Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
С 1 октября экспортная пошлина на нефть вырастет на $25/т » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

С 1 октября экспортная пошлина на нефть вырастет на $25/т

С 1 октября размер экспортной пошлины на нефть может увеличиться на $25/т и составить около $248-$250/т. Об этом сообщил заместитель начальника отдела таможенных платежей Минфина России Александр Сакович. Большинство аналитиков считают увеличение экспортных тарифов закономерным и не видят в этом политических мотивов.

Эксперт Экономической экспертной группы Игорь Беляков считает, что повышение пошлины вызвано исключительно ценами на мировом рынке. "Таково законодательство, что пошлина привязана к мировым ценам". Напомним, что в начале 90-х гг. размер экспортных тарифов на нефть каждый раз устанавливался постановлением правительства. С 2004 г. размер экспортных пошлин определяется на основании двухмесячного мониторинга средних цен Urals на мировом рынке. "Привязка к мировым ценам на нефть выглядит совершенно логичной, потому что нефтяные ресурсы являются общенародным достоянием, не только НК, - считает Беляков. - Я защищаю сам принцип: экспортная пошлина должна расти пропорционально росту цен на нефть. Можно судить о том, какой это должен быть процент. Естественно, он не должен быть слишком низким, но при этом НК должны сохранять стимулы для инвестиций".

Другой точки зрения на таможенно-тарифную политику государства придерживается эксперт отдела финансов НКГ "2К Аудит – Деловые консультации" Зиновий Алмазов: "Повышение экспортной пошлины – один из механизмов удержания цен на бензин. Эта мера весьма своевременна, принимая во внимание приближающиеся выборы".

С таким мнением категорически не согласна Мария Белова, эксперт Института энергетики и финансов. "Это самое простое - сказать, что чем выше пошлины, тем больше будет защищен внутренний рынок". В последние годы на внутреннем рынке дефицит бензина не наблюдался, подчеркивает она. "Лукойл" прогнозирует дефицит в 2008-2009 гг., но это будет дефицит высокооктанового бензина, и проблемы здесь в структуре НПЗ. Дело в том, что пока не привлекаются инвестиции в нужном объеме, чтобы этот спрос удовлетворить". Что же касается прямой зависимости между величиной пошлины и объемом экспорта, то, как утверждает Белова, связь между ними минимальная: компании как экспортировали нефть, так они и будут экспортировать. "Я пока не знаю, какой должна стать величина пошлины, чтобы экспорт стал запретительным". В настоящее время себестоимость одной тонны нефти составляет $50/т, на мировом рынке нефтяные компании продают ее по цене $500/т. Размер экспортной пошлины с октября будет равен $248-250/т. Следовательно, в убытке они явно не останутся.

"Другое дело, что существует временной лаг, и может сложиться такая ситуация, что при снижении цены на нефть пошлина по-прежнему будет высокой, и это будет давлением на НК с точки зрения потока денежной наличности, - отмечает директор по исследованиям Cambridge Energy Research Associates Виталий Ермаков. Тем не менее, полагает он, даже в случае снижения цен на нефть при сохранении высоких экспортных пошлин за 12 месяцев выручка нефтяных компаний сбалансируется в любом случае. "За 12 месяцев пошлина когда-то больше, когда-то меньше, но в среднем она все равно рассчитывается по одной и той же формуле".

Впрочем, предпосылок для снижения цен на нефть не предвидится. Эксперты прогнозируют, что сезон ураганов в США, который продлится до конца ноября, напряженность на рынке, начало предотопительного сезона, - все эти факторы будет играть в сторону повышения цены в октябре-ноябре.

Данара Чурюмова,