27 января 2016 Живой журнал Нальгин Андрей
За суетой на валютном рынке все забыли о важной вехе - 22 января исполнилось четверть века "павловской" денежной реформе, которая отняла много крови и нервов у рядовых граждан и обогатила нерядовых. Вообще, это недобрая советская традиция: раз в 25-30 лет устраивать населению подлянки с деньгами. И коль скоро на календаре знаменательная дата, а на кухнях только и разговоров, что о СССР 2.0, самое время спросить себя: не произойдёт ли в скором времени чего-нибудь похожего? Не удумают ли власти способ, как поправить свои дела за счёт избыточных сбережений россиян?
На первый взгляд, сама постановка вопроса кажется фантастикой и бредом. Но последние годы убедили в том, что планка невозможного в российской политике сильно опустилась. Зато цинизм властей в отношении собственного населения вырос в геометрической прогрессии. Да и люди старшего поколения, некоторые из которых пережили уже три сравнительно честных отъёма обмена денег, ни за что не станут зарекаться. Напротив, скажут, мол, да, это возможно.
Какие могут быть основные черты новой конфискационной денежной реформы в России?
Первое, что напрашивается, она будет носить более широкий характер, чем в СССР. В той стране хождение валюты было под запретом уголовной статьи, сейчас доллары есть даже у бабушек. Поэтому любая реформа, покушающаяся на сбережения россиян, должна охватывать не только рубли, но и валюту.
Скептикам на заметку: идеи разного рода валютных ограничений то и дело обсуждаются в парламентских и правительственных кругах. Причём не только на экспертном уровне.
Второе, что не менее бесспорно, рестрикционный обмен денег должен охватить как наличные, так и безналичные сбережения, но при этом носить вид восстановления справедливости. Подобное можно подать под соусом обязательного декларирования доходов за последние лет пять и отнимать только неподтверждённые сбережения (мягкий вариант). Либо (жёсткий вариант) установить, как в 1947 году регрессивную шкалу обмена: скажем, наличные средства и вклады в сумме до 1,4 млн руб. (текущий размер госгарантий по вкладам) обмениваются на новые деньги один-в-один, остальное либо преобразуется в 30-летние безотзывные неторгуемые гособлигации, либо в акции госбанков. Нечто подобное наблюдалось на Кипре, и можно не сомневаться, что наши монетарные власти хорошо и тщательно изучили тот опыт.
И третье - т.н. реальное обеспечение новым деньгам. Скажем, золотое. Идея очень популярна в народе, который до сих пор придаёт денежным знакам сакральный смысл. И это какой-то способ подсластить горечь потерь для небольшой части отщепенцев, в основном из среднего класса.
Разумеется, всё изложенное не только не претендует на какую-либо экономическую истину, но и в корне ей противоречит. В конце концов, через инфляцию, девальвацию и банковские кризисы отнимать сбережения проще и тише. По уму, все подобные реформаторские прожекты должны бы в зародыше разбиваться о простой вопрос зачем? (и пока во власти есть хотя бы осколки либерального блока такой вопрос будет задаваться).
Проблема в том, что мы живём в удивительное время, когда политическая целесообразность подавляет экономическую, а химеры искажённого сознания подменяют реальность, данную в ощущениях. И на фоне остающихся без адекватного ответа вопросов Зачем?! про Крым, Донбасс и Сирию робкие сомнения в целесообразности монетарных авантюр легко заглушаются речёвками о возрождении могущества державы.
Так что, денежным реформам - зелёный свет?
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу