Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Яндексу не хватает мобильности » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Яндексу не хватает мобильности

19 февраля 2016 Инвесткафе Комбаев Олег
Девальвация рубля двояко влияет на бизнес Яндекса: его выручка растет, а рентабельность падает. При этом, говоря о будущем компании, приходится констатировать, что ее оперативная метрика указывает на плохую адаптацию к росту мобильной составляющей глобального интернет-трафика.

Вопреки устоявшейся традиции, начну анализ перспектив акций Яндекса на NASDAQ с оценки мультипликаторов. Обновленные данные с учетом результата 4-го квартала указывают на 18%-й потенциал роста, что квалифицируется как значимая недооценка стоимости. Однако, прежде чем предложить рекомендации по рынку, считаю интересным повнимательнее рассмотреть наметившиеся тенденции в бизнесе компании.

Яндексу не хватает мобильности


Начну с хорошего. За минувший квартал количество рекламодателей Яндекса подскочило на 24%. Это самый высокий темп роста за последние шесть кварталов. Кроме того, это означает непрерывное ускорение прироста их числа на протяжении последних пяти кварталов. Период экономических сложностей стимулирует рекламодателей активно осваивать Интернет, отказываясь от традиционных способов размещения рекламы (ТВ, билборды и так далее). На мой взгляд, в ближайшем будущем мы можем рассчитывать на продолжение этой тенденции к выгоде Яндекса. Как следствие, рублевая выручка выросла на 23,4% г/г, показав лучший результат с 3-го квартала 2014 года и на 130 млн руб. превысив рыночный консенсус.

Но картина существенно меняется, если перейти к анализу долларовых показателей. Номинированная в долларах валовая выручка Яндекса составила $248,3 млн (-4,8 % г/г). Причем, если бы не эффект низкой базы, темп падения был бы значительнее.

Яндексу не хватает мобильности


Источник: отчетность компании, расчеты и графика Инвесткафе.

Яндекс выигрывает от девальвации рубля, когда речь идет о бюджетах рекламодателей. Однако интернет-индустрия сложно поддается "импортозамещению". Хотя бы потому, что зарплаты ведущих IT -специалистов и менеджеров привязаны к доллару. Кроме того, расходы на аренду офисов также индексируются в зависимости от курса доллара. В результате административно-хозяйственные издержки Яндекса в 4-м квартале подскочили до 4,112 млрд руб. (+ 79% г/г), а операционная и чистая рентабельность снизилась.

Яндексу не хватает мобильности


Источник: отчетность компании, расчеты и графика Инвесткафе.

Контекстная реклама генерирует 90% всей выручки Яндекса. Конечно, прочая выручка, включающая в себя доход от сервиса Ядекс.Такси, увеличилась на существенные 129% г/г, но это лишь 3% общего дохода. Пройдет немало времени, пока доход от этого сегмента начнет играть значимую роль для совокупного результата. Поэтому, рассуждая о будущем Яндекса, в первую очередь следует уделять внимание его доле на поисковом рынке России.

Яндекс, основываясь на данных LiveInternet.ru, отчитался о росте своей доли поискового рынка на 0,2% относительно прошлого квартала. При этом его главный конкурент Google показал точно такой же результат. Сузилась доля только у Mail.ru, а позиции Яндекса и Google остались практически неизменными. Но будет ли так дальше?

Анализируя отчетность Facebook, Yahoo, Google и даже Alibaba Group, я обнаружил неопровержимые доказательства того, что интернет-трафик перетекает в мобильную среду без замедления. Это накладывает отпечаток и на показатели сегмента интернет-рекламы. Мобильные объявления становятся меньше и дешевле, но кликают их чаще. К примеру, упомянутый Google прекрасно адаптировался к новым правилам игры. А вот оперативная метрика Яндекса меня настораживает. Прирост количества платных кликов Яндекса в 4-м квартале составил лишь 10% г/г, продемонстрировав самый низкий темп роста с начала 2013 года. Обратите внимание, как контрастирует динамика данного показателя Яндекса и Google начиная с 1-го квартала прошлого года. Причем в этом случае ссылаться на статистический эффект разной базы нельзя, так как в 4-м квартале 2014-го темпы роста платных кликов у обоих конкурентов отличались несущественно.

Яндексу не хватает мобильности


Источник: отчетность компании, расчеты и графика Инвесткафе.

Итак, исходя из своих ожиданий для рынка нефти, я считаю, что оснований надеяться на долгосрочное укрепление рубля и стабилизацию экономики нет. Вероятно, вследствие этого количество рекламодателей Яндекса и, соответственно, его выручка увеличится. Однако положительного эффекта для рентабельности это не даст. И главное, стойкая тенденция к снижению количества платных кликов Яндекса не согласуется с глобальной тенденцией ухода интернет-трафика в мобильный сегмент. Если компания не решит эту проблему, в скором будущем даже ее рублевая выручка прекратит рост. С учетом изложенного, недооценка акций компании, исходя из мультипликаторов, выглядит обоснованной.

Итоговая рекомендация по акциям Yandex (NASDAQ) — «держать». Отчетность за 1-й квартал позволит более точно оценить перспективы компании.

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу