого бронзового быка на Уолл-стрит. Сегодня биржевые "быки" одерживают победу, сметая со своего пути самые надежные, казалось бы, финансовые институты.

От Лемана до Фалда

Братская могила


Единственное различие между нынешним финансовым кризисом в США и крахом 1929 года в том, что на этот раз вкладчики пока не штурмуют банки
(Фото: AFP)

Lehman Brothers - последний долгожитель Уолл-стрита. Фирма была создана еще в 1850 году в Монтгомери, штат Алабама, тремя братьями, немецкими евреями Генрихом, Эмануэлем и Майером Лехманами, постепенно переселившимися на Юг США из баварского городка Римпар. Интересно, что примерно тогда же еще одна троица баварских братьев - Леви, Йонас и Луи Штраусы из Буттенхайма - учредила в Сан-Франциско компанию по пошиву дешевых брюк, до сих пор известных как джинсы Levi's. Штраусы в Америке стали Строссами. А Лехманы превратились в Леманов и внесли в свой торговый бизнес важное новшество - согласились принимать в качестве оплаты за покупки не только деньги, но и главную культуру Юга страны на тот момент - хлопок. Вскоре перепродажа белого золота затмила все остальное, и вслед за перемещением центра хлопковой торговли с Юга в Нью-Йорк на Манхэттен переместились и братья Леманы.

Серьезным испытанием для Lehman Brothers стала Гражданская война. Но ничего, обошлось. Участие в послевоенной реконструкции Алабамы принесло солидные доходы. Затем компания включилась в железнодорожный бум, на котором едва не погорела. Но тот опыт оказался настолько ценным, что в дальнейшем финансовые консультации и тщательный анализ сделок стали основным делом Lehman Brothers. В начале XX века компания была активна в торговле, помогая совместно с Goldman Sachs в выходе на биржи торговых сетей - Sears, Roebuck, F. W. Woolworth, May Department Stores, R. H. Macy, Gimbel Brothers...

В 30-е годы Lehman Brothers помог финансировать бурно развивавшуюся радиоиндустрию и делавшее первые шаги телевидение. Потом, в 70-е и 80-е годы, фирма поддерживала вложения в производство персональных компьютеров. В 1969 году умер последний представитель семьи основателей корпорации Роберт, и от Леманов в компании осталось только имя.

В 1984 году она вообще перешла под контроль American Express. Через десять лет снова выделилась и начала вторую независимую жизнь под главенством Ричарда Фалда. Старт был впечатляющим. Уже в 1995 году фирма получила признание от издания "Международное финансовое обозрение" как лучшая на глобальном рынке облигаций. Агрессивный, напористый, работоспособный Фалд бесконечно предан компании и смотрит на нее как на любимое дитя. Он успешно провел Lehman Brothers через несколько американских и международных кризисов и застолбил место в ряду ведущих игроков мирового финансового рынка. Однако и у безусловного успеха есть обратная сторона. Дело в том, что именно креативность и новаторство менеджеров Lehman Brothers привели в конечном итоге к краху компании. Более того, нынешним финансовым кризисом мир во многом обязан финансовым гениям из этой старой американской фирмы. И в том, что именно она стала одной из его первых жертв, есть своя сермяжная справедливость. Как моряки Колумба завезли из открытой ими Америки в Европу новые опасные болезни, так и инвестиционные гуру Lehman Brothers "заразили" финансовый рынок невиданными доселе "микробами". Правда, долгое время считалось, что они вовсе не болезнетворные, а напротив, придают бодрость финансовому организму.

Фалд и его подчиненные известны прежде всего тем, что придумали немало новых финансовых инструментов и схем, включая хитроумное пакетирование ипотечных кредитов и работу с облигациями взаимного долга. То есть надежные и не очень заемщики смешивались и размазывались в этих пакетах ровным слоем, якобы подстраховывая друг друга. В разгар надувания "ипотечного пузыря" эти инструменты выглядели как сказочные кошельки-самотрясы: встряхнул - и посыпались деньги. На пике капитализация Lehman Brothers тянула почти на 692 миллиарда долларов - для сравнительно скромных размеров компании цифра просто невероятная.

Породил и убил

Однако то, что породило раздувание "пузыря", стало и причиной стремительного падения в бездну. Как только пошатнулась основа ипотечной пирамиды - платеже-способность первичных заемщиков, - котировки всех лемановских "инструментов" полетели в тартарары, и Lehman Brothers стал терять деньги. Даже очень много. Во втором квартале этого года - около 2,8 миллиарда долларов, в третьем - еще 3,9 миллиарда. Фалд крутился как мог: закрыл ипотечный департамент, сократил численность работающих на 3 тысячи человек, уволил нескольких ключевых менеджеров, перетасовал остальных. На остатках былой славы и доверия в начале лета даже собрал 4 миллиарда долларов дополнительного капитала. Тем не менее затормозить падение был уже не в силах.

Вопреки собственным убеждениям в августе глава Lehman Brothers начал поиск новых инвесторов. Далее всего дело продвинулось с государственным южнокорейским Korea Development Bank. Но переговоры кончились ничем. По одним сведениям, Фалд не мог примириться с тем, что за его любимое детище азиатские финансисты давали сущие крохи. По другим, Фалду в администрации США намекнули, что продажа столпа Уолл-стрита иностранному госбанку нежелательна.

Более того, Фалд этот намек понял как завуалированное обещание, что в самом крайнем случае федеральные власти придут на помощь почтенному учреждению. Перед глазами стоял пример Bear Stearns, спасенного инвестиционным ги­гантом JPMorgan Chase с благословения американского минфина и ФРС. Кстати, в этом своем заблуждении Дик Фалд пребывал до самой последней минуты переговоров с властями в ночь с 14-го на 15 сентября в конференц-зале Нью-Йоркского федерального резервного банка, сотрясаемого проходящими под ним поездами метро.

К тому времени акции Lehman Brothers обесценились на 92 процента. В середине прошлой недели их никто не хотел покупать даже по 17 центов за штуку. Долги достигли 613 миллиардов долларов. Нового покупателя не было: Bank of America, кокетничавший какое-то время с Lehman Brothers, в конце концов предпочел покупку другой жертвы ипотечного кризиса - инвестиционного банка Merrill Lynch. Английский Barсlays тоже не хотел приобретать "братьев" целиком. Министр финансов США Генри Полсон был неумолим: выкручивайтесь сами. Фалду не оставалось ничего другого, как в полдень 15 сентября объявить о банкротстве.

К тому времени его собственная яркая звезда сильно потускнела. Потенциальные инвесторы уже не верили гению финансов. Осанна прежних дней в прессе и деловых кругах улетучилась и сменилась бесконечными упреками. В вину главе "братьев" ставили прежде всего то, что он катастрофически опоздал с поисками новых инвесторов и не принял мер к упорядоченному выходу из кризиса, хотя в отличие от ситуации с Bear Stearns обладал определенным запасом времени. Журнал Fortune, недавно возносивший Фалда до небес, теперь поставил его под первым номером в списке худших управленцев.

Тектонические подвижки

Разорение Lehman Brothers - крупнейшее в корпоративной истории Америки. И оно оставляет за собой много вопросов: от личной судьбы 26 тысяч работавших в фирме людей до влияния столь крупномасштабного банкротства на американскую и мировую финансовые системы. Ведь акции Lehman Brothers лежат в портфелях тысяч кредитно-финансовых учреждений, и цена им теперь никакая - прах, пыль, документированные убытки. За год в Америке уже разорилась дюжина местных и межрегиональных коммерческих банков. А списку новых потенциальных жертв конца нет, ибо после каждого большого банкротства появляются все новые мелкие пострадавшие. После же падения Lehman Brothers мгновенно пошли разговоры о сложностях даже в таких гигантах, как банки Washington Mutual и Wachovia.

Видимо, из-за опасения цепной реакции банкротств федеральные власти дали отбой собственному решению не использовать больше деньги налогоплательщиков для спасения частных корпораций и взяли под госконтроль огромную страховую корпорацию AIG, выделив ей на два года кредит в 85 миллиардов долларов под залог 80 процентов ее активов.

Каждый день приносит новые неприятные сюрпризы. И ирония момента состоит в том, что первые пострадавшие - бывшие служащие и вкладчики Bear Stearns - в нынешней ситуации обрели некое утешение. "Нам повезло, что мы были первыми, - говорит теперь бывший экономист Bear Stearns Джон Райдинг. - Когда мы получили по 10 долларов за акцию, то думали, что это очень плохо. Однако это в разы лучше по сравнению с тем, на что могут рассчитывать акционеры Lehman Brothers". А последним, в свою очередь, вероятно, позавидуют клиенты тех компаний и финансовых институтов, разорение которых еще впереди.

В общем, нынешний кризис доказал, считает аналитик Роберт Самуэльсон, что "прежняя уолл-стритовская модель функционирования бизнеса провалилась". Одна из причин этого, по его мнению, в том, что финансовые фирмы, традиционно выполнявшие роль советников и посредников, стали заниматься инвестициями для себя, используя при этом деньги вкладчиков и акционеров, а также прибегая к сомнительным финансовым инструментам и схемам. В этих условиях корысть и связанный с ней страх неминуемого краха проявили себя во всемирном масштабе. Антония Боднар предсказывает "тектонические подвижки на Уолл-стрит", допуская возможность восстановления действия отмененного в 1999 году закона Гласса - Стигалла от 1933 года, накладывавшего запреты на инвестиционную деятельность коммерческих банков.

Наблюдателями за пределами США перед лицом волны обвалов рисуются все более мрачные сценарии развития событий. В России некоторые специалисты не исключают даже дефолта США по государственным казначейским обязательствам, то есть воспроизведения в Америке российского августа 1998 года. "Вполне возможно, что новый президент США станет американским Сергеем Кириенко, - допускает аналитик Собинбанка Александр Разуваев, - и именно на начало его правления придутся обесценение доллара и крах банковской системы". Правда, такое развитие событий представляется настолько катастрофическим, что никто пока не решился детализировать последствия такого финансового апокалипсиса.

Николай Зимин