15 декабря 2015 Живой журнал Нальгин Андрей
Речь пойдёт не о низких ценах на нефть, которые за сегодня стали ещё ниже. Хотя и о них тоже - но в последнюю очередь.
Для начала - о ценах на потребительском рынке, которым вот уже несколько лет кряду никак не удаётся вернуться к нормальному умеренному росту.
Казалось бы, для потребителей это благо. Ценовая стабильность, возможность не переживать по поводу завтрашнего подорожания, низкие ставки по кредитам, либо возможность скопить денег на нужную вещь, не боясь их обесценения - чем плохо-то?
Начнём с того, что в здоровой рыночной экономике всегда существует некий естественный уровень инфляции, подобно тому, как всегда существует естественный уровень безработицы. Второй случай проще для понимания, поскольку практически любой наёмный сталкивался с периодами собственной безработицы: из-за ухода ли с прежнего места по собственному желанию, реорганизации ли фирмы, внедрения ли новых технологий, высвобождающих избыточную рабсилу. Всё это создаёт естественный фон...
Точно также естественный рост цен связан с внедрением инноваций, изменением структуры производства и потребления, колебаниями сезонности и ещё десятком прочих факторов, перечислять которые нет особой нужды. В развитых экономиках нормальной и естественной считается инфляция на уровне 2% в год. Именно такую цель ставят центробанки и... систематически её не достигают в последние годы (см. заглавную диаграмму).
В свою очередь, в экономике всегда действует эффект обратной связи. Низкие темпы роста потребительских цен порождают у потребителей ожидания, что и дальше всё будет так же. А то и лучше: цены будут снижаться. В итоге покупатели не спешат расставаться с деньгами, ожидая более выгодных предложений. При этом бизнес физически не в состоянии моментально отреагировать на изменение потребительских ожиданий с проинфляционных на продефляционные. Он некоторое время работает на склад, затем ввязывается в бессмысленную на макроуровне (но такую понятную на микро-) ценовую конкуренцию, одновременно снижая затраты - и зарплаты.
Итак, во-первых, стагнация, а затем и снижение цен вкупе с повышением запасов непроданных товаров заставляет фирмы сокращать производство и занятость. Это ведёт к дальнейшему сжатию спроса и вызывает ещё один порочный цикл: снижение цен - сокращение производства - уменьшение занятости - спад доходов и спроса.
Во-вторых, отсрочка расходов - теперь уже по причине сокращения доходов - также усиливает порочный цикл падения спроса и предложения, занятости, доходов и цен.
В-третьих, при околонулевой инфляции и тем более при дефляции реальные процентные ставки выше, чем при низкой инфляции. И они растут по мере снижения цен, несмотря на тот факт, что номинальная процентная ставка центробанка близука нулю. К примеру, если учётная ставка равна нулю, и есть 2% дефляции, реальные процентные ставки, фактически позитивны и эквивалентны росту на 2%, что дополнительно понижает и потребление, и тем более - инвестиции.
Собственно, по названным причинам центробанки стремятся стимулировать умеренную инфляцию вместо того, чтобы добиваться нулевого роста цен. Как видно из диаграммы, получается это у них в последние годы не очень хорошо. Прогнозы и цели (выделены разными цветами в зависимости от года, когда был сделан прогноз) - это одно, а реальная инфляция (серые ступени) - совсем другое.
Вот почему к решению ФРС по ставкам, которое должно быть принято на этой неделе, такое повышенное внимание. Инфляция в США, измеряемая по потребительским расходам (PCE Index), близка к нулю, а подъём учётной ставки способен отправить её в отрицательную область из-за обесценения ряда активов в которые инвестируют американцы (возникнет ощущение обеднения, что обычно тормозит расходы) и удорожания кредитов.
В конце 1930-х ФРС США уже совершила ошибку, подняв учётную ставку раньше времени. Это продлило Великую Депрессию ещё на несколько лет.
Не повторится ли сейчас тот же сценарий?
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу