25 марта 2016 Фридом Финанс
Более половины новых энергомощностей в мире в 2015 г. —возобновляемые источники. Это в том числе объясняется тем, что в 2015 г. с падением цен на нефть и газ количество инвестиций в нефтяные месторождения резко снизилось. Так, число буровых установок в США, по данным Baker Hughes, упало с 1,6 тыс. в октябре 2014 г. до 0,37 тыс. по данным на 24 марта 2016 г.
Вложения в "зеленую" энергетику — это долгосрочные инвестиции, проекты по которым стартовали ранее 2015 г. В прошлом году 55% инвестиций в возобновляемую энергетику пришлось на долю развивающихся стран, против 45% на долю развитых стран. Такое соотношение объясняется правительственными программами защиты окружающей среды в Китае и Индии, а также потребностью в электроэнергии в сельских районах развивающихся стран, находящихся вдали от развитой инфраструктуры традиционной энергетики.
Эластичность спроса на возобновляемую энергетику по цене нефти имеет значительный временной лаг. Если цены на нефть и газ в течение длительного времени будут находиться на низких уровнях, то это может переломить тенденцию к росту инвестиций в генерацию "зеленой" энергии.
Чистая энергия сегодня — уже прерогатива не только научно-исследовательских лабораторий, финансируемых правительствами и венчурными фондами. Теперь и крупные банки кредитуют проекты по ветряным и солнечным тепло- и электростанциям. "Зеленая" энергетика развивается в таких разных странах, как Египет, Марокко, Норвегия.
С ростом инвестиций в выработку чистой энергии увеличиваются инвестиции в хранение чистой энергии, разработку более совершенных аккумуляторов. Так, аналитики ожидают, что 2020-е годы будут десятилетием электромобилей.
Цены на аккумуляторы упали на 35% в прошлом году, и эта тенденция не ослабевает. За следующие шесть лет, по прогнозу Bloomberg, цена и ёмкость аккумуляторов достигнут таких значений, что электрические транспортные средства станут несубсидируемыми (стоимость батарей сегодня составляет треть от цены электромобиля). Это будет реальным стартом массового рынка электромобилей. К 2040 г. электромобили будут стоить меньше $22 тыс. (в ценах 2016 года). К примеру, Tesla Model S сегодня на рынке США продаётся за $70 тыс. и является субсидируемой правительством США.
К 2040 г., по прогнозам Bloomberg, 35% новых автомобилей во всем мире будут на полностью электрической тяге. Это противоречит прогнозам ОПЕК, эксперты которой указывают на гораздо меньшую долю - в 1%.
В 2015 г. объем продаж электромобилей вырос на 60%. Такие же темпы прироста в 60% в Tesla Motors ожидают до 2020 г. Данный темп прироста сравним со скоростью распространения автомобиля Ford Model T, который вытеснил лошадей и повозки с улиц в 1910-е гг. Для сравнения, рост продаж солнечных панелей составляет около 50 % в год, а светодиодных ламп — примерно на 140% в год.
Если тенденция роста по 60% в год продолжится, то электромобили смогут вытеснить спрос на нефть в размере 2 млн баррелей в день уже к 2023 г. Это может привести к перенасыщению рынка нефти и новому нефтяному кризису.
Более консервативные прогнозы роста рынка электромобилей по 45% в год приводят к вытеснению 2 млн баррелей в день в 2028 г.
На каком уровне и когда система достигнет баланса между "зелёной" энергетикой и традиционной ископаемой пока ответить сложно, но тенденции на ближайшее десятилетие заданы.
Рост инвестиций в "зелёную" энергетику приводит к тому, что снижается прямая зависимость между ростом мирового ВВП и выбросами углекислого газа в атмосферу. В последние четыре года, несмотря на активный рост мирового ВВП, выбросы CO2 сохранились примерно на одном уровне. Рост инвестиций в "зеленую" энергетику даёт надежду на то, что в следующие десятилетия возможен рост мирового ВВП без разрушения экосистемы планеты.
http://ffin.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу