Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Анна Анненкова: Нефть как идея » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Анна Анненкова: Нефть как идея

Вот уже пару-тройку лет движение цен на нефть в основном определяется спекулятивной игрой. Конечно, такие внешние события, как заявления глав ОПЕК, ураганы, взрывы нефтепроводов, имеют определенное влияние на ценообразование – я не спорю, но не такое сильное, чтобы нефть за полгода выросла в 1,5 раза
26 сентября 2008
Вот уже пару-тройку лет движение цен на нефть в основном определяется спекулятивной игрой. Конечно, такие внешние события, как заявления глав ОПЕК, ураганы, взрывы нефтепроводов, имеют определенное влияние на ценообразование – я не спорю, но не такое сильное, чтобы нефть за полгода выросла в 1,5 раза.

В понедельник на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже (NYMEX) цены на нефть установили очередной рекорд – черное золото подорожало сразу на $25 за один день. В течение дня даже пришлось прервать торги на 5 минут, когда рост превысил $10 за баррель. В результате, в понедельник торговая сессия закрылась на отметке $120,92 за баррель американской нефти light sweet, что на $16,37 выше, чем на открытии. Однако при нынешнем состоянии американской экономики и текущей ситуации на мировых рынках такой феноменальный рост кажется довольно сомнительным. Регуляторы приступили к разбирательству причин скачка цен, пытаясь выяснить, не был ли он результатом манипуляций. Тем более, что после понедельника нефтяные котировки стали падать. Цена на фьючерсы на нефть марки Light с поставкой в ноябре в ходе сегодняшней торговой сессии на NYMEX снизилась на 88 центов до уровня 105, 73 доллара за баррель.

О манипуляциях на рынке нефтяных фьючерсов и размерах спекулятивного пузыря в цене на черное золото рассказывает Анна Анненкова, аналитик ИК «Баррель»:

– Так все-таки, являептся ли скачок нефтяных цен, который произошел в понедельник, результатом спекулятивных действий участников рынка?

- Предполагаю, что является, потому что именно в понедельник произошла смена фьючерса на бирже NYMEX: октябрьский фьючерс сменился на ноябрьский. А ситуация, когда именно перед сменой фьючерса происходит очень резкий рост цены, в последние несколько лет стала уже постоянным явлением. Это связано с тем, что всегда есть игроки на понижение, то есть те, кто продают без покрытия фьючерсами в надежде, что цена успеет упасть до того, как произойдет смена фьючерса. Когда цена находится на относительно высоких уровнях, появляется большое количество желающих сыграть вниз. При этом логика у них достаточно простая: если цена выросла, то она когда-нибудь будет корректироваться. На это и рассчитывают крупные игроки, обладающие достаточными финансовыми ресурсами чтобы «затягивать» цену наверх (либо удерживать её на высоких уровнях, выкупая все заявки на продажу) и таким образом заставлять игроков на понижение закрывать свои позиции в убыток. В данном случае, видимо, именно так и произошло. В последние два месяца наблюдалось сильнейшее падение со $150 до $90 за баррель. Возможно, нашлись игроки, предполагающие дальнейшее снижение еще на $10-15. Но поскольку в период перед сменой фьючерса (16-19.09) цены на нефть двигались вверх, то у держателей коротких позиций возникла необходимость выкупить свои «шорты» до смены фьючерса (который произошёл 22.09 по Light crude oil). Так что столь сильный рост 22.09 не может быть обусловлен, как говорится, никакими ураганами, терактами, заявлениями ОПЕК или еще чем-нибудь подобным. Это исключительно спекуляция на рынке.

То же самое касается и феноменального роста цен на нефть в течение всего 2007 и первой половины 2008 года. Предполагаю, что он тоже является результатом крупной среднесрочной (несколько месяцев) игры на повышение. Причем, благодаря пулу крупных игроков нефть «вытащили» на очень высокие уровни. Основным аргументом таких игроков было повышение роста спроса на нефть при одновременном снижении нефтедобычи. Однако за последние 20 лет темпы роста добычи нефти в мировом масштабе и темпы роста спроса на нефть выросли только на 35%. Между тем цены на нефть за рассматриваемый период выросли более чем в 6 раз, а если сравнивать от 1999 года (когда нефтяные котировки были минимальными за тот же период), то цены на «чёрное золото» выросли в 15 раз. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов инфляционную составляющую, ведь раньше доллар был «совсем не тот как сейчас». Но всё равно инфляция, конечно, не даёт такую прибавку к цене на нефть.

К тому же объёмы торгов нефтяными фьючерсами за последние 4 года выросли более чем в 3 раза (по данным NYMEX), причём это в контрактах. В денежном же эквиваленте эту цифру нужно умножить ещё на 3, ведь цена на нефть с 2004 года выросла в 3 раза (с $35 в 2004-м до $100-120 в мае 2008-го). Важно и то, что темп роста постоянно ускорялся – так, за текущий год объёмы выросли по сравнению с 2007-м ещё на 60% в годовом исчислении, и среднедневные объёмы торгов на NYMEX только в «живых деньгах» составили порядка $3,5 млрд. С учётом же плеча объёмы на порядок больше. Причём доля поставочных фьючерсов составляет всего несколько процентов. А всё это говорит о том, что в цену нефти вложена огромная спекулятивная составляющая.

В свете этого не исключено, что в течение последних 1,5 лет велась глобальная игра на повышение. Но как только цены достигли «психологически важного» уровня («$150»), у импортёров нефти начались большие проблемы, началось снижение спроса на нефтепродукты, и цена на нефть сразу поползла вниз. Вот уже пару-тройку лет движение цен на нефть, в основном, определяется спекулятивной игрой. Конечно, такие «внешние» события как заявления глав ОПЕК, ураганы, взрывы нефтепроводов, имеют определенное влияние на ценообразование, но не такое сильное, чтобы нефть за полгода выросла в 1,5 раза. На рынке нефти вся эта информация используется скорее как повод сыграть в ту или иную сторону.

- Как себя могут повести цены на нефть в случае дальнейшего падения доллара?

- На мой взгляд, среднесрочное падение цен на нефть еще не завершилось. И хотя рынок фьючерсов находится в определённой зависимости от движений как фондового, так и долларового рынка, тем не менее, у нефти все-таки своя жизнь, и цены на «чёрное золото», возможно, еще снизятся до $84-87 за баррель.

- Какое влияние на российский фондовый рынок может оказать повышение цен на нефть, которое наблюдалось в понедельник?

- У нас последнюю неделю фондовые рынки лихорадит настолько сильно, что на нефть сейчас почти никто не смотрит. В настоящий момент наша нефтянка, смотрит не на нефть как таковую, а на общее поведение фондового рынка. В частности, мы смотрим на американские фондовые рынки. Например, если цены на черное золото будут расти, а фондовые рынки снова начнут падать, то никакая высокая нефть не спасет наши акции нефтегазового сектора. Нефть как идея для нашей нефтянки работает только тогда, когда нет других сильных факторов и движения цены. Если есть сильный фактор такой, как на прошлой неделе, когда у нас вообще был маленький локальный кризис и на два дня приостанавливали торги на бирже, то нефть становится второстепенным фактором. Даже если нефтяные цены сейчас начнут расти, то это хотя и послужит небольшим подспорьем для нефтянки, но не станет причиной покупки акций. Нефтянку будут покупать, если будут покупать весь рынок. Если же возникнет опасность нового «удара» вниз по всему фондовому рынку, то высокая нефть нас поддержать не сможет.

Альфия Булатова