29 декабря 2015 Живой журнал Нальгин Андрей
Год назад, приветствуя российские контрсанкции в отношении США и ЕС, ура-патриоты жарко рассуждали о двух вещах. О том, что ограничения на импорт новых и подержанных автомобилей из ЕС станут стимулом для российских автопроизводителей. И о том, что европейское автолобби, столкнувшись с потерями на российском авторынке, начнёт надавливать на власти, подталкивая их к отказу от санкций против России.
Сейчас, по прошествии года, уже можно поинтересоваться: каково им без нас, а нам без них?
Из позитивного. До прямых запретов на импорт автомобилей и автозапчастей дело так и не дошло. Иначе западные концерны ответили бы жёстко, вплоть до полного сворачивания российских проектов. Некоторые, правда, начали сваливать и без того (об этом чуть ниже).
Теперь о грустном. Год назад рубль упал, а цены выросли вследствие кумулятивного действия резкой девальвации вкупе с баном на импорт продовольствия из Европы. Суммарный удар по кошельку россиян получился болезненный. И ёмкий российский авторынок покатился с горки вниз без тормозов.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, за 11 месяцев 2015 года продажи автомобилей в России упали на 34,5% в годовом исчислении - до 1,454 миллиона автомобилей.
Посмотрев на разочаровывающую динамику продаж, некоторые западные бренды - вместо того, чтобы давить на свои правительства, - устремились прочь из России. Первым из крупнейших игроков сдался General Motors, объявив о решении полностью свернуть деятельность в РФ (прощайте, респектабельный Opel и демократичный Chevrolet). Также ушли испанский Seat и американский Doodge.
Как сообщают СМИ, Пока российский авторынок трещит по швам, в странах Евросоюза спрос на машины продолжает увеличиваться уверенными темпами: За последний месяц осени объем европейских продаж увеличился на 13,7% (1,085 млн единиц) по сравнению с ноябрём прошлого года.
В целом, оживление авторынка в ЕС с лихвой компенсировало автопроизводителям все потери в России. А как российский автопром воспользовался снижением конкуренции?
По данным Ассоциации европейского бизнеса, Автоваз, который продаёт сейчас автомобили Granta, Kalina, Priora, Largus и 4X4 (бывшая "Нива"), после сильного снижения продаж в 2014 году чувствует себя немного лучше рынка. За 11 месяцев 2015 года продажи Lada сократились на 30%, а весь рынок - см. выше - упал на 34,5%.
Другое дело, что даже вазовские автомобили можно считать отечественными лишь частично. К примеру, новинка, на которую АвтоВАЗ делает ставку, компактный хетчбэк Lada Xray, состоит из российских деталей примерно наполовину. И собираться он будет на французской платформе B0 (на ней Renault выпускает бюджетную модель Logan). Даже в наиболее локализованной Lada Granta более 10% приходится на импорт.
Да, понятно, что всего за год стопроцентного импортозамещения никак не добиться. Не все вопросы можно решить даже за счёт льготного 12-миллиардного кредита ВЭБа. Так, заметим в скобках, вазовским инженерам до сих пор не удалось победить вой шестерён в собственных МКПП, поэтому на Xray будет ставиться либо французская механика, либо АМТ с мехатроником фирмы "ZF Friedrichshafen AG". Поэтому путь сами с усами - априори тупиковый в стране, где четверть века разрушали, пусть и не сознательно, а по недомыслию, инженерную мысль и технологическую школу в угоду эффективным менеджерам.
Словом, от автосанкций наш автопром выиграл не слишком сильно, отечественные потребители скорее проиграли из-за роста цен (к слову, минимальная цена Xray ожидается чуть выше, чем у поставляемых в РФ зарубежных аналогов), а европейские автопроизводители особых потерь не понесли.
Так был ли смысл в игре мускулами на потребительском рынке?
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу