Глава Банка Японии повысит ставки вопреки позиции Абэ и МВФ
Глава Банка Японии может сказать “нет” повышению ставок на предстоящем 22-23 августа собрании совета по определению политики центрального банка. Тем не менее, 71-летний Тосихико Фукуи (Toshihiko Fukui) в последние месяцы своего правления по-прежнему полон решимости сохранить взятый им курс на “нормализацию” монетарной политики путем повышения стоимости заемных средств.
“Если Фукуи не сможет поднять ставки с 0,5% к марту, он, вероятно, будет чувствовать, что не выполнил то, к чему стремился”, - говорит Масааки Канно (Masaaki Kanno), бывший сотрудник центрального банка, а ныне главный экономист компании JPMorgan Securities Japan Co.
Кроме объяснимого желания продолжить начатое, у Фукуи есть ряд аргументов против сохранения процентных ставок на столь низком уровне. Глава Банка Японии боится, что при существующей стоимости заемных средств возможен рост рискованных инвестиций, который приведет к раздуванию активов и образованию очередного пузыря в японской экономике. “Он боится, что если ставки будут сохраняться на низком уровне слишком долго, возникнет риск непропорционального распределения ресурсов”, - говорит Канно. Кроме того, предельно низкий уровень учетной ставки лишает преемника Фукуи возможности маневра в случае стагнации японской экономики. Если Фукуи доведет учетную ставку до 1%, она так и останется самой низкой среди индустриально развитых стран, но все же даст будущему главе центрального банка хоть какую-то свободу действий – роскошь, которой начисто был лишен сам Фукуи, когда возглавил Банк Японии в 2003 г. “Со ставкой, близкой к нулю, у центрального банка есть очень ограниченный арсенал средств, - говорит Такудзи Айда (Takuji Aida), главный экономист токийского Barclays Capital, - центральный банк должен вернуть нормальные процентные ставки, чтобы иметь возможность гибко реагировать на изменения в экономике”.
Если бы Фукуи настоял на своем на этой неделе, повышение ставок стало бы третьим по счету с июля 2006 г., когда он приступил к реализации стратегии “постепенного” повышения стоимости заемных средств. Фукуи доказывал необходимость принятия решения об увеличении размера учетной ставки в августе, ссылаясь на устойчивый экономический рост и перспективы роста цен. Последние экономические данные не усилили доводы Фукуи. По августовским прогнозам правительства, потребительские цены в Японии до конца марта 2008 г. останутся без изменений, тогда как в январе прогнозировался их рост на 0,2%. По словам министра экономики Хироко Оты (Hiroko Ota), опубликованные данные говорят о том, что конец дефляции в Японии “переносится” на неопределенное время. Рост экономики Страны восходящего солнца во II квартале замедлился больше, чем предсказывали экономисты: его годовые темпы упали до 0,5% с 3,2% в предыдущем периоде.
Еще до возникшего недавно хаоса на рынках и последовавшего в ответ на него парада интервенций центральных банков количество инвесторов, ставящих на повышение ставок, начало уменьшаться и за два дня до собрания Банка Японии приблизилось к нулю. Инвесторы уже не ждут повышения ставок, а премьер-министр Японии Синдзо Абэ (Shinzo Abe) и Международный валютный фонд выступают против него, ссылаясь на дефляцию. МВФ заявил в этом месяце, что стоимость заемных средств в Японии находится на “соответствующем” уровне, и у центрального банка нет надобности спешить с ужесточением кредитной политики, принимая во внимание отстутствие роста цен. Возглавляемая Абэ Либерально-демократическая партия после поражения на выборах в верхнюю палату парламента хотела бы избежать шагов, которые могли бы усилить недовольство избирателей действующей властью. По словам министра экономики Оты, генеральный секретарь ЛДП Хидэнао Накагава (Hidenao Nakagawa) сказал Фукуи 7 августа, что более высокие процентные ставки больно ударили по экономике регионов и внесли свой вклад в поражение партии.
После того как оппозиционная Демократическая партия Японии заняла большинство мест в верхней палате парламента, шансы на продолжение политики повышения ставок Банком Японии упали: ДПЯ выступает против кандидатуры 64-летнего заместителя управляющего банка Тосиро Муто (Toshiro Muto), который до выборов рассматривался в качестве наиболее вероятного преемника Фукуи и продолжателя его стратегии. Теперь 55-летний профессор Токийского университета и бывший член совета по определению политики Банка Японии Кадзуо Уэда (Kazuo Ueda) все больше упоминается аналитиками как возможный альтернативный кандидат. По мнению экономиста токийского отделения Lehman Brothers (LEH) Хироси Сираиси (Hiroshi Shiraishi), Уэда постарается “не допустить замедления роста экономики, которое может быть вызвано повышением ставок”. В августе 2000 г. Уэда возражал против принятого повышения учетной ставки.
Кто бы ни заменил Фукуи на его посту, по мнению аналитиков, нынешний глава центрального банка проведет еще два повышения ставок до момента своего увольнения. 13 из 18 экономистов, опрошенных компанией Bloomberg News, ожидают, что размер ключевой процентной ставки к марту 2008 года составит 1%. Один из тех, кто выражает поддержку политики Фукуи – управляющий Резервного банка Австралии Гленн Стивенс (Glenn Stevens). В традиционном полугодовом обращении к парламенту своей страны он сказал: “Чем быстрее процентные ставки в Японии придут в норму, тем лучше для мировой финансовой системы”.
Слово “норма” и его производные стали неотъемлемой частью риторики вокруг усилий Банка Японии по повышению ставок. “Фукуи по-прежнему хочет нормализировать политику ставок, - говорит Наоми Финк (Naomi Fink), отвечающая за валютную стратегию в нью-йоркском отделении BNP Paribas, - отказавшись от повышения ставок, они продемонстрируют нерешительность и поставят под угрозу свой авторитет; и этот шаг будет означать, что нестабильность на мировых рынках, с которой мы столкнулись, имеет более глубокие корни. Ни один центральный банк не хотел бы заявить об этом первым”.